Живи в согласии со своей совестью. Валентин Распутин
классный час (7 класс) по теме

Мартынова Светлана Петровна

Внеклассное мероприятие. Знакомство с жизнью и творчеством Валентина Распутина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivi_v_soglasii_so_svoey_sovestyu.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИВИ В СОГЛАСИИ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

(Час знакомства с жизнью и творчеством В. Распутина)

        БИБЛИОТЕКАРЬ: Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. Предлагаем вашему вниманию рассказ, посвященный творчеству этого русского прозаика и публициста.

Ведущий (1): Валентин Григорьевич  Распутин  автор таких замечательных произведений, как « Последний срок», «Живи и помни»,  «Прощанье с  Матёрой», «Пожар»,  «Уроки французского». Вот как сказал о нем писатель Сергей Павлович Залыгин: «Валентин Распутин  вошел нашу литературу сразу же, почти без разбега и как истинный мастер художественного слова».

ВЕДУЩИЙ (2): Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в семье крестьянина в поселке Усть-Уда Иркутской области.

АВТОР «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинающуюся сразу за деревней, собирали ягоду и грибы. С малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес - больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой.

Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и светлые воспоминания”.

Ведущий (1)В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот «фонд», читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает

АВТОР «Свое знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые».

Ведущий (2) Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин, конечно, хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Так, в 11 лет, началась его самостоятельная жизнь.

ВЕДУЩИЙ (1) В 1954 году после окончания средней школы он поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Вначале не думал о писательском призвании - просто однажды оказался без денег (не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой.

Он публиковался много, писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты «Советская молодежь». Репортажи, заметки, очерки - здесь Распутин «набил руку», научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Все это так необходимо большому писателю.

ВЕДУЩИЙ (2) В те годы газета «Советская молодежь» объединила молодых авторов, среди них были А.Вампилов, Г.Машкин. Затем Распутин недолго работает на телестудии.

В альманахе «Ангара»  стали появляться очерки Распутина, сделанные для газеты. Из очерков родилась книга «Край возле самого неба» (1966). В Красноярске, куда Распутин переехал летом 1962 года, выходит книга очерков «Костровые новых городов».

ВЕДУЩИЙ (1) В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом «Красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

ВЕДУЩИЙ (2) Распутин любовно писал детские образы, хотя чисто “детских” произведений у него нет. Не всякому писателю, даже очень талантливому, удается изображение детей “такими, как есть”. Здесь нужно особое дарование. Одно из непременных условий - умение быть с ребенком на равных. Впрочем, не умение, а именно - дар.

У Распутина дети остаются детьми: и когда ребенку отдается роль рассказчика, и когда мы смотрим на них глазами взрослого человека.

ВЕДУЩИЙ (1) В начале 1966 года одновременно вышли две первые небольшие книги Распутина. Здесь были и два детских рассказа. “Мы с Димкой” - рассказ о подростках военного времени, отмеченный точной мальчишеской психологией восприятия войны и смерти, с немногими, но живыми деталями домашнего и школьного обихода. Особенно удачен рассказ “Мама куда-то ушла” - вторжение в младенческое сознание. Небольшой психологический этюд, но это в своем роде шедевр. Описана первая душевная боль, расколовшая счастливую безмятежность ребенка. Проснулся, а мамы нет рядом, он впервые остался один, покинут. Непонятно и страшно...

ВЕДУЩИЙ  (2) В ранних рассказах Распутин как будто определяет диапазон своих творческих возможностей, делает эскизные наброски, намечает линии своего литературного развития, некоторые из которых оказались затем отброшенными.

Иногда трудно представить, что эти все рассказы написаны одной рукой: и по художественному качеству неровны, и по стилю не схожи.

Однако уже первые прозаические опыты Распутина (кроме двух-трех довольно слабых вещей) отмечены тем главным качеством его созданий, которое позднее выделил в них Сергей Залыгин, - удивительной завершенностью произведения, точным чувством формы.

ВЕДУЩИЙ (2) Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести «Деньги для Марии» - в 1967 году. Это произведение было не просто замечено критикой, но оценено ею достаточно высоко. А сам автор сразу же был зачислен в ряд представителей “новой волны” - “деревенской прозы”.

Первая книга Распутина выделялась особым видением мира, отделкой деталей, раскрытием характеров. Значит, здесь и произошло истинное рождение его творческой индивидуальности, которой предстояло еще уточняться, становиться глубже, многограннее.

