Совершенствования вычислительных навыков посредствам использования МСО в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
учебно-методический материал по теме

Белая Надежда Александровна

Данный материал предназначен для учителей-деффектологов. Причина, по которой я стала работать над этой темой - это темп работы учащихся, низкий интерес к предмету. Математика является  одной  из  важнейших  наук  на  земле  и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.   Поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой  науке.  На  мой  взгляд, развивать  познавательный  интерес   к   математике   возможно   с   помощью использования различных видов устного счета, устных упражнений и МСО на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya.pptx307.07 КБ
Файл belaya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование вычислительных навыков посредствам использования МСО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слайд 2

Константин Дмитриевич Ушинский : « учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия».

Слайд 3

Цель моей работы: способствовать совершенствованию вычислительных навыков, посредствам использования современных технологий (мультимедиа); разработать комплекс устных упражнений с использованием ИКТ.

Слайд 4

Задачи: изучить педагогико - эргономические требования к составлению МСО; подготовить и провести различные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математики с использованием современных технологий; сделать выводы, по использованию данных видов устных упражнений, разработанных при помощи Power Point .

Слайд 5

Этапы работы: Организационно-исследовательский. Практическо-экспериментальный . Результативный.

Слайд 6

Устный счет помогает: переключить ученика с одной деятельности на другую; подготовить учащихся к изучению новой темы; включить задания на повторение и обобщение пройденного материала; развивать интеллект учеников.

Слайд 7

При выполнении устных упражнений учащийся учится : устанавливать связи между объектами сравнивать контролировать свои рассуждения развивать память развивать гибкость мышления

Слайд 8

Виды устных упражнений: «Математические цепочки»; Задание «Исправь ошибку»; Игра с таблицей; «Найди лишнее»; Игровые моменты; Решение задач; Математика в стихах. «Математические цветки»; «Математические кроссворды»;

Слайд 9

23 32 16 64 93 115 3 8 +9 :2 *4 :8 -5 *31 +22

Слайд 10

212 * 2 = 424 150 : 3 = 50 505 * 0 = 505 844 : 4 = 211 70 * 3 = 201 758 : 2 = 982 0 210

Слайд 11

12 32 42 18 28 56 24 16 64 30 20 40 36 21 22 48 8 50

Слайд 12

1 кг; 1 т; 1 см; 1 ц ; 1 г 1 т; 1 км; 1 м; 1 ц 10 см; 10 кг; 10 км; 10 мм

Слайд 13

километр килограмм час рубль метр сантиметр грамм копейка минута центнер тонна год рубль

Слайд 14

- 250 км - ? , в 5 раз меньше, чем

Слайд 15

7 · 7 стихотворений Написал поэт Арсений. 8 сочинил он в школе. 3 – в гостях у дяди Коли . 5 – в театре, 6 – в трамвае, 3 – в спортзале, 2 – в сарае, 3 – чулане Дома – ноль. 10 – по дороге к Зине. Остальные – в магазине . Сколько там поэт Арсений написал стихотворений? Сочинитель 9 стихотворений

Слайд 16

32 :8 80 800 808 240 4 10 100 101 30

Слайд 17

1 2 4 5 3 6 7 8 9 10 11 12 13 По горизонтали: 1) 7 · 6= 3) 5 · 5= 4) 2 · 7= 6) 6 · 9= 9) 5 · 6= 10) 4 · 8= 12) 3 · 5= 13) 9 · 9= По вертикали: 2) 3 · 7= 3) 6 · 4= 5) 7 · 7= 6) 8 · 7= 7) 8 · 5= 8) 9 · 7= 9) 7 · 5= 11) 4 · 7= 4 1 2 4 4 9 5 6 4 6 3 5 2 8 1 1 2 5 0 3

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Совершенствования вычислительных навыков посредствам использования МСО в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «что учение, лишённое всякого интереса и  взятое только силой принуждения, убивает  в  учении  охоту  к  овладению  знаниями. Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к  интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия».

