Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
методическая разработка по теме

Ельцова Ирина Александровна

Педагогическая диагностика

уровня освоения  программного материала по письму

учащимися среднего и старшего школьного возраста

с интеллектуальной недостаточностью

(5-7 класс)

«По программе обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва,1984 год»;

«По программе социальной реабилитации детей инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов, АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва 2008 год».

 

Москва 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d-2.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЮЖНОЕ БУТОВО»

ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

Педагогическая диагностика

уровня освоения  программного материала по письму

учащимися среднего и старшего школьного возраста

с интеллектуальной недостаточностью

(5-7 класс)

«По программе обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва,1984 год»;

«По программе социальной реабилитации детей инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов, АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва 2008 год».

Москва 2014

Цель диагностики: определить уровень  и объем освоения программного материала по  письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс) по «Программе обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва,1984 год»; «По программе социальной реабилитации детей инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов, АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва 2008 год».        

          Задачи диагностирования: 

- определить зону актуального и ближайшего развития;

- определить определить индивидуальный уровень сформированности  умений и навыков письма;

- выявить общую динамику усвоения учебного материала по письму.

Пояснительная записка.

Данная диагностика по письменной речи составлена с учётом программ, предназначенных для формирования навыков  письма  у детей с интеллектуальной недостаточностью в 5 – 7 класс, проживающих в детском доме-интернате, с учетом их состава класса, очень неоднородных по  возрасту, особенностей развития, способностей и степенью сформированности учебных навыков. Диагностика состоит из основных критериев, составленных по нескольким разделам  программы.                              

Первый раздел  диагностики «Звуки и буквы» состоит из нескольких подразделов: выделение звуков в словах, дифференциация гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, выделение безударных/ударных гласных звуков, проговаривание слова по звукам, умение составить звуковую схему с применением условных обозначений звуков, соотнесение звука с буквой, составление буквенных схем, преобразование фонем в графемы, работа в строке, соотнесение печатных букв и рукописных, начертание письменных букв, деление слов на слоги, перенос части слова при письме, списывание с печатного текста, списывание с  рукописного текста. Эта часть тестирования определяет, на каком уровне сформированы данные понятия, а также определяет в каких темах  ребенок испытывает основные затруднения.

Второй раздел диагностики письменной речи «Слово» выявляет  умение выделять слова – предметы, слова-действия, слова-признаки из потока слов, предложений, текста; правильно ставить к ним вопросы, графически выделять  эти слова. 

         Третий раздел диагностики «Предложение» изучает уровень сформированности  понятия о предложении (его основных признаков); выявляет умение составлять предложения по картинке, по графической схеме, по опорным словам; умения писать заглавную  букву  в начале предложения и при написании имен собственных; определяет наличие орфографического   навыка: написание предлогов; написание гласных после шипящих  жи -ши,  ча-ща,  чу-щу; написание гласных в  корне слова.

Диагностируя воспитанников необходимо учитывать следующие показатели:

1.Эмоциональную реакцию ребёнка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную весёлость, фамильярность, неадекватность).

2.Принятие заданий: понимание инструкций и цели задания (слушать инструкцию до конца, какого типа инструкция понятна: устная или устная с наглядным показом, удержание инструкции, следование инструкции).

3.Характер деятельности при выполнении (наличие и стойкость интереса к заданиям, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца). Общая работоспособность, возможность использовать помощь (учесть меру и характер оказываемой помощи). Перенос на аналогичное задание.

4.Уровень самостоятельности: с помощью взрослого, по образцу, самостоятельно.

5. Реакция на результат работы (радость при успехе, огорчение при неудаче, безразличие, неадекватные реакции). 

Эти параметры помогают отразить качественную составляющую результатов обследования детей. Количественная оценка уровня сформированности осуществляется в бальной системе. Такой подход к оценке действий ребёнка позволяет определить не только актуальный уровень развития ребёнка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития, что даёт возможность увидеть реальную  картину уровня освоения  программного материала по письму, что в дальнейшем поможет составить соответствующую программу коррекционного обучения по письму для данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого  воспитанника.