Жизнь, выводимая Распутиным в его повести, всегда берется в момент перерыва своего естественного течения, когда вдруг нависает большая беда, грядет катастрофа или смерть. Такие ситуации получили название “пограничных”.

ВЕДУЩИЙ (1) История в повести “Деньги для Марии” простая. Даже не история, а скорее небольшое происшествие: у продавщицы Марии в сельском магазине случилась недостача - в тысячу рублей. Вроде деньги небольшие, а для настоящего жулика и вовсе мелочь. Но для семьи Марии - ее мужа-тракториста Кузьмы и их троих детей - это огромная сумма.

Хорошо, что ревизор оказался неплохим человеком: увидел, как они живут, понял, что случилась такая беда по доброте и неумелости Марии, и дал возможность собрать за 5 дней деньги и внести в кассу. А иначе - суд...

Сюжет из фильма

Уже в этом, казалось бы, сугубо бытовом сюжете, как поиск денег мужем незадачливой сельской продавщицы, попавшейся на растрате, на первый план выступают нравственные проблемы, способность человека на добрые поступки.

ВЕДУЩИЙ (2) Среди определяющих жизненных впечатлений Распутина Одним из самых сильных было впечатление от простых сибирских женщин, особенно пожилых. В них привлекало много: спокойная сила характера и внутреннее достоинство, самоотверженность в трудном деревенском труде, способность понимать и прощать. Можно сказать, что именно через героиню “Последнего срока” старуху Анну писатель обрел для себя возможность нового поворота во взгляде на мир.

АВТОР « У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт»  “Я не верю в человека, оторванного от своей земли, от своих могил - ему тогда все безразлично”.

ВЕДУЩИИ (1): Последующие повести - «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» - закрепили за писателем славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы. Сюжет каждой повести Валентина Распутина связан с темой испытания, морального выбора, смерти.

Сюжет фильма

ВЕДУIIЩИ (2): В повести «Живи и помни» действие происходит в 1945 году. Герою повести Андрею Гуськову так не хотелось погибнуть на фронте, что он дезертировал. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие, как перед самим Андреем, так и - в еще большей степени - перед его женой Настеной.

ВЕДУЩИЙ (1) Сбежавший с фронта и скрывающийся от односельчан, Гуськов смотрит извне, со стороны, на себя, свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Вынужденный скрываться от людей, он живет отшельником в лесу. Редкие встречи с женой, которая ждет от него ребенка, не приносят ему радости. В постоянном страхе и напряжении, он постепенно утрачивает человеческий облик и начинает подозревать Настену в предательстве. Их объяснение - одна из трагических сцен повести.

(Отрывок из фильма)

ВЕДУЩИЙ (2): Доведенная до отчаяния; преследуемая односельчанами, догадавшимися о ее свиданиях с мужем; Настена бросается в Ангару. «Она шагнула к корме и заглянула в воду.  Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки, -  в нем струилось и трепетало небо. Поперек Ангары проплыла широкая тень: двигалась ночь. В уши набирался песок - чистый, ласковый, подталкивающий. В нем: звенели десятки, сотни, тысячи колокольчиков... И сзывали те колокольчики кого-то на праздник. Казалось Настене, что морит ее сон. Опершись коленями о борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально, всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь вглубь. Плеснула Ангара, закачался шитик в слабом ночном свете, потянулись на стороны круги.

ВЕДУIЦИЙ (1): Возвращаясь к дням своего детства и юности, Распутин пишет автобиографические рассказы «Вниз и вверх по течению: Очерк одной поездки» и «Уроки французского», ставшие шедеврами русской новеллистики.

Детство писателя пришлось на годы войны, поэтому начальную школу он закончил в 1948 году. Матери советовали отдать мальчика учиться, потому что в деревне старики звали его «грамотеем», а старухи приходили к нему за помощью, И он охотно читал им вслух редкие весточки от родных.

Мучительно было расставаться Распутину с дорогим его сердцу селом, с матерью, которая одна, без мужа, с двумя маленькими детьми (Валентин был старшим) едва пересиливала отчаяние, голодное существование. Тяжело было ему уехать к чужим людям почти за 50 километров от родного дома. “Но мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, - писал Распутин, — хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым”.

И все те трудности, которые испытал писатель вдали от милой родины, он описал в книги “Уроки французского”.