Математика является  одной  из  важнейших  наук  на  земле  и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.   Поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой  науке.  На  мой  взгляд, развивать  познавательный  интерес   к   математике   возможно   с   помощью использования различных видов устного счета, устных упражнений

Причина, по которой я стала работать над этой темой - это темп работы учащихся. Ребята считали медленно и неточно. Часто запланированные задания на урок выполнялись не полностью. Приходилось отводить дополнительное время на прохождение той или иной темы, а его всегда не хватает.

Хорошо развитые навыки устного счета - одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо, когда учащиеся приходят к нам из начальной школы. Именно в 5-6 классах закладываются основы обучения математики. Если не научить считать в этот период, в дальнейшем появятся трудности в работе.

Цель моей работы:

  • способствовать совершенствованию вычислительных навыков, посредствам использования современных технологий (мультимедиа);
  • разработать комплекс устных упражнений с использованием ИКТ.

Задачи:

  • изучить педагогико - эргономичные требования к составлению МСО;
  • подготовить и провести различные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математики с использованием современных технологий;
  • сделать выводы, по использованию данных видов устных упражнений, разработанных при помощи Power Point .

Свою работу я разбила на 3 этапа:

  1. Организационно-исследовательский:  обозначение проблемы; поиск необходимых упражнений, заданий, для совершенствования вычислительных навыков учащихся; изучение литературы по созданию МСО.
  2. Практическо-экспериментальный: создание различных видов устных упражнений при помощи Power Point  и применение их на уроках.
  3. Результативный: подведение итогов, использования созданных упражнений; возможные рекомендации для дальнейшей работы.

Более подробнее остановимся на первом этапе, теоретическом.

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Устные упражнения – одно из средств формирования устных вычислительных навыков. Именно во время устной работы пятиклассник и шестиклассник эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения.

 Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При выполнении устных упражнений развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Устная работа это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.

Упражнения с применение информационных технологий эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности.

Именно поэтому я решила, что использование мультимедийных презентаций будет эффективно на этапе подготовки к восприятию, обобщения и повторения, где чаще всего используются устные упражнения. 

Мультимедийные обучающие презентации помогают удобно и наглядно представить материал.

Как показывает практика создания и использования в учебном процессе мультимедийных презентаций, необходимо соблюдение основных эргономических требований, которые формируются с учетом особенностей восприятия учащимися цвета, текста, объектов и целостного содержания презентации.

При создании МСО я учитывала следующие требования:

  • использование не более 5 цветов во всей презентации, подбирать необходимо гармоничные цветовые сочетания;
  • учитывать оценку четкости сочетания цветов при выборе цвета текста и цвета фона;

Цвет шрифта

Цвет фона

Оценка четкости

1

Черный

Белый

Очень хорошо

2

Черный

Желтый

Хорошо

3

Синий

Белый

Хорошо

4

Зеленый

Белый

Хорошо

5

Красный

Белый

Удовлетворительно

6

Красный

Желтый

Удовлетворительно

7

Белый

Черный

Удовлетворительно

8

Зеленый

Красный

Плохо

9

Оранжевый

Черный

Плохо

10

Оранжевый

Белый

Плохо

  • использовать стандартные шрифты, не более двух шрифтов для всей презентации;
  • объекты компоновать рекомендуется близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы;
  • в презентации не должно быть ничего лишнего, каждый слайд должен представлять собой необходимое звено и работать на общую идею презентации.

Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем брались за вычисления все более трудные. Если сразу обрушить на ребят сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

Пронаблюдав за ребятами, я выделила для себя проблему: учащиеся очень медленно считают, так как не достаточно хорошо развито знание таблицы умножения и деления, навык сложения и вычитания чисел с переходом через разряд, классификация чисел полученных при измерении, знание классов и разрядов числа.

