Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
статья по теме

Мухамбетжанова Гульден Есмуратовна

В настоящее время на процесс обучения и результаты учеников наибольшее влияние оказывает повседневная работа учителя, которая направлена на воспитание и развитие учащихся. Практика интеграции семи модулей Программы в процесс обучения существенно изменили мои подходы к обучению и воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мухамбетжанова Гульден Есмуратовна  Портфолио учителяОтчет С

Группа №7                                                        3-го уровня

Город Кокшетау                                              18.11.2013

С

Рефлексивный отчет

по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

учителя самопознания Островской средней школы Жаксынского района

Мухамбетжановой Гульден Есмуратовны

        В период с 9 сентября по 1 декабря я прохожу уровневые курсы повышения квалификации учителей. Курсы состоят из трех этапов – «Лицом к лицу», «Практика в школе», «Лицом к лицу». На первом этапе:

  • изучили материалы о том, как происходит процесс обучения и что представляет качественное преподавание;
  • проанализировали свои знания и убеждения о процессах преподавания и обучения и подвергнули сомнению неоспоримость укоренившихся стереотипов в данной сфере;
  • приняли активное участие в активном обучении, моделируя способы работы в классе, что предполагает совместную групповую работу, обсуждения, презентации и индивидуальные исследования
  • изучили новые подходы в обучении и преподавании в контексте семи модулей Программы;
  • разработали план серии последовательных уроков, используя ключевые идеи Программы, подлежащие внедрению в практику преподавания и обучения в классе.

Со времени окончания университета прошло немало времени, и многие вопросы теории стерлись из памяти, а что-то так и осталось непонятым, и вот на курсах я восполнила эти  пробелы. Благодаря компетентности нашего тренера, мне удалось систематизировать весь теоретический материал курсов. Мы буквально «пропустили через себя» все идеи Программы во время групповых работ на первом этапе «Лицом к лицу». А в дальнейшем мне было легко применять это все на практике.

В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Strong, Ward & Grant, 2011).

        До прохождения курсов я придерживалась традиционных методов обучения, время от времени применяя в своей работе некоторые элементы новых педагогических технологий. Но уже на  первом этапе обучения я поняла, что в моей практике должны произойти кардинальные перемены. После прохождения первого этапа во мне произошел переломный момент, а пройдя второй этап, можно делать определенные выводы, чего я достигла за это время. И сейчас могу смело сказать, практика интеграции семи модулей Программы в процесс обучения существенно изменили мои подходы к обучению.  

        Начну с того,  как использование модуля ИКТ повлияло на изменение моих подходов к обучению. Я и раньше владела компьютером довольно-таки неплохо – могла создать слайдовую презентацию, фильм, установить нужную мне программу – но после прохождения курсов я научилась загружать с интернета видеоролики, что помогли мне разнообразить уроки и по-новому подойти к организации урока. Например, применяя «Шесть шляп мышления», прослушали аудиозапись с демонстрацией иллюстраций к рассказу «Вежливое слово». В дополнение к этому распечатала детям текст. Так что у детей была возможность для одновременного визуального и аудиального восприятия.  Каждый урок начинался с позитивного настроя, в этом мне помогали видеоролики, загружаемые с Интернета. Каждая творческая работа, выполняемая на уроке, сопровождалась классической музыкой, которая способствует плодотворной работе. Готовя презентацию к уроку, научилась создавать анимации.  На каждом уроке использовала интерактивную доску. О том, что это имело эффект я прочитала из отзывов детей: два ученика отметили, что им понравилось работать на интерактивной доске. Интерактивную доску использовала также для обратной связи, когда на доске изобразила «Лесенку достижений», круг «От сердца к сердцу», на которые ученики должны были  наклеить свои стикеры. К сожалению, у нас на всю школу одна интерактивная доска, поэтому нет возможности на каждом уроке пользоваться доской, но я при необходимости буду пользоваться ноутбуком. Благодаря нашему тренеру, я получила доступ к полезным сайтам, вступила в сетевые сообщества на Gmail.com, Gogle сайте, через которые я могу обмениваться мнением, информацией с коллегами. Для обмена опытом с коллегами в будущем хочу создать свой персональный сайт.

        Очень интересным для себя нашла модуль «Развитие критического мышления». Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.

Работы, посвященные исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия – исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний (Руководство для учителя с. 155).