Сюжет из фильма 1

АВТОР: Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было... Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из тщеславного желания, пользуясь своим положением писателя, непременно рассказать обо всем, что он пережил. Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста... Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни... Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Сюжет фильма 2

ВЕДУIЦИЙ (1): Так учительница французского языка спасла жизнь мальчику, из гордости не принимавшего никакую помощь в голодные послевоенные годы. Уроки доброты не прошли бесследно, они распахнули сердце писателя к чужому горю и страданию.

ВЕДУЩИИ (2): Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видел истоки бездуховности в социальной действительности. От повести к повести усиливается в его творчестве трагизм авторского мировосприятия. В 1985 году публикуется повесть «Пожар». Критики увидели в ней продолжение повести «Прощание с Матёрой». Не отрицал этого и сам автор.

АВТОР: «Пожар, условно говоря, - это то, что стало с новым поселком, когда отрублены все корни, когда ничего не осталось от этой земли, на которой жили, когда полностью переселились да новую землю, завели новые порядки, поставили новые жилища. Как это отразилось на нравах наших, на отношении к земле? Земля... ведь она в сущности единая, это тоже наша земля, на которую перебрались. Но вот, судя по отношению к ней, мы как-то все меньшё и меньше считаем ее своей, все меньше ценим. Вот это и хотелось мне показать: насколько все-таки влияет своя история, своя старина, как она сказывается на нашем настоящем и как она скажется на будущем».

Сюжет фильма

ВЕДУЩИИ (1): В 1990-е годы в круг писательского внимания Валентина Распутина все чаще попадают проблемы городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. Наряду с рассказами «В одном сибирском городе», «В больнице», «Россия молодая», «В ту же землю...» в творчестве писателя важное место занимает публицистика. Статьи Валентина Распутина Л. М. Леонове, А. П. Платонове, А В. Вампилове, об С. Пушкине, Ф. М. Достоевском, о Сергии Радонежском  возвращают нас к великим именам, заставляют засиять их новым негасимым светом. В эти годы выходит и его повесть «Дочь Ивана, мать Ивана»

Сюжет из «Дочь Ивана, мать Ивана»

ВЕДУЩИИ (2): Валентин Распутин - современный писатель. Всё его произведения остросоциальные, наполненные болью и тревогой за судьбу России. В своем «Манифесте» - Валентин Распутин, говоря о трудностях переходного периода, вновь обращается к исторической роли литературы: «Наступила пора для русского писателя вновь стать эхом народным и не бывавшее выразить с небывалой силой, в которой будут и боль, и любовь, и прозрение, и обновленный в страданиях человек...»

 АВТОР (читает): «Что такое быть современным? Я человек традиционных устоявшихся взглядов на жизнь и искусство, и для меня быть современным - значит понимать в своих днях меру сезонного и вечного, случайного и закономерного. Отличить одно от другого не так уж трудно, если хорошо знать прошлое своей страны и со вниманием всматриваться в настоящее. Сезонное, временное всегда заявляет о себе слишком настойчиво и громко, оно торопливо и эмоционально; вечное, зная себе цену, спокойно говорит известными словами... Быть современным - не ошибиться, не  отдать -свое время и свою жизнь недолговечным, а то и просто вредным влияниям»

Сюжет из фильма

БИБЛИОТЕКАРЬ: Прочитав произведения Распутина, их уж никогда не забудешь, столько в них горьких и справедливых слов о человеческом счастье и горе, о преступлении против нравственных законов, которыми держится жизнь, которые мы не всегда помним, а порой и со всем не помним.

Я хочу закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще: Совесть,

Честь...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валентин Распутин. Уроки французского

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с быт...

Презентация "Валентин Распутин"

В презентации содержится хороший материал к изучению жизни и творчества писателя....

Литературный конкурс по произведениям Валентина Распутина

Предлагаемая викторина была проведена в рамках литературного тура школьного конкурса "Кольцо знаний" посвещенного 75-летию Валентина Распутина...

Урок литературы в 11 классе "Живи и помни" ( По повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»)

Урок раскрывает духовный мир писателя  и его героев, поднимает нравственные проблемы, волнующие современное общество...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...

Урок-дискуссия ТВОРЧЕСКАЯ СУДЬБА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА (по повести «Живи и помни»)

Открытый урок по литературе по повести Валентина Распутина "Живи и помни"....

Викторина. Валентин Распутин "Живи и помни".

Викторина в рамках акции "Читаем книгу о войне"....