Программа дополнительного образования. Клуб "МАКРАМЕ"
проект по теме

Унковская Елена Вячеславовна

 

В содержание программы включены различные виды художественных работ, способствующих формированию разнообразных практических навыков, воспитанию готовности к проявлению творчества в любом виде труда.

На выполнение учебных заданий каждому из обучающихся требуется индивидуальный подход. Выявить условия гармоничного развития личности в процессе трудового воспитания, формировать ответственное отношения к осуществлению трудовой деятельности, создать условия для самореализации  в творчестве, поддержать одарённых подростков, развивать их творческий  потенциал. Индивидуальная работа с одаренными учащимися по данной программе, предусматривает гибкий подход к одарённому ребёнку, в зависимости от степени его профессиональной подготовленности и внутреннего настроя. Воспитанники декоративно-прикладного отдела имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, через участие в городских, краевых, всероссийских и международных выставках, конкурсах, фестивалях.

Для каждого одаренного воспитанника составляется индивидуальный план творческой работы на учебный год

 В этом специфика индивидуальной творческой деятельности в мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_makrame.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»

 КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

УТВЕРЖДАЮ Приказ и.о.директора

ГБОУ СПО

«Апшеронский лесхоз-техникум» КК

№-______от________________2013г.

В.А.Харченко ________________

Образовательная программа дополнительного образования

Клуб (кружок) «Макраме»

         Вид - Модифицированная

                                                                                  Срок реализации - 1год

                                                                                   Возраст  обучающихся: 15-16лет

Автор:

педагог дополнительного образования

Унковская Елена Вячеславовна

Пояснительная записка

Макраме - это текстильная, кружевная техника, основой которой является узелок. В переводе с арабского означает кружево, тесьма, бахрома.

        Дошедшее из глубины веков искусство плетения - макраме очень актуально и в наши дни. Человек, постигший способы завязывания различных узлов, становится  творцом удивительных изделий: забавных сувениров, предметов для оформления домашнего интерьера: шторы на окнах и дверные занавеси, декоративные панно и кашпо, абажуры, салфетки, сумки, кошельки и даже предметы одежды: пояса, жилеты, шали и  многое другое. Красота, прочность, доступность -  причины популярности и  долголетия макраме. Отличием данной программы от других является её доступность и уникальность методики подачи материала. Программа предполагает изучение способов создания украшений для интерьера, одежды, изготовления предметов быта, сувениров, игрушек малых форм, используя уникальную технологию рукоделия.

Образовательная программа «Макраме» имеет художественно-эстетическую направленность, так как способствует развитию творческих способностей детей, их эстетического вкуса.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

         Занятия макраме дают широкую возможность для раскрытия творческой индивидуальности и фантазии обучающихся, способствуют трудовому, эстетическому,  нравственному воспитанию, развивают  усидчивость, аккуратность.

Отличительные особенности и новизна программы

В содержание программы включены различные виды художественных работ, способствующих формированию разнообразных практических навыков, воспитанию готовности к проявлению творчества в любом виде труда.

На выполнение учебных заданий каждому из обучающихся требуется индивидуальный подход. Выявить условия гармоничного развития личности в процессе трудового воспитания, формировать ответственное отношения к осуществлению трудовой деятельности, создать условия для самореализации  в творчестве, поддержать одарённых подростков, развивать их творческий  потенциал. Индивидуальная работа с одаренными учащимися по данной программе, предусматривает гибкий подход к одарённому ребёнку, в зависимости от степени его профессиональной подготовленности и внутреннего настроя. Воспитанники декоративно-прикладного отдела имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, через участие в городских, краевых, всероссийских и международных выставках, конкурсах, фестивалях.

Для каждого одаренного воспитанника составляется индивидуальный план творческой работы на учебный год

 В этом специфика индивидуальной творческой деятельности в мастерской.

Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей при помощи занятий макраме.

Задачи:

Образовательные:

  • Вовлечение учащихся в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса;
  • Развитие художественно-творческих способностей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
  •  Обучить практическим умениям и навыкам работы в различных техниках декоративно-прикладного творчества.
  • Воспитать и сформировать духовную культуру личности на основе декоративно-прикладного творчества

  • Научить технике плетения и основным приёмам макраме в соответствии с программой;
  • Познакомить с историей возникновения узелкового плетения (макраме);
  • Учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу.

Воспитательные:

- содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению доводить начатое дело до конца;

- формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;

- воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь.

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память);

- формировать умение реализовывать в повседневной жизни знания и умения, полученные на занятиях.

В работе используются различные методы и приемы:  метод обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный.

Организация образовательного процесса

Программа модифицированная, рассчитана на 1 год, 216часов, занятия проводятся подгруппами 2 раза в неделю по 3 часа  Возраст  учащихся 16-17лет. Программа рассчитана на 9 учебных месяцев, 9 часов в неделю, и завершение программы к концу учебного года, включая индивидуальные занятия 3часа в неделю.всего 108часов.

Ожидаемые результаты

К концу года обучающиеся должны:

Знать:

- историю развития макраме;

- приспособления и инструменты необходимые для занятия макраме;

- правила техники безопасности;

- названия и способ плетения основных узлов и узоров

-различные способы крепления нитей

Уметь:

- самостоятельно  рассчитывать и подготавливать нити;

- зарисовывать схему изделия;

- плести узлы и узоры в соответствии с программой;

- самостоятельно создавать  изделия на основе изученного материала

-принимать участие в районных и краевых выставках

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.Вводное занятие.

2

2

-

2.Техника макраме. Основные узлы и их сочетания

10

2

8

3. Сувениры

12

4

8

4.Кашпо

1

2

10

5.плетение «феничек»

14

4

10

6. браслеты из цветных лент.

8

2

6

7.Кулоны с Бусинами. Мини макраме.

24

4

20

8.Прием «Кавандоли». Плетение закладок.

8.

2

6

9.Сумочки для сотовых. Выбор узора

12

4

8

10.Плетение косметички .Изучение цветных узоров.

16

2

14

11.Картины с элементами макраме

24

2

22

12.Плетенные вазы.

10

-

10

13.плетение  Абажура

8

2

6

13.Пояса.разнообразие форм.

20

2

18

14. Плетение сумок в технике макраме                  

24

4

20

15.работы панно для интерьера по выбору на  основе изученного материала

10

-

10

16..Итоговое занятие

2

-

2

Всего часов:

216

38

178

Содержание программы.

  1. Вводное занятие

        История развития макраме. Нити и другие материалы, пригодные  для плетения. Приспособлены  и инструменты. Правила проведения и режим работы. Ознакомление с планом работы за смену. Правила техники безопасности.

2. Техника макраме.  Основные узлы и их сочетания  

1. двойной плоский узел (ДПУ);

2. винт;

3. сетка из ДПУ;

4. косынка и ромб из ДПУ;

5. цепочка «елочка»;

6. «ягодка» на основе ДПУ

7. пике в тесьме из ДПУ;

8. тесьма (поясок) из чередующих цветных ДПУ;

9. бисерный (репсовый) узел;

10. брида горизонтальная и диагональная;

11. ромб из брид;

12. варианты заполнения ромба (плетение, сетука из ДПУ, окошка, бриды);

13. цветочек из брид;

14. сетка из брид;

15. фриволите;

16. двойная цепочка фриволите.

Способы навешивания нитей. Способы надставления нитей и расширение полотна.

        Практические занятия. Освоение приемов плетения, оформление карточек с образцами.

3.Сувениры

 Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Зарисовка схем сувениров , «совенок», «щенок» «паук» Черепаха» и др. Влияние толщины и качества нитей, а также плотности и четкости плетения на готовое изделии.

        Практические занятия. Плетение и отделка изделия по выбору.

4.Кашпо

 Подбор нитей или шнура. Выбор узора и схемы кашпо. Краткая запись и зарисовка схем кашпо. Оформление современного интерьера изделиями макраме.

        Практические занятия. Проработка схемы кашпо. Расчет нитей или шнура для выплетения необходимого размера кашпо. Плетение и окончательное оформление изделия.

5.Плетение «фенечек»         фенечки-современные браслеты, и использовать яркие насыщенные цвета и разнообразие узора. Изучение. Зарисовка схем. 

Практические занятия. Подбор нитей и их расчет для выбранной схемыВыполнение..

6.Браслеты из цветных лент   атласные ленты интересны в освоении новых приемов техники выполнения косичек из 6 и 8 нитей. 

Практические занятия. Освоение приемов выполнения

7.Кулоны.Мини макраме.

