Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплин естественно научного цикла. Лисицына Оксана Владимировна, Никонова Валентина Николаевна КГБОУСПО "Камчатский педагогический колледж"
статья по теме

Гаврилова Валерия Юрьевна

Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции педагогических работников Камчатского края, 23.04.2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст статьи51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

 в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла

Лисицына О.Н., преподаватель географии,

Никонова В.Н., преподаватель медико-биологических дисциплин КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»

                                                             

В Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов.

Внедрение новых информационных технологий - это попытка предложить один из путей, который делает учебный процесс более интенсивным, поднимает интерес обучающихся к изучению предмета, реализовывает идеи развивающего обучения, повышает темп урока, увеличивает объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда.

Использование в обучении информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ)  позволяет: развивать у студентов навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усиливать мотивацию учения; формировать умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно менять формы контроля за  деятельностью студентов; приобщать учащихся  к достижениям информационного общества.

Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе: компьютерный класс; один компьютер в аудитории  на рабочем месте учителя, подключенный к проектору; компьютер в библиотеке учреждения; один - пять компьютеров в рабочей зоне кабинета; компьютер у студента дома.

Чаще всего используется  модель - один компьютер в кабинете на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору.

В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной «школьной» доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда преподаватель или студент могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока…

В практике преподавания естественных дисциплин применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. Это электронные учебники, которые содержат учебный материал, практикум, тесты, справочник, интерактивные картинки, карты.

Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширяет возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным.

Компьютерное моделирование оказывается незаменимым при изучении химических, биологических, геологических  процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереально или затруднено.

Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в условиях учебного кабинета.

Преподавание естественнонаучных дисциплин специфично по сравнению с другими, поскольку предполагает проведение лабораторных работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником преподавателя. Проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.

Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера,  некоторые задания чрезвычайно трудны для  студента. Поэтому возникает потребность в создании собственных мультимедийных продуктов. Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации используются данные электронных учебников, информация сети Интернет, размещаются на слайдах необходимые формулы, схемы в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаются контрольные задания. Если студенты не могут ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения.

Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний  студентов. Большая часть электронных учебников содержит упражнения - тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать   уровень знаний студента по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг студента по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у студентов.

В 2008 г. в рамках инновационной программы колледжа была создана творческая группа, в состав которой вошли преподаватели ПЦК естественных дисциплин и физкультуры, в том числе Лисицына О.В. - преподаватель географии, Клименко В. А. - преподаватель химии, Никонова В.Н. –преподаватель медико-биологических дисциплин.

Для повышения эффективности использования ИКТ в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла преподаватели прошли курсовую подготовку по проблемам: "Информационные технологии в образовании",  "Информационные технологии в проектной деятельности учителя - предметника (в рамках программы "Intel-обучение для будущего), «Информационно-коммуникационная среда учебного заведения», «Работа с интерактивной доской».

На настоящий момент  изучены  и используются электронные учебники по дисциплинам естественного цикла, тематические презентации, созданные в программе Power Point.

Результатом стали открытые и рабочие уроки с использованием презентаций.

У Клименко В.А. по химии: Оксиды, Кислоты, Амфотерные соединения, Периодическая система химических элементов, Белки, Углеводы, Строение химических веществ Бутлерова, по анатомии: Строение опорно-двигательного аппарата, Мышцы. Активно работает над созданием презентаций к урокам спортивной анатомии и физиологии.

У Лисицыной О.В. по краеведению: Редкие и охраняемые растения Камчатки, Ядовитые растения Камчатки, Животный мир Камчатки, Вулканы Камчатки; слайд-шоу по географии по темам Африка, Сельское хозяйство. Растениеводство, для факультатива «География в жизни человека» по темам: Домашние животные, Пряные растения, Технические культуры, Орехи. В 2010-2011 году разработаны презентации к урокам географии и краеведению: Рельеф Камчатки, Водные ресурсы Камчатки, Современный вулканизм  и процессы, связанные с ним; Страны Зарубежной Европы, США. Особенности ЭПГ, территория, население, Канада: общая характеристика.

У Никоновой В.Н. по анатомии: Внутренняя среда организма и по всем темам; по биологии: Строение клетки, Химический состав клетки, Систематика органического мира, Фотосинтез, Уровни организации живой материи, Гипотезы возникновения жизни на Земле, Бактерии, Вирусы, Эволюция органического мира; по экологии:  Экосистемы, Экологические проблемы современности и другие.

Преподаватели активно привлекают студентов к участию в создании презентаций для  использования на уроках и проведения практических работ. Чаще всего студенты сдают работы в виде слайд-шоу, на заключительных уроках презентуются лучшие работы.

В 2010-2011 учебном году студенты заняли призовые места в  краевом конкурсе по созданию презентаций, видеофильмов,  буклетов и листовок среди студентов СПО и НПО.

Целевое включение новых информационных технологий в учебный процесс способствует постоянному динамичному обновлению содержания, позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.

Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса являются следующие аспекты:

  • в центре технологии обучения - студент;
  • в основе учебной деятельности - сотрудничество;
  • позиция студента в учебном процессе - активная;
  •  формирование мотивации и развитие способности студента к самообразованию. 

Литература

  1. Усанова С.Ю.  Значение современных компьютерных технологий в становлении личности студента//СПО.- 2001.- № 5
  2. «Интернет в гуманитарном образовании», под редакцией проф. Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2004
  3. Левитас Д. Г. Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001. - 256 с.
  4. С компьютером на урок: с чего начинать: Учебно-методическое пособие/ О. Л. Колпаков, В. П. Жуланова, В. Н. Борздун, Е. О. Казадаева. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Это определяет по...

«Искусственный интеллект в преподавании математических и общих дисциплин естественно-научного цикла»

Способен ли виртуальный разум сравниться с человеческим?Или он уже давно перегнал нас?Мы живем на самом пороге эпохи AI или искусственного интеллекта, но уже сейчас видны контуры будущего.Вот об этом ...