"Роль дополнительного образования в условиях детского дома"
статья на тему

В статье описывается организация системы дополнительного образования в условиях детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_dopolniteonogo_obrazovaniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дополнительного образования  в условиях детского дома

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.

Сложившаяся система дополнительного образования в нашем детском доме отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребенок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Творческие программы педагогов дополнительного образования нацелены не только на развитие творческих способностей воспитанников, но и на внутренние изменения в их сознании и самооценки. Применение разных форм по данным программам позволило объединить в сотворчество детей с разными индивидуальными возможностями, в том числе детей, склонных к асоциальным формам поведения. Это помогает в осуществлении комплексного подхода в профилактике правонарушений среди воспитанников.

Цель дополнительного образования в нашем детском доме: создание условий для развития творческой индивидуальности воспитанников на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации.

Задачи:

1. Выявление интересов, способностей, склонностей, возможностей воспитанников к различным видам деятельности;

2. Оказание помощи в выборе кружка, секции;

3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

4. Развитие творческих способностей;

5. Создание необходимых условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков (участие в выставках, ярмарках, благотворительная деятельность, обмен опытом).

В нашем детском доме дополнительное образование осуществляется в следующих направлениях:

-  театрализованная деятельность;

Деятельность театральной студии определяется необходимостью успешной социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном обществе, их жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне, направлена на развитие коммуникативных навыков, способствует удовлетворению потребности ребёнка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

- музыкально-эстетическая деятельность;

Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым специфически воспитывает его.

Цель работы по данному направлению - разностороннее развитие личности ребенка средствами музыкального искусства, формирование личности ребенка через приобщение к мировой и народной культуре, музыкальному и песенному творчеству, воспитание художественного вкуса и творческого воображения,  развитие музыкально-творческих способностей воспитанников.

- домоводство;

 Домоводство – искусство  ведения хозяйства. И пусть не каждый день приходится готовить или мыть посуду, вязать или штопать. Для наших воспитанников такой опыт очень важен.  Занятия по этому направлению воспитанники посещают с большим удовольствием. На занятиях  по домоводству, ребята учатся рукодельничать: вязать как крючком так и спицами, шить на швейной машинке, делать своими руками из различных материалов красивые вещицы для интерьера, словом, учатся как с пользой и удовольствием не только проводить свое свободное время, ну и оформить свою жизнь.

- прикладное искусство;

Приобщение детей к декоративно- прикладному искусству, включение их в активную творческую деятельность помогает становлению процесса социальной адаптации. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей-сирот: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Мастерская прикладного искусства распахивает двери всем воспитанникам детского дома желающим научиться делать красоту своими руками.  

Большое внимание в детском доме  уделяется физкультуре и спорту. Занимаясь в спортивных кружках и секциях, ребята обогащаются как духовно, так и физически.

- цирковая студия;

 На занятиях студии максимальное внимание уделяется  развитию одновременно и творческих и физических способностей ребенка. В программу входят: общая физическая подготовка, элементарная, статическая и темповая акробатика, гимнастика, жонглирование, хореография, конная джигитовка. Дети получают возможность ознакомиться сразу с несколькими жанрами циркового искусства. Соприкосновение воспитанников цирковой студии с многожанровым миром циркового искусства помогает им раскрыться внутренне, воплотить свои мечты в жизнь.  

- физическое развитие

Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Посещение детьми занятий дополнительного образования  происходит в соответствии с расписанием и составляет сто процентную занятость воспитанников. В учебного года специалисты отчитываются о проделанной работе, показывая свои результаты на выставках, соревнованиях, конкурсах.

Таким образом, воспитанники детского дома в системе дополнительного образования имеют возможность осознать себя, находят удовлетворение потребности в разных видах деятельности: в спорте, в ведении хозяйства, в изготовлении поделок и т.д.

У воспитанников есть свобода выбора и это выражается в наборе кружков и секций, целью которых служит подготовка воспитанников к дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома.

Презентация:Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома....

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

"Роль дополнительного образования в условиях детского дома"

В материале раскрываются основные направления дополнительного образования воспитанников детского дома....

Обеспечение качества дополнительного образования в условиях Дома детского творчества

В современных условиях Дом детского творчества стремится найти новые подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности и достичь качественного дополнительного образования. Показате...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...