Урок по предмету "Мир растений" в 7 ГУО классе на тему: « Деревья и кустарники».
план-конспект урока (7 класс) на тему

Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе.

Задачи: развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

Воспитание интереса к растительному миру, бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев и кустарников; карточки с заданиями; карточки со схе­матическим изображением различных растений; картинка «Лес»; таблица «Сходство - отличие». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_15_derevya.docx96.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: « Деревья и кустарники».

Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе.

Задачи: развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

Воспитание интереса к растительному миру, бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев и кустарников; карточки с заданиями; карточки со схематическим изображением различных растений; картинка «Лес»; таблица «Сходство - отличие».

Тип урока: - комбинированный.

Методы обучения: -  наглядно – образный;

                                  -  словесный;

                                  - частично- поисковый;

                                  - здоровьесберегающий.

Формы организации познавательной деятельности:  - фронтальная;

                                                                                                -  индивидуальная;

        -  групповая.

Этапы урока:

I    Оргмомент.

II   Речевая зарядка.

III  Введение в тему.

Сообщение темы и целей урока.

Вводная беседа. Стихотворение.

  1. Загадки. Игры.

       2. Упражнения в классификации, узнавании, различении.

  Физкультминутка.

IV Изучение нового материала.

  1. Беседа « Что ты знаешь о деревьях, кустарниках?»
  2. Анализ строения дерева, кустарника.

Физминутка для глаз.

V  Закрепление. Составление полного рассказа о дереве, кустарнике.

         Игра «Дополни предложение».

VI     Дополнительные сведения.

VII    Итоги.Оценки.

VIII   Домашнее задание.

Ход урока

     I. Организационный момент.

Упражнение на релаксацию для мобилизации.

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться.

Распахнуть глаза пошире

Раз, два, три, четыре!

Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!

II Речевая зарядка.

Берёзка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица- душа!

- чтение хором;

- чтение хором медленно, быстро;

- чтение весело (1 ученик).

III. Введение в тему урока.

Учитель читает стихотворение Е. Серовой.

Я люблю побродить по зеленой стране.

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берет.

В той стране благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать, в чем тут главный секрет.

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь

И с зеленой страной навсегда подружись.

Е. Серова

- В какую страну мы отправляемся?

-Скажите, ребята, а что нас окружает в лесу? Какие растения можно встретить? Все ли растения одинаковой высоты? Как называются высокие и низкие растения? Сегодня тема нашего урока, это «Деревья и кустарники».

Цель нашего урока - вспомнить названия, внешний вид  деревьев и кустарников, научиться сравнивать  деревья и кустарники, выяснить, чем они похожи и чем отличаются, и какую пользу приносят.

Учитель рассказывает о царстве растений, сопровождая рассказ демонстрацией рисунков. Учащиеся называют растения, один ученик записывает названные слова на доске.

В некотором царстве жили-были: роза, капуста, сосна, тюльпан, сирень, клубника, крыжовник, яблоня.

- Из выделенных букв составьте название этого царства.

Растения

- Какое слово получилось из выделенных букв?

- Рассмотрите изображенные на рисунках растения, обратите внимание на их разнообразие.

     - Как вы думаете, растения живые или нет? (Да.)

      -Почему? (Предположения детей.)

      - Растения относятся  к живой природе, потому что они растут, как и мы с вами, спят, питаются, пьют влагу. Как называется первое «государство» в царстве растений, вы узнаете, отгадав загадки.

     - Отгадав загадки, вы узнаете, как называются некоторые  деревья.

Раскидистый, могучий, Широкий, коренастый, Он может даже тучи

На плечи заграбастать. I д , у , б ,

Недаром эта модница Склонилась над водой -

Все лето в речку смотрится, Любуется собой! I и , в , а ,

Раскидистый, могучий, Широкий, коренастый, Он может даже тучи

На плечи заграбастать. I д , у , б ,

Недаром эта модница Склонилась над водой -

Все лето в речку смотрится, Любуется собой! I и , в , а ,

Раскидистый, могучий,

Широкий, коренастый,

Он может даже тучи

На плечи заграбастать. (дуб)

Недаром эта модница

Склонилась над водой-

Все лето в речку смотрится,

Любуется собой! (ива)

Зеленую подружку

Под новый год зимой

Срубили на опушке

И привезли домой.(ель)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.(береза)

 

Желто-красная одежка,

     Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

      Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

      В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

 

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась...   (ива)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

Дуб, ива, ель, береза-это деревья.

Зеленую подружку Под зимой Срубили на опушке

«Государство» первое в царстве растений: деревья.

  1. Игры «С какого дерева лист?», «Найди пару».

- По выделенным  словам-подсказкам в стихотворениях, вы отгадаете и назовете второе «государство».

