обобщение опыта
материал по теме

Развитие творческих способностей на уроках русского языка, литературы и в театральной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый неразвитый человек – карикатура на самого себя, и степень духовной развитости определяется исключительно способностью творить, выражать себя и мир вокруг.

                                                                                                                     Ф. Шлегель,

немецкий историк литературы

Сущность опыта – в последние годы в области образования идут серьезные процессы, связанные с его модернизацией. В связи с этим важно осмысливать тенденции, определяющие направления изменения системы образования, понять какой будет судьба школьных курсов русского языка и литературы. Ведь эти предметы всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. Они традиционно указываются в первой строфе Базисного плана. Одна из важнейших целей обоих курсов связана с развитием гуманитарного сознания, с формированием личности, обладающей широким кругозором. Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся  приобретает особое  значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Работая в школе 23 года, я постоянно стремлюсь найти пути решения проблемы повышения интереса к предмету и качества знаний. Нельзя не учитывать того, что сокращается число читающих людей, книга вытеснилась «экранным досугом», гипертекстом Интернета. Кроме того, изменился читательский вкус в пользу произведений низкого художественного достоинства, оказывающих разлагающее воздействие на молодого читателя. В последние годы у школьников резко повысился интерес развлекательному искусству в ущерб искусству глубокой мысли. Наблюдается процесс ослабления влияния книги на духовное и социальное развитие человека. Популярность чтения упала вдвое. 40% детей предпочитают сказки, фантастику, приключения, ужасы чтению классики. После окончания школы классическая литература интересует только 10% читателей.  Русский язык засоряется канцеляризмами, жаргонизмами и словами иностранного происхождения. Падает уровень грамотности населения. Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.

Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.

Работая в школе, я понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.

Но все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие изложения, тесты, столкнувшись с творческими заданиями, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Да и на олимпиадах баллы теряются там, где ученики сталкиваются с творчеством, где нужно применить нестандартное решение.

Почему это происходит? Мне кажется, здесь несколько причин.

Во-первых, ребята стали меньше читать, играть в ролевые игры, поэтому у многих нет элементарного воображения и фантазии.

Во-вторых, мы живём в сельской местности, в так называемой глубинке, где осенью и весной дороги нет даже до соседнего посёлка, не говоря уже о районном центре. В это время периодические издания приходят раз в неделю. Сельским школьникам не доступен тот поток информации, который есть у городских.  Отсюда появляется неуверенность в своих силах, вырабатываются различные комплексы

Но я уверена, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не зависимо от того, в какой местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их.

Владение учащимися устной и письменной речью, умение создавать свой оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей.

Вот почему я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее актуальных.

Над темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературыи в театральной деятельности» я работаю в течение пяти лет.

Цель опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных способностей учеников.

Задачи учителя:

  1. Развитие креативного мышления.
  2. Развитие творческой самостоятельности учеников.
  3. Воспитание творческой личности.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.

В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.

Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.

Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их  сама и показываю это ребятам  в нашем общении.
  • Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.
  • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что…;

- сочините;

- изобретите;

- предложите гипотезу;

- порассуждайте.

  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,  отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
  • Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Я убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:

- интеллектуальных способностей;

- знаний;

- личностных характеристик;

- мотивации;

- окружения;

- стилей мышления.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать  один (активно-подражательная),и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени.  И это должен учитывать учитель.

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление  к творчеству.

Т.И.Тамбовкина, рассматривая возможности развития творческой активности на уроках русского языка, отмечает, что одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает учеников к творческой активности.

Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».[1] Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

«Творческая деятельность  -  создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего».[2]

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.

В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

- эвристический;

- проблемный;

- модельный.

Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить  учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п.

Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет

специального опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускники средней школы, успешно овладевшие материалом школьной программы, не справляются с вузовскими конкурсными заданиями, которые требуют нестандартного подхода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих учеников. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".

.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности.

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс

Глава 1. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих способностей:

- написание сочинений, изложений.

- рецензирование сочинений;

- игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;

- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.

- творческие задания на дом;

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".

Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Глава 2. Уроки развития речи.

Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации; 2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений; 3) написание сочинения.

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5-6 классов я предложила написать свои книги, идея моя была встречена с оптимизмом. На первых страницах поместились сказки. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством  с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.

6. Музыкальное сочинение.

1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему "Золотая пора", учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка.  Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 11 классе и к ГИА в 9 классе.

Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

- начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

- слова памятки каждого предложения записывай;

- между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;

- окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

- помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

- из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

- закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.