Кулон – дополнение к современному костюму, средства выражения индивидуальности. Зарисовка различных вариантов схем кулонов.

        Практические занятия. Подбор нитей и их расчет для выбранной схемы. Плетение кулона по выбранной схеме.

8.Закладка с орнаментом

 Вертикальный бисерный узел. Просмотр изделий макраме с орнаментом: Изучение приема плетения в технике «кавандоли». Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой круг. Взаимодополнительные цвета. Теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета. Закономерности цветных гармоний. Зарисовка схем орнамента.

Практические занятия. Освоение приемов выполнения вертикального бисерного узла. Подготовка и расчет нитей. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.

9.Сумочки для сотовых телефонов. Выполнение образцов плетения. Схемы. Зарисовки. Изучение плетения по кругу.

Практические занятия. Усвоение выполнения приемов «Листик», «Ромб», декоративного узла "

10.Плетение косметички. Цветные узоры. Разнообразие Рисунка. Изучение. Зарисовки.

Практические занятия Выполнение работы по выбору рисунка. Индивидуальность выполнения,

11.Картины с элементами макраме. Выполнение работ «Осенний сад» «Цветы в вазе»»Лето».Изучение новых приемов плетения.

Практические занятия Выполнение работ. Коллективные работы.

12.Плетенные вазы. Плетение объемных форм. Использование разнообразной структуры волокон.

Практические занятия. Выполнение изделий

13.Плетение Абажура. Макраме в современном интерьере. Изучение эскизов. Образцов. Выбор темы

                 Практические занятия. Выполнение выбранной работы

                 

14.Плетение сумок в технике макраме изучение материала,выполненных готовых изделий .Составление Схем. Подбор нитей.                 

Практические занятия. Выполнение выбранной работы.Расчет нитей самостоятельный

15.работы панно для интерьера по выбору на  основе изученного материала. Закрепление знаний в технике изученных приемов плетения. Выполнение собственных комбинаций узлов  Макраме

 Практические занятия Выполнение выбранной работы. Расчет нитей самостоятельный. Выработка навыка

             

16.Итоговое занятие (2 часа) Подведение итогов работы, организация выставки работ.        

                               

Методическое обеспечение

Принципы обучения:

  1. Принцип наглядности обучения требует начинать обучение с живого созерцания. Это показ педагога и демонстрация работ  .наглядные пособия и т.д.
  2. Принцип систематичности и последовательности. Все знания должны быть изложены в системе и определённой последовательности с учётом взаимосвязи теории с практикой.
  3. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей. При реализации программы следует учитывать способности, темперамент,спрос ,интересы.
  4. Принцип разноуровневости предусматривает обучение детей с разным уровнем подготовки.,
  5. Принцип практической значимости предполагает наличие связи полученной практики с жизнью.

Занятия необходимо проводить в светлом, сухом и достаточно просторном помещении, оборудованном витринами для готовых изделий, плакатами и рисунками со схемами узлов изделий, чертежной доской.  

        С первого занятия необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с шилом, булавками, ножницами.

        С первых занятий надо приучить детей четко и аккуратно затягивать узлы, так как от этого зависит внешний вид изделия и его качество. Необходимо показать обучающимся, как влияет толщина и качество нитей на изделие, научить способу расчета нитей.

        По итогам работы в конце года  проводится выставка работ учащихся.

Материальное обеспечение программы.

  1. Карточки с образцами приемов плетения.
  2. Витрины для готовых изделий
  3. Плакаты со схемами узлов
  4. Чертёжная доска
  5. Нитки различной толщины и фактуры
  6. Подушечки для макраме разных размеров
  7. Булавки
  8. Готовые образцы
  9. Фотографии и картинки с изображением изделий (макраме)

Список литературы.

  1. Краёнева И. Н. Узлы – простые, забавные, сложные. – С-Пб.: Кристалл, 1997
  2. Колокольцева С. И. Макраме для всех. – Смоленск: Русич, 1997
  3. Максимова Ю.У. Истоки мастерства. - М., 1983
  4. Соколовская М. Макраме. - М.,1983
  5. Подборка журналов по макраме
  6. Исполнева.Ю.Ф. Секреты Макраме 2002г.
  7. Т.А. Терешкович-Учимся плести Макраме2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...