Никак не могу понять я:

Похожи кусты, как братья.

А ягоды у них разные-

Черные, белые, красные.

Куст сирени под окном

Расцветает майским днем.

Что ни ветка - то букет,

И душистей веток нет.

       Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

Второе «государство»: кустарники

   2. Упражнения в классификации, узнавании, различении.

- Сейчас мы проверим, знаете ли вы названия деревьев и кустарников.

(Каждый ученик вытягивает карточку с названием дерева или кустарника и помещает в нужную колонку). Сирень, дуб, береза, шиповник, клен, боярышник, рябина, ель, орешник, малина.

Физкультминутка.

Игра с мячом «Назови ласково». Береза-березка, ветка, лист, дуб, куст, ствол, корень, ель.

IV. Изучение нового материала.

Беседа «Что ты знаешь о кустарниках? Что ты знаешь  о деревьях?»

(ответы детей)

Анализ строения дерева и кустарника

(на экране две схемы: дерева и кустарника)

-Ребята, посмотрите, перед вами две схемы. Как вы думаете, к какому растению подходит первая схема? (ответы детей).  Почему так решили?

(есть ствол, корни, листья).

-А к какому растению подходит вторая схема? (Эта схема подходит к кустарнику).

-Как догадались? (У кустарника есть корни, несколько стволов, листья).

- Итак, чем же похожи деревья и кустарники? Чем отличаются?

Вы будете называть мне сходства и отличия, работая по  таблице.

Сходство и различие деревьев и кустарников (таблица)

         - Так чем кустарники отличаются от деревьев?

- А теперь давайте назовем общие признаки. Какие органы

растения есть и у деревьев и у кустарников?

- Эти растения живые или неживые? Почему?

- Что еще у них есть общего? Хорошо находиться вблизи деревьев?

А вблизи кустарников?

- Сколько получилось общих признаков? (Три.) Назовите их.

- А сколько различий? (Тоже три.) Назовите их.

Кустарник - это растение, имеющее несколько одревесневших стволиков, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Кустарники - многолетние деревянистые растения высотой от 0,6 до 6м, не имеющие главного ствола; продолжительность жизни 10-20 лет. Широко распространены по границе лесов. Это: крыжовник, смородина, акация желтая и др.

Кустарнички (высотой от 5 до 60 см) живут 5-10 лет. Распространены в тундре (карликовая ива, клюква, багульник).

Дерево - это растение, имеющее один ствол, деревянистые (твердые) надземные и подземные части; ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.

Дерево - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни (от десятков до сотен лет) и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 метров.

Физминутка для глаз.

V. Закрепление.

Составление полного рассказа о дереве, кустарнике.

         Игра «Дополни предложение».

Деревья и кустарники.

Деревья и кустарники растут …, …, …. Леса бывают …, …. У дерева …, а у кустарника…. Ствол покрыт …. Кора … ствол дерева. У деревьев и кустарников есть …,…,…. Через корни дерево и кустарник получают … из земли.

На карточках слова: в лесу, в саду,  в городе., хвойными, лиственными, смешанными., один ствол, несколько стволов., корой., защищает.,  корни, ветки, листья., пищу.

VI. Дополнительные сведения.

  Таблица «Польза деревьев». Дети объясняют, какую пользу приносят деревья и кустарники. Учитель дополняет.

- Деревья и кустарники – это наши друзья. Они дают кислород, прохладу в жаркий день…(перечислить). Надо помнить об этом и любить природу. Нужно беречь каждый кустик, каждое деревце.

(Проговорить правила поведения в лесу)

VII. Итоги. Оценивание учащихся.

-Что узнали нового? Интересного?

- Какие задания больше всего понравились?

VIII. Домашнее задание.

- Составить рассказ-описание о любом дереве или кустарнике по плану.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Русско-Акташская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Урок по предмету «Мир растений» на тему:

«Деревья и кустарники».

Ветлугина Вера Павловна,

                                                      учитель I кв. категории

ШМО, 2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»

Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...

Рекомендации родителям по лексической теме "Деревья и кустарники"

В статье даны рекомендации родителям по теме "Деревья и кустарники"...

Рекомендации родителям по лексической теме "Деревья и кустарники"

В статье даны рекомендации родителям по теме "Деревья и кустарники"...

Рекомендации родителям по лексико-грамматической теме "Деревья и кустарники"

Рекомендации родителям по теме "Деревья и кустарники"...

Речевые логопедические игры для выполнения в дома по теме "Деревья и кустарники"

В публикации предложены речевые логопедические игры по теме "Деревья и кустарники"...

Методические рекомендации для родителей по теме "Деревья и кустарники"

Методические рекомендации для родителей по теме "Деревья и кустарники"...