Игры для развития речи
материал на тему

Попова Галина Борисовна

Представленная подборка игр предназначена для развития речи и пополнения словоря обучающихся, воспитанников разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_rechi.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речи

«Интервью»

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер - тот, кто задает вопросы.

Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры:

1) воспитатель интервьюирует ребят,

2) дети берут интервью у воспитателя,

«Испорченный телефон» 

Цель: последить за тем, как происходит искажение информации в процессе ее передачи.

Педагог напоминает 1 условие: «внимательно слушай то, что говорит другой человек». 2 - 4 участников выходят из класса. Остальные являются наблюдателями, задача которых обратить внимание на возникающие искажения. Затем один входит в класс, и педагог читает ему содержание информации, которую данный ученик должен передать следующему. Остальные по очереди так же входят в класс, выслушивают рассказ и передают его содержание следующему. Когда все выходившие за дверь участники снова собрались в классе, педагог заново читает содержание информации, которую он передал первому из выходивших. Участники сравнивают способ передачи информации отдельными учениками.

«Противоположность»

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Что означает выражение?» или «Пословицы».

Особенность фразеологизмов, пословиц, поговорок состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент. Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

Например:

Ребенок сказал:

пойти на исправку

куда глаза видят

душа в подметки ушла

свободная птица  

открыть Африку

посчитать в голове

глаз упал на книжку

на свежий ум

нервы скандалят

в пятки не годится

Взрослые говорят:

пойти на поправку

куда глаза глядят

душа в пятки ушла
вольная птица

открыть Америку

посчитать в уме
взгляд упал на что-нибудь

на свежую голову

нервы шалят

в подметки не годится

Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Пословицы:

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а не ученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

«Придумываем рассказ».

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например: "На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

«Дополнить предложение».

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

«Давай придумывать»

Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. Изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;

ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится, напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает: "У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

«Снежный ком»

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы. Варианты игры:

1. "Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".

Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло". Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".

Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".

Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д.

3. "Накрываем на стол"
Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".

Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. "Собираемся на прогулку"

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".

Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

5. "Ждем гостей"

Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".

Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы".

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д

«Сочини предложение»

Педагог предлагает группе карточки, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

«Мостик».

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

«Шаги. (Кто быстрее доберется до...)»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

«Предлоги»

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

«Добавь букву»

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают, таким образом, по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Другой вариант. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков, наконец, не потребует назвать слово.

«Путешествие».

Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант. Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".

И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные.

«Внимание! Розыск!»

Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко, допускается описывать одежду. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

«Цепочка»

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

«Распространение предложений».

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

«Многозначные слова».

Взрослый: "Иногда мы одним и тем же, словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие. Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа). Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

"Похожие слова" - синонимы.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов. Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный). Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".

 Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)

Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

сахар сладкий, а перец ...,
дорога широкая, а тропинка ...,
пластилин мягкий, а камень ...,
чай горячий, а мороженое ...,
кисель густой, а морс ...,
лист наждака шершавый, а лист бумаги ...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ...
Днем светло, а ночью...

Другой вариант: Кашу варят густую и (жидкую). Звери бывают смелые и (трусливые). Морковь можно есть сырой и (вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными).

Продолжи ряд.

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения. Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.
Задания для упражнения "продолжи ряд" воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

Люди - человек, дети - …

Сын - дочь, внук - …, племянник - …

Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …

Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …

Шпалы - деревянные, рельсы - …

Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …

Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …

Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …

Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …

Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … - много …

«Перевертыши»

Ведущий читает слова с лева направо, ребята должны произносить слова правильно.

СУБЕР        ребус

ОВОЛС        слово

ОМЬСИП        письмо

АЖЕВЕН        невежа

ТИВАФЛА        алфавит

СУРИПАП        папирус

АГИНК        книга

КОТИВС        свиток

АКЕТОИЛБИБ        библиотека

АЦИНАРТС                страница

АТОМАРГ                грамота

«Прятки».

Д

И

С

М

Е

П

К

О

Д

У

Е

Т

О

С

К

А

Найти в квадрате 23 спрятанных слова. (По диагонали читать нельзя).

Ответ: ус, дед, иск, ком, кот, мот, пуд, суд, суп, ток, том, атом, диск, кекс, кета, писк, пуск, скат, скот, доска, каток, дискотека, оксид.

«Подстава».

К окончаниям слов надо приставить впереди три любые буквы, чтобы получилось другое слово.

…ЕЛЬ - газель

…ШОК - горшок

…ПИР - вампир

…ТОН - тритон

…ЗАЛ - вокзал

…КОН - балкон

…ХОД - приход

…ТОК - восток

…ЛАК - кишлак

…ЛАД - доклад

…ЛУК - каблук

«Грамматическая арифметика».

Ведущий читает «пример», дети называют слово.

ЧИСТЫЙ – ЫЙ + О + ТЕЛО – О = (чистотел)

ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = (частушка)

ЧУДЕСА – А + НЫЙ = (чудесный)

АВТОР – Р + МАТРАЦ – РАЦ = (автомат)

ПАРК – К +ОВОД – Д +З = (паровоз)

КОСМОС – ОС + Ы = (косы)

МАК – К + ЛИПА – ПА + НА = (малина)

ЛЕВ + КОЙКА – КА = (левкой)

КАБАН – АН + ЛУК = (каблук)

КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = (коридор)

КВА + РАК – АК + ТИРА = (квартира)

КОТ + ЕЛКА – КА = (котёл)

КЕДР – ДР + РОСИНКА = (керосинка)

ЕЖИ – И + Е + ВИКА = (ежевика)

«Занимательное сложение».