Каждый мой урок был построен так, что дети вступали в диалог учитель-ученик, ученик-ученик, в процессе которого они обучали друг друга. Использовались все виды диалога – кумулятивная, исследовательская, дебаты, хотя есть еще много недостатков в данном виде работы. Применение стратегий критического мышления помогло мне научить детей задавать вопросы, пусть и не в той мере как мне бы хотелось. Думаю, это вопрос времени. При работе с текстом детям задавала «толстые» и «тонкие» вопросы, что, безусловно, способствует развитию критического мышления. В дальнейшем буду работать над отработкой умения аргументировать доводы, доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга.

        На уроках использовала: «Шесть шляп мышления», упражнения «Восстанови последовательность», «Закончи предложение», «Напиши ответ на письмо», «Придумай конец рассказа» и т.д.  Все эти работы выполнялись в парах, в группах, в результате которой дети учатся работать в команде. Я не говорю, что научились, потому что мне предстоит большая работа по сплочению классного коллектива. У детей появился интерес к уроку. При использовании «шести шляп» приходилось ограничиваться двумя цветами ввиду малого количества учеников, но и благодаря двум цветам, ученики немного научились обрабатывать информацию. Мне кажутся интересными все инструменты критического мышления, поэтому я и в дальнейшем буду пользоваться ими, что поможет мне разнообразить уроки и повысить интерес учащихся к моему предмету.

        При проведении первого урока с применением формы работы в группе, я уже было разочаровалась, так как столкнулась с такими трудностями и просчетами с моей стороны. Во-первых, при делении на группы случайным образом, мы потеряли время на организацию новых групп, так как приходилось разъяснять правило и показывать каждому, где находится их группа. Во-вторых, несвоевременная выработка правил работы в группе. Не сразу выполнив эту работу, мы столкнулись с тем, что в группах не была продумана роль спикера, и возник спор, кто же выйдет отвечать от команды. На следующем уроке пришлось исправлять ситуацию – затратив несколько минут драгоценного времени, все же мы с классом выработали правила работы в группе. И на удивление, на этом уроке мы практически не потеряли время на перегруппировку, на этот раз с помощью фрагментов открыток.

        Отдельно стоит отметить, как формировалось мое понимание оценивания обучения. Если бы меня  до курсов спросили «В чем разница между формативным и суммативным оцениванием?», я не смогла бы дать ответ, потому что до сих пор для меня существовало оценивание в количественном выражении. И чем больше оценок было в журнале, тем лучше.  Самое главное открытие для меня заключалось в том, что я должна была поменять свое представление об оценивании знаний учащихся, и поменять саму цель оценивания. Теперь для меня главное - получить на уроке обратную связь – то есть узнать, как себя чувствуют дети, что поняли, что еще не поняли, что понравилось, а что не понравилось. Это мне помогает узнать, над чем мне предстоит еще работать. Наряду с рефлексией оценивание на моих уроках прослеживалось при проведении «Лестницы успеха», «Две звезды и одно желание». В ходе любой работы старалась оказать поддержку, подбодрить, похвалить тех, кто еще робко включался в работу, а кто и вовсе отказывался работать. Конечно, еще рано говорить о результатах, но уже есть кое-какие успехи. Например, то как Артур и Ваня преодолели страх перед выходом к доске и уже учатся  презентовать работу группы. Это дает мне надежду, что в будущем «Оценивание для обучения» выведет моих учеников на новый уровень обучения, и они покажут хорошие результаты и по другим моим предметам. Наряду с положительными изменениями есть и  проблемы, которые нужно решать. Меня очень тревожит тот момент, что дети  безответственно относятся к домашним заданиям. Вся проблема в том, что для многих детей мотивом является отметка, а в самопознании нет отметочного оценивания, поэтому дети не считают нужным готовить домашние задания. Благодаря модулю «Оценивание для обучения», теперь эта проблема разрешима. Буду в свою практику активно внедрять формативное оценивание, точнее метод поощрения. Для того чтобы стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся, буду проводить конкурсы на лучшее сочинение, эссе, портфолио и другие творческие работы. Также можно публиковать лучшие работы на школьном сайте.