Результаты диагностики могут быть представлены в сводных таблицах ,продемонстрированы в диаграммах и отражены в аналитической справке.

     

УРОВНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ  ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (по письму)

Письменная речь

Раздел

Количество баллов

0 балл

1 балла

2 балла

3 балла

      Звуки и буквы

Выделение звуков в словах

Не выделяет

звуки в словах

Выделяет звуки только в начале слова

Выделяет звуки в начале и в конце слова

Выделяет звуки в начале, в середине, в конце слова.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв

Не дифференцирует гласные и согласные звуки/буквы

Может отличить гласный от согласного, но необходима помощь, напоминание способа проверки

Самостоятельно не всегда может дать характеристику звука, использует способ проверки

Самостоятельно может дифференцировать гласные и согласные звуки/буквы

Выделение безударных/ударных гласных звуков

Не выделяет безударные/ударные гласные звуки

Понимает смысл задания, но проговорить и выделить интонацией ударный звук не может, требуется совместное проговаривание

Применяет способ действия, но может сделать ошибку

Ставит правильное ударение, понимает смыслоразличительную функцию ударения

Умение охарактеризовать согласный звук по признаку звонкости/глухости

Не характеризует согласный звук по признаку звонкости/глухости

Может отличить звонкий согласный от глухого, но необходима помощь, напоминание способа действия

Самостоятельно не всегда может дать характеристику звука, использует способ проверки

Самостоятельно может дифференцировать звонкие и глухие согласные

Умение охарактеризовать согласный звук по признаку мягкости/твердости

Не характеризует согласный звук по признаку мягкости/твердости

Может отличить мягкий-  согласный от твёрдого, но необходима помощь педагога

Самостоятельно не всегда может дать характеристику звука, допускает ошибку

Самостоятельно может дифференцировать твёрдые и мягкие согласные  

Умение охарактеризовать согласный звук по признаку парный/ непарный

Не характеризует согласный звук по признакупарный/ непарный

Может отличить «парный /непарный», но необходима помощь, напоминание способа проверки

Самостоятельно не всегда может дать характеристику звука, допускает ошибку

Самостоятельно может дифференцировать парные и непарные согласные

Проговаривание слова по звукам

Не выполняет  задание

Понимает задание, но не может проговорить все слово,выделяет лишь звуки крайних позиций, требуется совместное действие

Проговаривает по звукам, но может допустить ошибки

Может самостоятельно проговорить всё слово, не допуская ошибок

Умение составить звуковую схему с применением условных обозначений звуков

Не выполняет задание

Понимает задание, может объяснить схему, составленную учителем, понимает условные обозначения, применяемые в схеме, но самостоятельно выполнить задание не может

Выполняет задание, но не в состоянии удерживать в фокусе внимания все анализируемые факторы (н/ р обозначает все согласные синим цветом без учета мягкости и твердости), допускает другие  ошибки

Самостоятельно может составить звуковую схему всего слова с применением условных обозначений

     Письменная речь

      Звуки и буквы  

Соотнесение звука с буквой

Не соотносит звук и букву

Частично сформирован навык по соотнесению звука и буквы, путает сходные по звучанию звуки и написанию буквы, постоянно нуждается в помощи педагога

Знает все звуки и буквы, наблюдаются ошибки в написании сходных букв, при указании педагога на ошибку самостоятельно исправляет

В полном объеме знает все буквы и звуки по программе

Составление буквенных схем

Не составляетбуквенные схемы

Составляет буквенные схемы с ошибками (в подборе)

Составляет с ошибками (пропускает отдельные буквы)

Составляет без ошибок

Преобразование фонем в графемы

Не преобразует фонемы в  графемы

Преобразует фонемы  только в печатные в графемы

Легко преобразует фонемы в печатные графемы, а при образование в  рукописные графемы допускает ошибки

Не испытывает сложностей с воспроизведением фонем и преобразованием их в графемы

Работа в строке (тетрадь в линейку)

Не видит рабочей строки

Может работать в строке, если её дополнительно выделить ориентирами (цвет, точки и т.д.) частые случаи «соскальзывания» на другие строки

Находит рабочую строку с помощью учителя, но до конца строки «удерживается в её рамках», но испытывает  затруднения в поиске следующей строки.

