: ИЗОБРЕТЕНИЯ. ПАТЕНТ. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО.
план-конспект урока (11 класс) на тему

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗИКЕ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ

Учитель физики Колташева М.В.

Учитель обществознания Асадченко О.В.

Тема урока: ИЗОБРЕТЕНИЯ. ПАТЕНТ. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_11_klasse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

Г. Кировград Свердловская обл.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗИКЕ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ

Учитель физики Колташева М.В.

Учитель обществознания Асадченко О.В.

Тема урока: ИЗОБРЕТЕНИЯ. ПАТЕНТ. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО.

Цели урока: 

интеграция знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения школьных дисциплин.

Задачи:

  • развитие творческих способностей;
  • расширение кругозора, повышение эрудиции;
  • формирование навыка решения познавательных задач;
  • приобщение к полезной деятельности.

 Приобретаемые навыки детей:

  • решение исследовательских задач
  • самостоятельный поиск знаний
  • самооценка учащихся
  • умение работать в группах
  • пользование ПК не в игровых, а учебных целях 

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Мотивационный этап.

     Вы готовы к работе? Замечательно. Тогда Вам задание: как при помощи магнита уложить спички в коробку быстро, не прибегая к ручному труду? (учитель рассыпает спички на первой парте, дает ребятам магнит и предлагает решить эту задачу)

     Ну что, решение найдено? Нет. Замечательно, ведь не каждую задачу можно решить быстро и традиционным способом, а тем более такие задачи, которые требуют изобретательства, выдумки. Вот сегодня на уроке мы с Вами и поговорим об еще одном виде деятельности человека - изобретательской деятельности. Это и будет темой нашего урока.

     Я думаю, что такое словосочетание как «изобретательская деятельность» Вам знакомо, ведь так. А что вы знаете?

(учащиеся работают в парах, затем записывают, что им известно об изобретательской деятельности к себе в тетрадь)

     Я предлагаю вам озвучить ваши записи, только просьба — избегать повторений

(учащиеся по цепочке зачитывают ответы, учитель, обобщая их, делает записи в первом столбике таблицы)

     Молодцы!

- Можно ли научиться изобретательской и инновационной деятельности?

     Сегодня важнейшей задачей нашего общества является – формирование нового для России инновационного класса. Инновации нужны во всех областях нашей жизни. Какое бы направление вы не выбрали, везде необходимы знания и умения изобретательства. Инновации важны в технических науках, без них немыслим научно-технический прогресс, инновации важны в биологии, потому что будущее за биотехнологиями, генетикой и биоэкономикой. Инновации важны для обществознания, без них не обойтись в политике, экономике.

     Многое Вы уже знаете, но многое об изобретательской деятельности вам пока неизвестно, поэтому давайте сформулируем цель нашего урока.

  1. Информационно-деятельностный этап.

Этап 1. Презентация своих работ обучающимися.

Оценка учениками ответов по предложенным параметрам.

Этап  2. Работа в группах Составление кластера «Патентное право».

- Какая отрасль права защищает права изобретателей на их изобретение? (Гражданское право)

      Патентное (как и авторское) право — отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, касающиеся интеллектуальной собственности.

     Система источников патентного права в Российской Федерации в настоящее время представляет достаточно целостную совокупность законодательных актов, регулирующих авторские отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

     Сейчас вам необходимо будет разобраться с основными положениями данной отрасли права.

- На какие вопросы вы должны дать ответы?

  • Объекты патентного права
  • Субъекты патентного права
  • Основные этапы процедуры получения патентных прав
  • Нормативные документы, защищающие авторское (как и патентное) право

- Какие источники информации вы можете использовать для ответов на поставленные вопросы?

- Каким образом будет представлена информация?

Этап 3. Работа в группах. Решение изобретательских задач.

- Вы познакомились с деятельностью нескольких изобретателей. Удалось ли Вам обнаружить общие черты, присущие изобретателям (нет)

- Но какими особенностями личности должен обладать изобретатель?

(Интуиция, фантазия, выдумка, знания, дар предвидения ,определенные черты характера)

     Именно их вам предстоит в себе развивать всю жизнь, они необходимы вам не только для изобретений, но в простой деятельности. И, конечно, самое главное, желание и настойчивость, человек должен обладать ассоциативным мышлением.

- Что, на Ваш взгляд, самое главное в изобретательской деятельности? (решить задачу)

Задача-разминка. Изучая жука-долгоносика, ученые решили измерить температуру его тела. Но жук очень маленький.  Обычным термометром температуру его тела не измеришь. Строить специальный прибор? Дорого и неэффективно. Как быть?

1 задача. В нашей стране существует проблема, как заставить водителей проезжать опасный участок дроги с малой скоростью?
Есть две идеи:
- Нанести на весь участок дороги «пешеходную зебру» (это решение дешевое, но малоэффективное)
- Сделать эту часть дороги волнистой (это решение дорогое, но ненадежное)
Что делать?