        В самом начале практики мне нужно было познакомиться с классом, так как я в нем работаю первый год. В ходе наблюдения я заметила, что класс не очень сплоченный. И наметила себе на будущее, надо сплотить класс. Во время практики я начала работать над этой проблемой. Для создания коллаборативной среды, то есть комфортной среды для обучения проводила разные виды упражнений. Это игра «Липучка», «Молекулы», разные способы деления на группы, слушание музыки, просмотр позитивных видеороликов. Надо отметить, здесь имели место и виды формативного оценивания, так как они способствуют созданию положительного настроя, а это играет немаловажную роль в повышении мотивации к обучению.  

Как можно судить, по вышесказанному, какой бы модуль ни применялся на уроке, все они тесно взаимосвязаны между собой, и кажется, что одно без другого невозможно. К примеру, модуль обучения талантливых и одаренных учеников, даже если  и конкретно не планировался мной, но красной нитью проходит через все  уроки. Задания, которые я предлагала детям, удовлетворяли потребности моих учеников. Так, дети,  которые рисуют, имели возможность проявить себя при создании флипчартов, ученик, который всегда в роли ведущего во всех школьных мероприятиях, но на моих уроках не проявлял себя, нашел возможность выступить в роли спикера от своей группы, выполнил дома самостоятельно работу по поиску дополнительных исторических сведений о счастье, общении, и выступил перед учащимися.

Как поменялись учащиеся? Во-первых, это их отношение к предмету. Если раньше они воспринимали уроки самопознания как нечто ненужное, и ходили на эти уроки нехотя, то сейчас заметно, дети заинтересовались предметом. К концу моей практики активизировались даже самые пассивные ученики (на первых уроках они отказывались выходить к доске), принимая участие в обсуждениях, презентациях. Думаю, это благодаря той работе, которую провела во время практики. Во-вторых, изменилось отношение ко мне, как к учителю. Если раньше эти же ученики могли пройти мимо, иногда даже и не заметив меня или не поздоровавшись. То сейчас я замечаю, что дети во время перерыва ищут всякий повод, чтобы со мной пообщаться, заходят ко мне в кабинет, поздороваться. Могут подойти на перемене и спросить, каким уроком будет самопознание, хотя прекрасно знают расписание. В чем секрет таких изменений? Возможно в том, что я стала по        - другому относиться к самим детям. Оценивала работу детей, а не личность. Помню, когда на уроке разрабатывали правила работы, Руслан выдвинул такое предложение «Нельзя огрызаться, спорить с учителями, потому что они всегда правы». Мне пришлось вмешаться в их обсуждение, тем самым дала понять им, что учитель тоже может ошибаться и в некоторых случаях может быть не прав.

        Как восприняли мою практику учителя и администрация? В начале проявили полное безразличие к тому, чем я занимаюсь. Но когда увидели, что я готовлю класс для групповой работы, проявили некоторый интерес, задавая вопрос «А что Вы делаете?», «Для чего это делаете?». А уже к концу практики стали проситься посетить мой урок. Как раз на этом уроке я применяла «Шесть шляп». Учитель математики тогда сказала следующее: «Я наконец-то поняла, что это такое. До сих пор я просто читала об этом, но понятия не имела, как это работает на практике». Стала задавать вопросы, как эти новые подходы можно применить на уроках математики. Появились желающие учителя снимать урок на видео и фото. Предложили все это сохранить на диске для методической работы школы.

Даже если взвесить трудности  и положительные моменты в практической деятельности, то все равно положительных моментов больше. И, на мой взгляд, всё зависит от убеждений учителя, который несмотря на все трудности способен видеть и прогнозировать ситуации успеха, проявляет в трудных ситуациях свои лидерские качества, способен саморегулироваться, умеет признавать свои ошибки, и учится вместе со своими учениками. И самым главным для меня является то, что я в себе выработала умение рефлексировать, анализировать после каждого урока свои недочеты и моменты успеха. Я уверена в необходимости внедрения новых подходов в обучении, и буду прилагать усилия к этому, и именно это качество умение анализировать, видеть трудности и искать пути решения окажет неоспоримую помощь.

Список использованной литературы:

  1. Руководство для учителя
  2. И.Логвина, Л.Рождественская «Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника» Пособие для учителя.
  3. 5_L3W2D3_TrHW2_D3_FU_З_«Практика в школе»

         

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.

Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...

Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".

«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...

Рефлексивный отчет по использованию модуля программы "Оценивание обучения и оценивание для обучения"

В Программе курсов повышения квалификации педагогических кадров РК отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомо...

Внедрение изменений в собственную практику преподавания и обучения.

статья о внедрении изменений в собственную практику преподавания и обучения....