Хорошо ориентируется на листе тетради, видит строку, безошибочно работает на рабочей строке.

Соотнесение печатных букв и рукописных

Не соотносит печатные буквы и рукописные

Соотносит, но не запоминает предложенные знаки, путает

Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме

В полном объеме усвоил все буквы по программе

Начертание письменных букв

Пишет буквы только в печатном варианте

Пишет отдельные буквы в рукописном варианте или их элементы

Пишет рукописные буквы, требуется образец написания  

Пишет рукописные буквы без  ошибок

Деление слов на слоги

Не делит слова на слоги

Делит слова на слоги, используя различные вспомогательные приёмы,  но допускает ошибки (например , ми –ш - ка)

Делит слова на слоги правильно в случае 1-2-х  сложных слов, при наличии в слове 3-4-х  слогов может допускать ошибки

Навык слогоделения слов сформирован

Перенос части слова при письме

Не выполняет задание

Переносит слово без учета правил, механически по мере окончания строки

Переносит по слогам (может перенести слог - одну гласную букву)

Не допускает серьезных ошибок при переносе,  знает правила переноса и самостоятельно пользуется переносом

Списывание с печатного текста

Не может списывать с печатного текста

Может, но не все буквы переносит с печатного шрифта в рукописный, необходима помощь педагога

Списывает с печатного текста,но допускает ошибки(соскальзывает на другую строчку, пропускает слова, не дописывает слово, предложение до конца)

Списывает самостоятельно, без ошибок

Списывание с  рукописного текста  

Механически копирует рукописный текст  

Может, но необходим предварительный анализ каждого слова, предложения

Списывает с доски самостоятельно, но допускает ошибки(соскальзывает на другую строчку, пропускает слова, не дописывает слово, предложение до конца)

Списывает самостоятельно, практически без ошибок

                                 Письменная речь

                                         Слово                                                                                                                                  

Выделение слов -предметов

Не выделяет слова-предметы из потока слов

Называет и выделяет слова-предметы из потока слов, но не различает их по вопросам «кто это?» «что это?» только с помощью педагога

Выделяет  и называет слова-предметы из потока слов,может поставить к ним вопросы,но допускает при этом ошибки

Самостоятельно называет и выделяет слова-предметы из предложения, правильно ставит к ним вопросы, подчеркивает эти слова

Выделение слов -действий

Не выделяет слова-действия из потока слов

Называет и выделяет слова-действия из потока слов, но не различает их по вопросам что делает? что делают? только с помощью педагога

 Выделяет слова- действия из потока слов, ставит к ним вопросы, но допускает ошибки

Самостоятельно называет и выделяет слова-действия из предложения, правильно ставит вопросы,подчеркивает эти слова

Выделение слов-признаков

Не выделяет слова-признаки из потока слов

Называет и выделяет слова - признаки , но не различает их по  вопросам, (какой? какая? какое? какие?), только с помощью педагога.

Выделяет слова-признаки  из потока слов, ставит  к ним вопросы, но допускает ошибки

Самостоятельно придумывает и выделяет

слова-признаки  из предложения, правильно ставит вопросы, подчеркивает эти слова

                    Письменная  речь

                   Предложение                

                  Наличие орфографического навыка                                                                              

Понятие о предложении

Не знает признаки предложения

Знает некоторые признаки предложения, затрудняется найти предложение в задании

Знает признаки предложения, допускает ошибки в нахождении предложения, исправляет их при указании учителя

Знает признаки предложения, самостоятельно находит предложение

Составление предложений по картинке, по граф-кой схеме, по опорным словам

Самостоятельно предложение составить не может

Составляет предложение путем добавления отдельных слов

Составляет предложение с помощью педагога или с опорой на словесный или наглядный материал

Самостоятельно составляет предложение

Заглавная буква в начале предложения

Не использует при письме

Понимает, почему использует заглавную букву, но сам проанализировать её  применение не может, исправляет при указании на ошибку

Частично применяет правило, но делает ошибки

Практически без ошибок использует заглавную букву в начале предложения и при наличии имен собственных

Точка в конце предложения

Не использует при письме

Интонационно выделяет конец предложения, понимает смысл знака, но при письме забывает ставить точку

По интонации чувствует конец предложения, но часто делает ошибки

Использует правильно при письме

Вопросительный и восклицательный знаки

Не связывает интонационно со знаком

При напоминании и обращении внимания учителя, может понять ошибку в использовании знака

При утрированном проговаривании, дополнительном напоминании, может выбрать правильный знак

Обращает внимание на интонацию учителя и самостоятельно правильно выбираете знак

Заглавная буква  при написании имен собственных

Не использует заглавную букву при письме

Понимает, почему использует заглавную  букву, но сам проанализировать не может. Исправляет ошибку при указании на неё.