Глава 3. Использование игр на уроках.

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

Игра - это органическая форма деятельности  школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, "Аукцион". Подобрать как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.

Глава 4. Формы проведения творческих уроков.

Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику.

В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.

Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.

Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники.

Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в моей практике получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов мне помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал.

По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию - бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы - вред, вместо радости - отчаяние. Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.

Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" я  прошу написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагаю написать сочинение "Моя комната в 2030 году".  Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность Она обеспечивает учителю возможность для:

• информационной поддержки;

• иллюстрирования;

• использования разнообразных упражнений;

• экономии времени и материальных средств;

• построения канвы урока;

• расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

• концентрация внимания;

• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

• повышение интереса к изучению предмета;

• возрастание мотивации к учёбе.

На уроках русского языка использование ИКТ, презентаций является особенно необходимым при подготовке к написанию сочинений. Так в 5 классе мы знакомимся и с творчеством художника, можем видеть, сравнить несколько картин, можем более подробно рассмотреть картину, которую будем описывать, с разных сторон, с разных точек зрения. Вместе с этим можно вывести на экран различные упражнения по подготовке к написанию сочинения. Например, вставить готовый текст описание, а затем его же, только с пропущенными словами, чтобы ребята могли его восстановить. Такая форма работы расширяет кругозор ребят, даёт возможность образно мыслить, при глубоком, подробном рассмотрении можно даже почувствовать цвет и запах картины, т.е. развивает творческие способности учащихся. Соответственно и результат выше, чем без использования ИКТ.  Что касается уроков литературы, то опять же презентация позволяет глубже познакомится с творчеством того или иного писателя, познакомится с тем или иным произведением. Особенно часто использую на уроках литературы такое задание как подготовить биографию писателя в виде презентации. Отсюда и развитие творческих способностей. Очень любят дети 5-х классов сочинять сказку по цепочке, проводить конкурсы фантазеров. При изучении темы «Стихотворные размеры» провожу игру-соревнование «Буриме». С удовольствием ребята по данным рифмам составляют стихотворные строки: капели – вновь, запели – воробьев и др.

Умение создавать в своем воображении картины, людей, их действия, то есть так называемое воссоздающее воображение – качество, без которого невозможно никакое словесное творчество. Развитию такого воображения способствуют различные виды пересказа текста от какого- либо действующего лица.

Моим ученикам нравится придумывать свои завершения к неоконченным сказкам, они выдвигают свои версии завершения комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» или романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Каждый из них самостоятельно мыслит, разбирается в ситуации и находит решение.

Помогают решать проблемы развивающего обучения – обобщающие уроки, которые являются одним из звеньев методически продуманной системы уроков. Провожу их, используя различные формы, учитывая возрастные особенности учащихся, психологическое и эмоциональное состояние детей. Цель таких уроков не только в углублении, обобщении и закреплении знаний, но и в развитии логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

Итак, рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков.

. В принципе на протяжении всей своей педагогической деятельности я пыталась использовать различные формы развития творческих способностей учащихся. Но вернулась к ним тогда, когда поняла, что теряется интерес не только к отдельным учебным предметам, но и к учению вообще. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.

Заключение. Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества  знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

. На своих  уроках я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности учащихся.Как сказано выше, мне и моим ученикам нравятся уроки нетрадиционные, на которых сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Мой опыт применим как к системе урочной работы, так и внеклассной деятельности.

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Я пытаюсь через урок помочь ученикам открыть в себе такие способности, о которых они раньше не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы и специальные творческие уроки. Все это должно быть направлено на развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Это необходимо делать потому, что поиск новых талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование самого общества.

Глава 5.  Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Дополнительное образование - это широкое поле возможностей. Оно выступает открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и лабораторией. Здесь педагог - это человек, интегрирующий и координирующий воспитательные воздействия различных социальных сфер. Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования комфортного образовательного пространства.  Пространства, способствующего разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата. Театральная деятельность, как вид дополнительного образования, помогает в становлении личности и ориентирует ребёнка не только на творческое созидание в рамках театра, но и побуждает на овладение другими знаниями. Анализ современных исследований по терапии искусством подтверждает полезность целей и методов в том, что он предоставляет возможность для выражения негативных чувств и эмоций на сцене, развивает самоконтроль,  усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность

.
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.

В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Основным условием набора в объединение является  собственное желание ребенка этим заниматься. Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний  при поступлении нет. Каждый новый ребенок, приходящий в театральную студию, приходит не только со своим "багажом" знаний и умений, но и со своими проблемами и комплексами. Неуверенность, зажатость ребенка; отсутствие понимания собственного "Я" и восприятия общественности и общественностью - вот очень часто встречающиеся детские неприятности, которые впоследствии могут перерасти к большим психологическим проблемам во взрослой жизни.   Развить и адаптировать к общественной жизни чувственно-эмоциональную природу ребёнка -  одна из главных задач  театра. И сколько сил и времени мы тратим совместно, чтобы восполнить эти пробелы. Сколько усилий прилагается, чтобы справиться с зажатостью, научить громко и ясно говорить, строить фразу, проявить индивидуальность и способности.  Способности, традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность какой-либо деятельности. Каждый человек при рождении получает задатки, от которых зависит возможность развития способностей и в мою задачу входит помочь раскрыться ребёнку в творчестве, а это возможно по разному ибо в театре не только ты актёр , но и бутафор, и столяр , и плотник , и художник,  и гримёр , и сценарист и портной… Многие дети открывают для себя новые профессии, учатся работать руками, а главное доводить начатое дело до конца. Теперь они делятся со мной тем, что не боятся выхода к доске, что пропал страх перед письменными работами по литературе и, как ни странно даже другие предметы стали даваться легче. А о том, что они стали понимать чувства другого, сострадать, научились владеть собой и не вступать в конфликты говорили их родители.  И вывод напрашивается сам: творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его, театр позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуете звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средство развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и т.д.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М Теплев). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.

В педагогической литературе 19-20 веков неоднократно поднимались вопросы возможности использования сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого русского педагога Н.Н.Бахтина. В публикации «Театр и его роль в воспитании» Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский режиссер   К. С. Станиславский.

Действительно, мы – учителя - на практике убеждаемся в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю-ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица. Н. Н. Бахтин отмечал, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли». Специфика сценической деятельности, работа над пьесой, по мысли Н.Н. Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану, и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях». Участие детей в творческом  процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

Сценическое искусство требует особого внимания и чуткости к  поступкам людей в жизни, умения видеть смысл, значение, цель простейших действий человека. Актер действует на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает… В словесных действиях на сцене выражаются мысли, чувства, намерения, цели героев, даже если речь идет о классном театре в начальной школе. Чем содержательнее исполняемая на сцене пьеса (естественно, в соответствии с возрастными рамками), богаче и ярче внутренний мир персонажей, глубже и тоньше раскрыты их характеры в действиях исполнителей, тем больше наши дети узнают о жизни, тем полнее становится их представление о многообразии средств выражения внутреннего мира человека. Они начинают лучше воспринимать смысл отдельных действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих их людей, собственные поступки.

Сила непосредственного эмоционального воздействия театра во многом связана с синтетическим характером данного искусства, в котором, по выражению великого русского критика В.Г. Белинского, «могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия…» Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

С самого начала открытия театральной студии мои дети проявили огромную активность и с большим рвением и вдохновением начали посещать объединение «Театр+Мули». За эти 5 лет на сцену вышло более 10 спектаклей, 20 постановок, было проведено множество тематических вечеров и массовых мероприятий. Дети, поначалу стеснявшиеся выступать даже перед своими одноклассниками, постепенно начали чувствовать себя комфортно даже на больших сценах и показывать достойные результаты на таких крупных торжествах как "Парад Победы - 9 мая", «Юбилей поселка», «Новый год» и т.д. О хорошей результативности работы нашей студии говорят ежегодные победные и призовые места на многих районных конкурсах и фестивалях.  Множество детей, осуждаемых в классе за неважную успеваемость, придавленных учебными неуспехами, расцвело на сцене.  Вслед за успехами на театральной сцене, вместе с уверенностью в себе, приходило и желание быть успешным в других областях, таких как учеба, освоение новых умений, общение с друзьями и т.д. Словом, ребенок развивался, избавлялся от комплексов, чувствовал свою значимость.

Все это результат не одного дня, а плоды многолетней кропотливой работы, основанной на разработанной программе. Цель учебной  программы - развитие внутренней свободы обучающихся, формирование готовности к действию в условиях публичности и предлагаемых обстоятельствах. В процессе обучения формируются такие качества, как лидерское поведение, умение создавать увлекающую творческую атмосферу, анализировать и направлять процесс собственного творческого и личностного роста, построение межличностного общения в коллективе.

Необходимо отметить, что театральная деятельность направлена на развитие художественного мышления, артистических способностей, выявление единства слова, музыки, танца, формирование знаний о лучших достижениях  художественной литературы.