 Именно поэтому я приступила ко второму этапу - разработке комплекса устных упражнения при помощи ИКТ, необходимых для совершенствования вычислительных навыков.

Проработав множество видов устных упражнений, выделила для себя несколько видов, которые наиболее стимулируют учебную деятельность, активизирую ребят:

  1. Математические цепочки;
  2. Задание «Исправь ошибку»;
  3. Игра с таблицей;
  4. «Найди лишнее»;
  5. Игровые моменты;
  6. Решение задач;
  7. Математические цветки;
  8. Математические кроссворды;
  9. Математика в стихах.

Сейчас я вас с некоторыми из них познакомлю.

«Математические цепочки» - совместно с ребятами, последовательно выполняем действия.

«Задание «Исправь ошибку»» - пользуется очень большой популярностью, ребятам нравиться чувствовать себя в роли учителя, особенно нравиться момент выставления оценки и обоснования её.

«Игра с таблицей» - одно из самых ёмких упражнений, для осуществления игры можно использовать самые различные вопросы:

  1. Есть ли столбики с числами в возрастающем и убывающем порядке?
  2. Увеличь на 1 числа первой строчки (назови последующее).
  3. Уменьши на 1 числа второй строчки (назови предыдущее).
  4. Найди числа, в которых 0 ( 8, 2) единиц.
  5. Найди числа, в которых 4 (2, 3) десятка
  6. Найди числа, в которых количество  единиц равно количеству десятков.
  7. Найди числа, в которых количество единиц меньше количества десятков и т.д.

Эту же таблицу можно использовать и на последующих уроках с заданиями:

  1. Увеличь числа второй строчки на 3.
  2. Прибавь 2 к числам третьей строчки.
  3. Увеличь числа четвертой строчки на 1 десяток.
  4. Вычти 10 из чисел пятой строчки.
  5. Найдите лишнее число в таблице. Почему?
  6. Выберите из таблицы числа, которые делятся на 4.
  7. Есть ли числа, которые не встретятся в таблице умножения?

Работа проводится в виде соревнования: "Кто быстрее?", "Какой ряд сделает меньше ошибок?".

«Найдите лишнее» - учащимся предлагается ряд с числами, найдите лишнее, обоснуйте. Можно тоже соревновательного характера.

«Игровые моменты» - можно использовать как динамические паузы, элементы физминуток, класс разбивается на группы, каждой из групп дается свое название, допустим «Меры длины», «Меры массы», «Меры стоимости», «Меры времени». При появлении меры, относящейся к их группе им необходимо встать( хлопнуть, топнуть и т. д.). Темп к концу задания убыстряется.

«Решение задач» - стараюсь использовать каждый устный счет. Даю ребятам, каждому, найти ответ и назвать только результат, а затем обосновать получение такого результата.

А так же различные: математические цветки, кроссворды, математика  в стихах и т. д..

Я ещё работаю на этапе практическо-экспериментальном, но уже можно сказать сейчас. Что такая форма работы значительно увеличила темп работы на уроке, способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и  умений,  также играет немаловажную роль в привитии  и  повышении  у  детей  познавательного интереса к урокам  математики,  как  одного  из  важнейших  мотивов  учебно-познавательной  деятельности,  развития  логического  мышления,  и 

развитии личностных качеств ребенка коррекционной школы.   Вызывая  интерес  и  прививая любовь к математике с помощью различных  видов  устных  упражнений и применении МСО  учитель  помогает  ученикам  активно   действовать   с   учебным   материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы  вычислений  и  решения задач, менее рациональные заменять более совершенными.  А  это  -  важнейшее условие сознательного усвоения материала.

В дальнейшем я планирую разработать электронное пособие для учителей математики, содержащие различные виды устных упражнений

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача - социальная адаптация воспитанников через учебно-воспитатель...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для  1-3 классов   специальной  коррекционной школы VIII вида...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...

Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....