Частично применяет правило, но делает ошибки

Практически без ошибок использует заглавную букву в начале предложения и при написании имен собственных

Написание предлогов

Не выделяет предлог  как отдельное слово

При  письме не выделяет как отдельное слово, но при замечании учителя применяем способ проверки, и исправляет ошибку

Может выделить при письме, но часто  допускает ошибки

Пишет предлоги отдельно от слов практически  не допускает ошибок

Написание гласных после шипящих  

Не понимает смысла орфограммы при написании сочетаний жи-ши,  ча-ща,  чу-щу

Понимает орфограмму, но пишет сочетания жи-ши,  ча-ща,  чу-щу правильно только при постоянном напоминании, может исправить ошибку при указании на неё учителя

Применяет орфограмму, делает ошибки

Пишет гласные после шипящих практически без ошибок

Написание гласных в корне слова

Не чувствует «родственности», близости по смыслу и написанию однокоренных слов

Чувствует близость по смыслу и написанию слов, но не запоминает правильного варианта написания, не понимает смысла подбора  проверочных  слов для безударных гласных в  корне слова

Если учитель предлагает проверочное слово, то может выбрать правильный вариант написания, накапливает опыт правильного написания отдельных групп однокоренных слов

Затрудняется выбрать правильную букву, (то  есть видит орфограмму), понимает способ проверки, предлагаемый учителем.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ  ПО ПИСЬМУ

Имя  ребенка

ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ

ПИСЬМА:

1.Звуки и буквы

2.Дифференциация гласных и согласных звуков

Умение дать характеристику звука

3.Выделение безударных/ударных гласных

 4.Умение охарактеризовать  согласный звук  по признаку:

звонкости/глухости

 5.Умение охарактеризовать

согласный звук по признаку

мягкости/твердости

6.Умение охарактеризовать

согласный звук по признаку

«парный / непарный»

Составление звуковой схемы слова

7.Проговаривание слова по

звукам

8. Умение составить звуковую схему с применением условных обозначений

9. Соотнесение звука   с

буквой

10. Составление буквенных схем

11. Преобразование фонем в

 графемы

12. Работа в строке

13.Соотнесение печатных

и рукописных букв

14.Начертание письменных

 букв

15. Деление слов на слоги

16. Перенос части слова при

 письме

17.Списывание с печатного текста

18.Списывание с  рукописного текста  

 II. Слово

19. Выделение слов-предметов

20. Выделение слов-действий

21. Выделение слов-признаков

 III.Предложение

Наличие  орфографического                              навыка           

22. Понятие о предложении

23. Составление предложений 

24. Заглавная буква в начале предложения

25.Точка в конце  

 предложения 

26. Вопросительный и восклицательный знаки

27. Заглавная буква  при написании имен собственных

28. Написание предлогов

29. Написание гласных после

 шипящих  

30. Написание гласных в

 корне слова

Общее

количество

баллов

∑ баллов

           90

Уровень       усвоения                                      

программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

         С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...

Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)

Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся  среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучени...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...

Образовательный проект для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью".

Актуальность исследования связана с формированием коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как внутри детского коллектива, так...

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальн...

Речевая карта для учащихся среднего и старшего школьного возраста

Речевая карта поможет учителю-логопеду в обследовании устной и письменной речи учащихся основной и старшей школы. Бальная система оценивания проб позволяет точно зафиксировать состояние речи обучающег...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Помощники»

Цель: вызывать потребность в деловом общении. Задачи:формировать умение использовать при общении простейшие слова и выражения «дай», «на», «дай это», «не...