Уделение огромного количества времени на оттачивание сценической речи, сценического движения, сценического мастерство дало свои положительные результаты. В этом году на сцену вышел музыкальный комедийный спектакль по фильму «Свадьба в Малиновке». Профессиональное исполнение детей  привело зрителей в настоящий восторг. Постановка спектакля требует много усилий, в том числе и поиски сценических костюмов и изготовление декораций для создания реальной атмосферы отнимают очень много времени. Старания не прошли даром: на республиканском театральном фестивале «Сәхнә көзгесе» объединение, выступив на сцене с данным произведением, стало дипломантом первой степени. Также ученики объединения показали себя в таких конкурсах, как: открытый районный конкурс театральных коллективов «Алло, мы ищем таланты», номинация «художественное слово» », диплом лауреата второй степени ; конкурс сценического мастерства «Если бы…», номинация «художественное слово»,  диплом лауреата второй степени.

Необходимо отметить, что школа уделяет большое внимание дополнительному образованию. Актовый зал, аппаратура – с этими вопросами здесь не возникает проблем. Радует и тот факт, что каждое мероприятие активно посещают не только ученики и учителя, но и родители. Недавно от учителей поступило предложение выпустить на сцену спектакль с их участием. Словом, театральное объединение «Театр+Мули» работает вдохновляясь и вдохновляя.

За свой небольшой опыт могу с уверенностью сказать, что не бывает "не талантливых", "не способных", "плохих" детей. Бывает неправильная манера общения, неграмотный психологический  подход, неподходящий учебный материал и даже некомпетентная педагогическая деятельность. В комфортных условиях любой "гадкий утенок" может превратиться в лебедя. Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Занятия в театральной студии позволяют успешно работать с тревогой, раздражительностью, страхами, а также неуверенностью в себе, сниженной самооценкой, трудностями в общении, они способны смягчить разрыв с близким человеком, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.

Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся: углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам, стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников, повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов. Школьный театр, как дополнительное образование, оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности.

Театр дает возможность воспитывать в детях не пассивных слушателей, а зрителей, понимающих язык  театра,  поскольку восприятие спектакля глубоко индивидуально и определяется как психологическим складом, темпераментом, так и общим уровнем развития, то восприятие спектакля - это процесс, способствующий формированию и психической сферы, и чувственно-эмоциональной отзывчивости, и нравственных качеств, и познавательных интересов.

В театральном творчестве соединяются различные виды художественной деятельности (изготавливаются костюмы, рисуются декорации, разучиваются роли и прочее) и каждый вид деятельности выступает как самостоятельное действие, объединенное общим замыслом и единой целью. А конечный результат данных действий - их полное и окончательное выражение в театральной постановке, т.е. театральная деятельность сама дает материал и почву для самых разнообразных видов детского творчества.

Таким образом, собственная творческая деятельность, и именно театральная, - один из способов, углубляющих восприятие ребенка, а это требует концентрации внимания на мотивах поступков действующих лиц, понимания их, анализа, сравнения, что создает почву для самостоятельных обобщений и выводов. Вместе с тем собственная творческая деятельность заключает в себе возможности приобретения новых знаний, расширение кругозора, накопление художественных впечатлений, проявление интереса к восприятию искусства. В импровизациях, театральных постановках ребенок действенно постигает язык театрального искусства и, играя на сцене, не только закрепляет впечатления, обогащая жизненный опыт, но и упражняет различные способности, развивает творческое воображение, коммуникативные и нравственно-волевые качества, интеллектуально-познавательную сферу. А это способствует социально-художественному развитию. Ученые отмечают, что для детей младшего школьного возраста это особенно важно; вопросам художественного развития личности через развитие интеллектуальной сферы, совершенствование познавательных процессов: образного мышления, восприятия, а также творческих способностей, зрительной памяти и пространственных представлений посвящены работы Л.В. Григоровской, Л.В. Александровой, В.П. Мадушевского, В.Д. Остроменского.

Формы театральной работы со школьниками

Жизнь театрального искусства в школе - это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни, это творческий процесс знакомства с искусством и постижения законов театра, усвоения определенных знаний о нем.

Театральное образование и воспитание в школе, как правило, направлено на:

•        воспитание основ зрительской культуры;

•        развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;

•        накопление учащимися знаний об искусстве театра.