2 задача.
    Одной девочке на день рождения принесли большую коробку конфет. Каждая конфета была сделана в виде шоколадной бутылочки с густым малиновым сиропом. Конфеты всем очень понравились. «Как жаль, - сказала мама девочки, что такие конфеты редко встретишь! Еще бы, - сказал папа, их ведь трудно изготовить: скачала делают шоколадную бутылочку, потом заливают в нее сироп. Он обязательно должен быть густым, но в таком виде его трудно залить в бутылочку. Поэтому сироп сильно нагревают: в горячем виде он становится наиболее жидким. Но вот беда – горячий сироп расплавляет шоколадную бутылочку, Приходится долго возиться с каждой конфетой.»
    И тут появился изобретатель. «Я тоже люблю такие конфеты, - сказал он. – У меня есть идея, как их надо изготавливать. Секрет тут в том, чтобы…» Тут он рассказал секрет. И все удивились: оказывается, конфеты можно изготавливать очень просто.
    Попробуйте разгадать этот секрет.

3 задача.
    В одном зарубежном городе, фирма, снабжавшая население газом, установила в квартирах новые счетчики-автоматы.
    Бросишь монету – и автомат дает определенное количество газа. Одновременно на счетчике меняются цифры, показывающие расход топлива. Время от времени контролер обходил квартиры и собирал монеты, накопившиеся в кассовых коробках автоматов.
    И вот однажды контролер доложил управляющему о чрезвычайном происшествии: в одной из квартир в автомате совсем не оказалось монет, хотя, судя по счетчику, газа было израсходовано много. Пломбы целы, автомат исправен, а денег нет.
- Немедленно замените автомат, - приказал управляющий.
- Уже менял, - вздохнул контролер. На следующее утро пришел, вижу, что газ израсходован, а касса опять пуста. Чудеса какие-то.
- Если так будет во всех квартирах, эти чудеса нас разорят, - сердито сказал управляющий. – Придется пригласить сыщиков…
    И тут появился изобретатель.
- Обойдемся без сыщиков, - сказал он. – Контролер забыл об одном простом явлении, известном каждому ребенку.
    И он объяснил, почему в кассе не было монет.
    Так, почему же в кассе автомата не было монет?

4 задача.

     В комнате с потолка спускаются две тонкие веревки. Нужно соединить, связать их нижние концы – и сделать это должен один человек. Суть задачи в том, что взявшись за одну из веревок, нельзя дотянуться до другой. Кто-то должен подать, отклонить вторую веревку. А условия задачи требуют: связать концы веревок должен один человек. Удлинить веревки нечем. В комнате только мяч, кукла и книги. Больше ничего нет. Как же быть?

5 задача.

     Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке. Если сверлить сверлом, трубка сплющится и отверстие получится не круглым. Если прожигать, трубка не сплющится, но края будут неаккуратными. Как быть?

6 задача.

     Основание египетских пирамид - строго горизонтальная поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники, добиваться такой горизонтальности?

7 задача

     Известен способ подъема затонувших кораблей путем закачивания воздуха внутрь трюма. Но он требует герметизации всех мелких щелей, это очень трудоемко выполнить под водой. Как использовать этот способ подъема, но обойтись без герметизации?

8 задача

     По данным органов здравоохранения, только в Санкт-Петербурге в продажу поступает 2 млн. ртутных термометров, их покупают, скорее всего, чтобы заменить разбитые.  А это значит, что в жилища, почву, воду только от термометров поступают более 3 тонн ртути. Ученые подсказали несколько вариантов развития того, как добиться экологического и экономического эффекта. А что бы вы могли предложить?  

  1. Рефлексия.

Итог урока.

     Пройдет время и вы, учащиеся 11 класса школы № 2, станете специалистами в разных областях деятельности. Кто-то из вас станет настоящим мастером своего дела и хотелось бы, чтобы таковых среди вас было больше, ведь вы - будущее нашей великой России, именно от вас зависит ее дальнейшая судьба. Но сначала — станьте профессионалами - это вам доступно. Начните сейчас, не откладывая надолго…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Изобретения" в 9-м классе. Английский язык + информатика

Интегрированный урок по теме "Изобретения" проводился мной совместно с учителем информатики Андреевой О.А. в рамках районного семинара для руководителей ОУ Невского раона г.Санкт-Петербурга. Учащиеся ...

Изобретения

Данная работа предназначена для обучающихся 10-х классов....

Элективный курс "Хронология изобретений"

Данный курс раскрывает историческую сторону физику. Очень интересен иллюстрациями, видеосюжетами, которых очень много на диске(должны были поступить вво все школы) или на сайте(названия в программе им...

Великие изобретения

Данная презентация является иллюстрацией к заданию в книге для чтения (8 класс В.П.Кузовлев)...

Изобретения, которые потрясли мир.

Дидактический материал для проверки знаний учащихся по теме "Изобретения, которые потрясли мир", изучаемой в 11 классе по УМК "Английский язык 10-11" под редакцией В.П. Кузовлева, Н.М.Лапа и др....

Изобретения и открытия народов древнего мира.

Исторический диктант по теме "Изобретения и открытия древнего мира" - 5 класс....

Патент на открытие Южной Америки, 5 класс

Урок для 5 класса, разработан когда еще использовали учебник Домогацких.Работа в группах, презентация + большая контурная карта Южной Америки и магнитная лента, что бы создать конечный продукт - компл...