Ведущий показывает карточки, на которых написана буква и в скобках некое понятие, которое надо вспомнить и называть устно. Например:

Э + (подъемник) = отражающая поверхность (экран)

П + (насекомое) = предлог для чего-нибудь (повод)

Х + (хищник) = помещение для скота (хлев)

М + (суп) = насекомое (муха)

Г + (цветок) = атмосферное явление (гроза)

М + (музыкальный инструмент) = имя (Марфа)

Б + (часть бильярдного стола) = одежда (блуза)

М + (змея) = родственник (муж)

С + (занятие) = грызун (сурок)

Ж + (транжир) = жадина (жмот)

Д + (часть окна) = театральный жанр (драма)

«Закономерность». 

Ведущий раздает карточки. Надо найти закономерность в словах.

БАГОР         (роса)                 ТЕСАК

ГАРАЖ         …….                ТАБАК (жаба)

ФЛЯГА          (альт)        ЖЕСТЬ

КОСЯК         ……            МИРАЖ (кожа)

КНИГА         (аист)            САЛАТ

ПОРОГ         ……              ОМЛЕТ (грот)

ЛОТОК         (клад)        ЛОДКА

ОЛИМП        ……..         КАТЕР (порт)

ПАРК           (краб)            ПОЛБА

ТОРТ         ……..               МЕТЛА (трал)

ДОМ             (море)         КАТЕР

СКВЕР          ……            РАК  (река)

СТОПА         (соль)            КЛЕТЬ

ПАУЗА          …..               СТЕПЬ (путь)

ВОСК           (соха)        ФРАХТ

СКОТ             …….        ФРОНТ (окно)

ПАРУС          (сажа)         САРЖА

АНОНС          ……           ОГРЕХ (снег)

КАНВА         (внук)       УЛИКА

ХОЛСТ           ……         ОЛЕНЬ (слон)

«Числа – это …».

Играющие Должны угадать слова, которые ассоциируются с числами.

вопрос

ответ

вопрос

ответ

33 = Б в А

Букв в алфавите

90 = Г в ПУ

Градусов в прямом угле

1001= Н

ночь

24 = Ч в С

Часов в сутках

12 = ЗЗ

Знаков зодиака

6 = Ц в ПИ

Цифр в почтовом индексе

54 = К в К (+Д)

Карт в колоде (+ джокер)

11 = И в ФК

Игроков в футбольной команде

9 = П в СС

Планет в солнечной системе

64=К на ШД

Клеток на шахматной доске

28 = Д в Ф

Дней в феврале

7= ЧС

Чудес света

13 = П у АФ

Полосок у «американского флага»

45 = МИУ

Минут идет урок

«Четвертый лишний».

Ребятам предлагается расшифровать анаграммы и назвать слово, которое не объединяется с остальными тремя общей темой.

РАКОЧВА, ЕХРО, ЛЬБГДОУ, ЛУПЕДЬ (овчарка, орех, бульдог, пудель)

АТСЕН, РАКЫШ, ТИВОНКР, КООН (стена, крыша, вторник, окно)

ШАДОЛЬ, ЗОАК, РЁОБП, ШУРГА, (лошадь, коза, бобёр, груша)

ААЛТЕРК, КОЖАЛ, ДМЕНЧОА, ШКАЧА (тарелка, ложка, чемодан, чашка)

ДНАВИ, СЕОТТ, СЛОТ, ЛЕКСОР (диван, тесто, стол, кресло)

ТУРО, ЕНЬД, ТЁЛОМАС, ЕРВЕЧ (утро, день, самолёт, вечер)

БАСАКОЛ, ЧИНАВЕТ, ЛЕКАСЁД, КОКОРО (колбаса, ветчина, селёдка, окорок)

ЦАЯЗ, КЛОВ, ГАЙУПОП, СЫРЬ  (заяц, волк, попугай, рысь).

«Тройной прыжок».

Ведущий произносит (показывает карточки) по три определения. Надо назвать существительное, которому они все подходят.

Дежурная, военная, значительная (часть)

Жёсткая, густая, собачья (шерсть)

Порошковое, убежавшее, топлёное (молоко)

Хорошая, плохая, приятная (новость)

Захватывающая, азартная, спортивная (игра)

Добрый, рослый, снежный (человек)

Женский, деревянный, биологический (пол)

Удобный, жидкий, вращающийся (стул)

Ватный, парчовый, домашний (халат)

Белый, спящий, гималайский (медведь)

Атласная, клейкая, пулемётная (лента)

Жгучая, чужая, военная (тайна)

Хрупкое, бутылочное, тонированное (стекло)

Овощное, картофельное, яблочное (пюре)

Белый, новый, тусклый (свет)

Походная, национальная, китайская (кухня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи.

Очень часто,  мы и не подозреваем -насколько важно играть с детьми, начиная с самого рождения.......

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

Игры для развития речи.

Данная презентация входит в состав творческого проекта "Артикуляционная гимнастика". Позволяет не только отрабатывать отдельные упражнения, но и в занимательной форме организовать игры на внимание и т...

Игры для развития речи 2.

Вторая часть речевых игр в составе творческого проекта "Артикуляционная гимнастика"....

Буклет для родителей "Игры по развитию речи"

Буклет составлен для родителей. В буклете собраны игры для обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи и связной речи....

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 В коррекционной  работе использую различные  игры  для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой моторики; речи (автоматизируя ...