Самообразование педагога
учебно-методический материал по теме

Гаврилова Елена Ивановна

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – ¬одна из важных задач образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель высшей категории Гаврилова Е.И.

Материалы  районного семинара

р.п. Благовещенка, 2013

( Слайд №1)

Самообразование педагога

 

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.

( Слайд №2)

Организация самоконтроля.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить»    А. Дистервег

( Слайд №3)

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
В основе самообразования - интерес занимающегося в  сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.   Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога.   Однако, как бы ни были высоки способности человека  к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности. 
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он   не может эффективно учить и воспитывать.

( Слайд №4)

Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог  должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
• методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья

Суть процесса самообразования заключается в том, что  педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

( Слайд №5)

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
•  курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Все  формы самообразования можно условно поделить на две группы:

1. индивидуальная

2. групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических  структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др. 
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится
:  читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. 

На основании этого  каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

( Слайд №6)

Личный план самообразования учителя.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей . В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.

( Слайд №7)

Таким образом, организация самоконтроля дает возможность:

  • Четко планировать свою работу;
  • Осуществлять систематический контроль за своей работой;
  • Организовывать дифференцированный подход к деятельности обучающихся;
  • Более эффективно осуществлять работу по самообразованию;
  • Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;
  • Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет  не использовать в работе, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

( Слайд №8)

Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой  технологии
• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

( Слайд №9)

Продуктивность процесса самообразования :
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).                            
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
 

( Слайд №10)

Алгоритм  работы над  темой самообразования

  • Подбор темы
  • Определение целей  и задач
  • Дата начала работы над темой
  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
  • Подбор источников самообразования
  • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, муниципальном, региональном уровне

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

( Слайд №11)

Формы  представления результатов самообразования

  • Доклад
  • Защита исследовательской работы
  • Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе  обучения
  • Брошюра,
  • листовка,  
  • буклет
  • Открытое занятие
  • Проведение семинара
  • Обучения коллег новым методикам
  • Практикум  (тренинг)
  • Лекция

( Слайд №12)

План самообразования педагога

Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата

2009 – 2010

2010 – 2011

2011-2012

( Слайд №13)

План работы

по самообразованию

ФИО учителя

Тема: «Личностно-ориентированный подход  к одаренным обучающимся».

Актуальность темы.  У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

Цель: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Задачи:

  • Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

Предполагаемый результат:

  • Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
  • Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
  • Творческая активность воспитанников.

( Слайд №14, 15, 16)

Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

  1. Изучение методической литературы * по данной проблеме:
  • Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
  • Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
  • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
  • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: альтернативные уроки. – Ростов н/Д, 2007

2. Поиск материалов в Интернете.

В течение года

В течение года.

2

Практическое решение проблемы.

  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2. Организация и работа кружка «Лучик»
  3. Проведение практических занятий:
  • «Профессия – журналист».
  • «Искусство речи».
  • «Почему мы так говорим?»
  • Диспут «Телевидение и дети»
  • Лаборатория творчества «В мире поэзии»
  • Коллоквиум «Нужна ли в наше время духовность?»
  1. Подготовка к фестивалю «Созвездие»
  2. Участие в областном эпистолярном конкурсе.
  3. Участие в Славянском фестивале.

Сентябрь.

В течение года.

Октябрь

Ноябрь

Апрель

Декабрь

Март

Февраль

Март

Ноябрь

Апрель – май

3

Оценочный этап.

  1. Сравнительный анализ за два года.
  2. Анализ работы по теме самообразования.
  3. создание буклета

Апрель – май

Апрель

* наименование методической литературы представляется в соответствии с требованиями (смотри образец)

Слайд №17

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

  1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.
  2. Формирование экологической культуры личности.
  3. Экологическое воспитание в семье.
  4. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.
  5. Нравственное воспитание школьников.
  6. Культурологический подход к воспитанию.
  7. Формирование творческой личности.
  8. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.
  9. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.
  10. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
  11. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
  12. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
  13. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
  14. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.
  15. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.
  16. Воспитательная система класса.
  17. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
  1. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.
  1. Активные формы работы с воспитанниками.
  2. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
  3. Технология индивидуальной работы с учащимися.
  4. Самоуправление в классе.
  5. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.
  6. Формирование национального самосознания школьников.
  7. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.
  8. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.
  9. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота.
  10. Самовоспитание школьников.
  11. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
  12. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
  13. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
  14. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.
  15. Подготовка учащихся  к семейной жизни.
  16. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.
  17. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.
  18. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.
  19. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.
  20. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
  21. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.
  22. Традиции детского коллектива.
  23. Изучение уровня воспитанности школьников.
  24. Игра как важное средство воспитания школьников.
  25. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.
  26. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.
  27. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования

Данный материал отражает формы организации деятельности педагога  по самообразованию....

Выступление на педагогических чтениях: "Самообразование педагога"

Данная работа была представлена на  вторых педагогических чтения Туганского округа Томского района, на секции "Рост и совершенствование учителя: реальные пути и возможности"....

Самообразование педагога - это необходимое условие педагогической деятельности

Статья в первую очередь полезна методистам, руководителям методических объединений, педагогам....

Материалы по самообразованию педагога

Обоснование выбора темы самообразования, план работы над темой, информационная карта опыта, индивидуальная карта обобщения опыта работы. Цель: освоение научно-теоретической, методической базы об...

САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...