В конкретном обращении к школьнику эти три направления переплетаются и дополняют друг друга. Театральная терминология усваивается лучше, если опирается на зрительский опыт или на опыт собственной исполнительской деятельности. Исполнительское же творчество, в свою очередь оценивается по критериям, освоенным в процессе накопления зрительской культуры.

Организация театрально-творческой деятельности школьников в каждом классе реализует указанные направления работы в той степени, которая соответствует возрастным интересам и возможностям детей.

Каждое из направлений может развиваться следующим образом.

В области воспитания основ зрительской культуры:

•        формирование представления о “составляющих” художественного образа в театральном искусстве;

•        формирование представления о характере человека (героя, персонажа) как об особенном поведении;

•        формирование представления о творческой интерпретации пьесы при ее постановке на сцене;

•        формирование представления о мизансцене как языке театрального спектакля.

В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности:

•        организация произвольного внимания (зрительного, слухового);

•        знакомство с элементами исполнительской деятельности;

•        освоение средств выразительности театрального искусства;

•        навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов).

В области накопления знаний об искусстве театра:

•        освоение терминов и понятий театрального искусства;

•        знания о разных театральных профессиях;

•        формирование представления о разных видах и жанрах театра;

•        знакомство с драматургией как особым родом литературы, предназначенным для сцены.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Активные методы в работе школьного психолога [Текст]/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000. – 220 с.
2.Алексеева М.М.. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997. - 400 с.
3.Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. – Библиограф.: 280-2886 с.
4.Арт-педагогика. Арт-терапия в специальном образовании. [Текст] / Под редакцией Медведевой Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольской Т.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 130 с.
5.Баклушинский, С.А., Белинская, Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность [Текст] / С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. – 100 с.
6.Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству. –М.: Мозаика - Синтез, 2009.
7Белинская, Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности [Текст] / Е.П. Белинская // «Мир психологии», 1999 г., №3. – С.14-18
8.Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. [Текст]. / Э. Берн. - СПб., 2005.- 240 с.
9.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. –М.: Мозаика - Синтез, 2008.
10.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика - Синтез, 2008.
11.Гурович Д.М. Ребенок и книга. /Под ред. В.И. Логиновой. -М.: Просвещение. 2002. -64 с.
12.Демченко, Е. Д. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании [Текст] / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова //Дополнительное образование. - 2004. - N 1. - С. 27-29.
13.Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
14.Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Зимородок : Карапуз, 2006. – 415 с. - Библиогр.: 410 - 413 с.
15.Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. [Текст] / И.С. Кон. - М., 12003. – 320 с.
16.Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа). [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - С-Пб.: Речь, 2003. - 290 с.
17.Маклаков, А.Г. Общая психология. [Текст] /А.Г. Маклаков. - СПб., 2000. – 200 с.
18.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2009.
Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб., 2002. – 309 с.
19.Психология и этика делового общения [Текст] / Под ред. В.Н. Лаквриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 316 с. - Библиогр.: 313 -315 с.
20.Развитие словесного творчества дошкольников: Программа для курсов повышения квалификации работников дошкольных учреждений. - Тольятти, 1999 – 14 c.
21.Скрипкина, Т.П., Гульянц, Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. [Текст] / Т.П. Скрипкина - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. – 100 с. - Библиогр.: 995-100 с.
22.Технология эффективной профессиональной деятельности. [Текст]– М.: Красная площадь, 2006. – 140 с. - Библиогр.: 138-140 с.
23.Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание, 2002 г. № 9.
24.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М. Алексеева. В.И. Яшина. - М.: Академия. 1999. - 560 с.
25.Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -М., 2003г.
26.Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2008.


  • [1] Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. – С. 4 (37)
  • [2] Танина Л.В. Развитие творчества в художественной деятельности дошкольников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Проблемы дошкольного образования на современном этапе. – Тольятти, 2003. – С. 5 (43)
  • [3] Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21 (22)
  • [4] Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992. -  № 8. - С. 11-20 (20)
  • [5] Ильенков Э.И. О «специфике» искусства. // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С.132—144.  (17)
  • [6] «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й  год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: ИНФРА, 1998 – С. 6 (40)
  • [7] Савина Е.Г. Программа театральные ступеньки в практике работы групп развития ДМШ и ДШИ. // Екатеринбург: Методический центр по художественному образованию – С. 3 – 4 (36)
  • [8] Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – С. 57 (26)
  • [9] Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся. // Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса. - М.: Образование, 2009. Том 1. - С.63-64. (41)


[1] Сухомлинский В.А. О воспитании. –М., 1973.

[2] Российская педагогическая энциклопедия, 2т. - М., 1999, с.420.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...