Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках русского языка в свете требований стандартов нового поколения.
статья на тему

Короткова Екатерина Владимировна

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для педагога важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.

Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Важнейшая функция школы – воспитательно-образовательная. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества,  как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Поставленная цель реализуется через программы внеурочной деятельности. В школе №5 разработана и действует региональная программа «Казачий компонент», проводятся классные мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию:

- организация фотовыставки «Моя малая родина»,

- неделя «Музей и дети»,

- сбор материалов и создание «Ленты памяти»,

- уроки мужества, акции «Цветы ветеранам», «Обелиск».

Литература родного края формирует у школьников высокую гражданскую позицию, патриотическое сознание, уважение к  культуре и истории своего края, обогащает их духовно-нравственный опыт лучшими чертами менталитета казачества. Учащиеся постигают  категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к своей «малой» родине. Каждое художественное произведение Нижнего Поволжья актуально. Так как является культурно-историческим, духовно-нравственным наследием родного края. Родина, родной край - однокоренные слова. Род человеческий на том и держится, своё родное любить нужно, защищать и заботиться.

Шестилетнего мальчика попросили ответить на вопрос: «Танкисты, пехотинцы, артиллеристы – кто это? Назови одним словом.» «Наши» - не задумываясь,  ответил мальчуган, маленький патриот своей большой Родины.

На Руси самым обидным было сказать человеку, что он без роду, без племени, назвать иваном, родства не помнящим.

Филологи, как никто другой, понимают, что уроки литературы – это уроки добра, на которых кроме выявления в произведениях конкретно-исторического смысла и общечеловеческого содержания развивается эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение. Школьники овладевают умением грамотно использовать  русский  литературный язык  при создании собственных устных и письменных высказываний ( сочинение «Любимый уголок природы», диспут на тему: «Что такое счастье?», выпуск газеты «Край мой родной»)

Здесь будет уместно привести пример: казачья притча «Александрушка»

«В стародавние времена у казаков был страшный обычай: родится парень – оставляли жить, воина из него растили, а если девочка – в куль заворачивали да в реку с обрыва бросали. А жён себе казаки из дальних походов привозили. У одного казака долго детей не было, родилась девочка, скрыли ото всех, назвали Александрушкой и стали воспитывать, как парня. Александрушка огонь была: и на коне скакать, и из лука стрелять. Пришла беда, враги напали,  много казаков побили. Впереди вражеского войска турок в железной маске, ничего его не брало ни стрела, ни сабля. Александрушка ночь думала и хитрость придумала, рано утром против войска одна выехала, стрелу к небу направила, удивились враги, головы вверх подняли, и турка тоже, шея толстая из-под маски открылась. Пустила Александрушка стрелу и убила главаря. Расправились враги с Александрушкой, изрубили. А тут и наши казаки подоспели, побили татар. Нашли мертвую Александрушку, стали в чистую одежду обряжать, чтобы похоронить, смотрят, Александрушка – девушка. Выходит девушка казачий род спасла, за нас всех смерть приняла, давайте отменять обычай. С тех пор казаки перестали девочек с обрыва в реку сбрасывать»

После ознакомления с притчей равнодушных не было. Высказываний было много, у девочек негодование: как это нас? Мальчики недоумевали, чувствуя себя как бы «виноватыми» за прадедов. На эмоциях и душевном подъеме рождается истина, приходит самосознание: что есть сам человек? Как мастерица из мелкого бисера создаёт картину, так и человек соткан из своих помыслов, поступков. Задача семьи и школы помочь нашим детям не оступиться, не запятнать себя, а стать достойными.

Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовно-нравственным воспитанием. Наиглавнейшая задача педагогов – вырастить честных, добрых, достойных, трудолюбивых людей, чтобы они нашли своё место в жизни и использовали полученные знания и умения на благо Родины.

И последнее… Словом можно убить,

                         Словом можно спасти,

                         Словом можно полки за собой повести.

Учителя-словесники,  именно на нас лежит большой груз ответственности в становлении личности. Об этом нужно помнить всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_doklad.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пилясова Е.В.,

МБОУ СОШ №5 г.Михайловки

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках русского языка в свете требований стандартов нового поколения.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для педагога важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.

Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Важнейшая функция школы – воспитательно-образовательная. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества,  как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Поставленная цель реализуется через программы внеурочной деятельности. В школе №5 разработана и действует региональная программа «Казачий компонент», проводятся классные мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию:

- организация фотовыставки «Моя малая родина»,

- неделя «Музей и дети»,

- сбор материалов и создание «Ленты памяти»,

- уроки мужества, акции «Цветы ветеранам», «Обелиск».

Литература родного края формирует у школьников высокую гражданскую позицию, патриотическое сознание, уважение к  культуре и истории своего края, обогащает их духовно-нравственный опыт лучшими чертами менталитета казачества. Учащиеся постигают  категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к своей «малой» родине. Каждое художественное произведение Нижнего Поволжья актуально. Так как является культурно-историческим, духовно-нравственным наследием родного края. Родина, родной край - однокоренные слова. Род человеческий на том и держится, своё родное любить нужно, защищать и заботиться.

Шестилетнего мальчика попросили ответить на вопрос: «Танкисты, пехотинцы, артиллеристы – кто это? Назови одним словом.» «Наши» - не задумываясь,  ответил мальчуган, маленький патриот своей большой Родины.

На Руси самым обидным было сказать человеку, что он без роду, без племени, назвать иваном, родства не помнящим.

Филологи, как никто другой, понимают, что уроки литературы – это уроки добра, на которых кроме выявления в произведениях конкретно-исторического смысла и общечеловеческого содержания развивается эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение. Школьники овладевают умением грамотно использовать  русский  литературный язык  при создании собственных устных и письменных высказываний ( сочинение «Любимый уголок природы», диспут на тему: «Что такое счастье?», выпуск газеты «Край мой родной»)

Здесь будет уместно привести пример: казачья притча «Александрушка»

«В стародавние времена у казаков был страшный обычай: родится парень – оставляли жить, воина из него растили, а если девочка – в куль заворачивали да в реку с обрыва бросали. А жён себе казаки из дальних походов привозили. У одного казака долго детей не было, родилась девочка, скрыли ото всех, назвали Александрушкой и стали воспитывать, как парня. Александрушка огонь была: и на коне скакать, и из лука стрелять. Пришла беда, враги напали,  много казаков побили. Впереди вражеского войска турок в железной маске, ничего его не брало ни стрела, ни сабля. Александрушка ночь думала и хитрость придумала, рано утром против войска одна выехала, стрелу к небу направила, удивились враги, головы вверх подняли, и турка тоже, шея толстая из-под маски открылась. Пустила Александрушка стрелу и убила главаря. Расправились враги с Александрушкой, изрубили. А тут и наши казаки подоспели, побили татар. Нашли мертвую Александрушку, стали в чистую одежду обряжать, чтобы похоронить, смотрят, Александрушка – девушка. Выходит девушка казачий род спасла, за нас всех смерть приняла, давайте отменять обычай. С тех пор казаки перестали девочек с обрыва в реку сбрасывать»

После ознакомления с притчей равнодушных не было. Высказываний было много, у девочек негодование: как это нас? Мальчики недоумевали, чувствуя себя как бы «виноватыми» за прадедов. На эмоциях и душевном подъеме рождается истина, приходит самосознание: что есть сам человек? Как мастерица из мелкого бисера создаёт картину, так и человек соткан из своих помыслов, поступков. Задача семьи и школы помочь нашим детям не оступиться, не запятнать себя, а стать достойными.

Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовно-нравственным воспитанием. Наиглавнейшая задача педагогов – вырастить честных, добрых, достойных, трудолюбивых людей, чтобы они нашли своё место в жизни и использовали полученные знания и умения на благо Родины.

И последнее… Словом можно убить,

                         Словом можно спасти,

                         Словом можно полки за собой повести.

Учителя-словесники,  именно на нас лежит большой груз ответственности в становлении личности. Об этом нужно помнить всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС

Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения

В настоящее время все чаще говорится о необходимости введения новых форм организации учебного процесса. Среди них называют межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок-презентация, урок-м...

Доклад на тему "Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения"

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколенияФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и ...

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...

Статья «Воспитание всесторонне развитой личности на уроках родного языка и литературы»

На уроках родного языка и литературы мы учимся писать сочинение по теме , сочинение - описание, сочинение по картине,изложения и разного рода диктанты.Но уровень владения калмыцким языком у детей разн...

Доклад по теме: "Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языка"

Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языкаВсе понимают, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык ...