Классный час «Умеем ли мы общаться?»
классный час (7 класс) по теме

Нестеренко Евгения Валерьевна

Познакомить учащихся с понятием "общения", его видами и правилами общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «общение», его видами и некоторыми правилами; показать важность и значимость общения в жизни людей.

Ход занятия

Доброе  утро! Я рада нашей встрече. Как у вас дела? Надеюсь, что то время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой. Сегодня наше занятие мне хотелось бы начать с упражнения на релаксацию. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу.  Сомкните ладошки и закройте глаза, прислушайтесь к своему организму.

(Через 20 секунд)

Откройте глаза, разомкните руки.

Что вы почувствовали?

(Ответы детей –тепло.)

Прикасаясь, друг к дружке, вы чувствовали тепло товарища. Я хочу, чтобы это тепло   сохранилось в течение всего  нашего занятия.

Поприветствуйте друг друга. Поздоровайтесь   только с помощью рук, при  этом не говоря ни слова.

(Дети приветствуют друг друга.)

Улучшилось ли ваше настроение?

(Да.)

Спасибо, вы отлично все сделали и без слов. Давайте займем свои места.

А теперь скажите: как одним словом можно назвать то, что мы сейчас с вами делали? (Общались, приветствовали друг друга.)

      Приветствие - это прежде всего общение.

    Что же  такое общение?

(Ответы детей: общение – это передача информации, диалог. Общение – это ежедневный атрибут нашей жизни. Общение – это ...)

Всякий ли процесс передачи информации -это общение? А как же насчёт эмоциональной составляющей?

(Ответы детей)

Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.

Прежде чем продолжить наше занятие предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

(Просмотр видеоролика)

Ребята, как вы думаете,  о чем этот ролик? Какую проблему поднимают авторы сюжета?

 ( Подростки не умеют  общаться друг с другом вживую, испытывают неловкость, скованность при непосредственном общении.)

 Действительно такая проблема существует, насколько актуальна она сегодня для вас?

(Ответы ребят.)

 А существует эта проблема  в вашем классе? Насколько вы внимательные, вежливые собеседники, с которыми хочется общаться?

(Ответы ребят.)

На самом деле, как выяснилось,  данная проблема весьма актуальна  для вашего класса. Накануне мы провели анкетирование и вот его результаты.

(Результаты анкетирования № 1, 2-комментарий)

Таким образом, мы видим, что существуют проблемы в  общении, что и станет предметом нашего сегодняшнего разговора.

 Попытайтесь сформулировать тему нашего занятия.

(Ответы ребят.)

Давайте сформулируем её таким образом.

(СЛАЙД «Умеем ли мы общаться?»)

 Какую мы поставим цель перед собой?

(Ответ ребят –выяснить причины,  вследствие которых возникают сложности в общении людей и наметить пути их устранения.)

 Как вы считаете,  какие обстоятельства мешают общению людей? Почему при вообщем - то хороших взаимоотношениях люди часто  испытывают дискомфорт?

Почему общение не складывается?

(Ответы детей.)

 В нашей  школе мы провели опрос среди подростков, в ходе которого были выявлены самые популярные ответы на вопрос о  причинах,  мешающих людям общаться между собой, проведённое анкетирование в вашем классном коллективе подтвердило выявленные результаты, таким образом, Что же мешает подросткам общаться?:

(СЛАЙД)

1. Отсутствие приятных собеседников.

2. Неумение слушать (слышать) собеседника.

3.Неумение контролировать свои эмоции и жесты.

4. Неправильное поведение подростков в конфликтных ситуациях.

Конечно же, мы не решим заявленную  проблему за одно занятие, но задумаемся над ней и наметим  пути её  преодоления.

 В качестве одной из причин, мешающей эффективному общению ребят, они называют ОТСУТСТВИЕ ПРИЯТНЫХ СОБЕСЕДНИКОВ. Так давайте попытаемся выяснить, какими качествами должен обладать человек, чтобы он был интересен и удобен для общения и наоборот. Нам нужно разбиться на две группы, предлагаю для этого  использовать игру «Броуновское движение». Вы с ней знакомы?

(Все участники свободно передвигаются. Ведущий дает сигнал: “Соберитесь в группы по 2 человека", а теперь “Соберитесь в группы по 3 человека", "Соберитесь в две группы". Участникам необходимо быстро организовать такие группы.)

 На столах лежат листочки дерева, на которых указаны положительные и отрицательные качества человека. Ваше задание - разместить листочки на деревьях: отрицательные - на одном,  на другом – положительные. Деревья потом необходимо закрепить на доске.

(Ребята выполняют задание.)

Так какими качествами должен обладать человек, чтобы он был интересен для общения (Дети зачитывают качества на деревьях: одна группа –положительные, другая-отрицательные).

Вот вам первый урок:  помните об этих качествах, будьте интересными собеседниками.

       Напомню, что без УМЕНИЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ своего собеседника также не получится общения.

Так как процесс общения – это не только передача, но и приём информации, то он невозможен без умения выслушать собеседника. Однако людям интереснее говорить, чем слушать. Но тот, кто умеет слушать, и слывет лучшим собеседником.

В следующем упражнении мы узнаем, умеете ли вы слушать. Все вы помните детскую игру "Испорченный телефон", давайте сыграем в неё. Мне нужны 3 добровольца.  Ваша задача быть очень внимательными и хорошо меня слушать.

 (Одному из игроков сообщается информация, его задача - запомнить ее и пересказать тому, кто находится за дверью и т.д.)

Текст:

Чтобы лететь в космос, надо много знать: как работает ракета и все приборы, установленные на ней. Надо изучить звездное небо, чтобы знать, где какая звезда находится, а еще, очень  много, физически тренироваться.

(Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной.)

При передаче информация искажается. Мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать – это не одно и тоже. Умение слушать - дело не столь простое, как может показаться на первый взгляд!

 А хотите ли вы узнать,  хорошие ли вы слушатели? Предлагаю вам ответить искренне на вопросы анкеты.

(Музыка)

Тест Умеем ли мы правильно слушать

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:
1- никогда так не поступаю;
2- редко поступаю;
3- почти всегда;
4- всегда.

1. Даю возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
2.Пытаюсь активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
3.Записывая сообщение, концентрируюсь на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
4.Повторяю говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
5.Удерживаюсь от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
6.Избегаю проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
7.Выражаю подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.
26 и более баллов - вы идеальный слушатель
21-25 баллов - слушатель выше среднего уровня
16-20 баллов - нуждаетесь в дополнительном обучении в умении слушать
15 и менее баллов - многие сообщения воспринимаете в искаженном виде

  Есть ли среди вас идеальные слушатели?

(Ответы детей)

Как видите, проблема действительно есть. Но всё поправимо. Американский психолог, профессор И. Атватер разработал  рекомендации по развитию эффективного слушания. Использование перечисленных приемов и советов поможет вам улучшить свою способность слушать любых людей.

Они на слайде и в ваших памятках, воспользуйтесь ими.

Приемы умения слушать.

  • Старайтесь сдерживать себя в попытке прерывать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться.
  • Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно для того, чтобы подчеркнуть заинтересованность.
  • Если собеседник уже высказался, то повторите главные пункты его монолога своими словами.
  • Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения.
  • Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера.
  • Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию удается "уложить " в слова.
  • Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты.

Ребята, а что является главным средством общения в человеческом обществе?

(Ответы детей- язык и речь.)

Главным средством общения в человеческом обществе является наш язык и наша речь.

Подумайте и ответьте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?  

(Ответы детей- чтобы человек больше слушал и видел, чем говорил).

Ребята, как вы думаете, можно ли общаться без слов?

(Отвечают дети.)

 Совершенно верно общаться можно с помощью жестов, взгляда, мимики лица, походки, позы тела. Такое общение называют невербальным. Существуют два вида общения: вербальное (речевое) и невербальное (без слов).

Чтобы узнать какое общение важнее, вербальное или невербальное проведем эксперимент.

(Вызываются четверо участников.)

Эксперимент (творческое задание)  

1 задание - выразить свои эмоции:

  • хочу спать
  • мне холодно

2 задание - сообщить данные сведения:

  • алгебры сегодня не будет
  • мы поедем к бабушке послезавтра

Кому было сложнее? Почему?

(Отвечают дети.)

Вывод: вербальное общение лучше всего подходит для передачи информации, а для передачи эмоций невербальное.

Можно ли обидеть человека средствами невербального общения?

(Отвечают дети.)

 Всегда ли мы контролируем свои жесты, мимику?

 (Отвечают дети.)

Ни один человек не может обойтись без жестикуляции во время разговора. Ученые считают, что в процессе общения только 7 % информации передается вербально, около 38 % информации мы получаем с помощью интонации, остальные 55 % через выражение лица, позы, жесты и взгляды.

Но для нас также важно, чтобы наши  жесты и мимика  не расходились с тем, что мы сообщаем другим людям без помощи слов.  Следите за своими жестами и взглядом, они иногда вас могут подвести.

 Мы движемся дальше. Если мы не поняли того, что хотел сказать собеседник, не выслушали его до конца и перебили, не так на него посмотрели, что может возникнуть в результате нашей невнимательности к собеседнику?

(КОНФЛИКТ)

Конфликты – это одна из составляющих нашей жизни, и от них никуда не деться. Кто-то из нас попадает в такие ситуации раз в неделю, а кто-то умудряется конфликтовать по нескольку раз в день, причем абсолютно с разными людьми и в разных местах. Тут стоит задуматься о собственном поведении в конфликтах. И при общении иногда возникают такие ситуации, из которых трудно порой найти выход, но нужно, чтобы намечающийся конфликт был локализован.

Следующее упражнение «Кто прав?» поможет нам находить  выход из спорных  ситуаций без конфликта.

(Дети разыгрывают ситуации)

1 ситуация:

1уч-ся: «Вчера ты шел мне навстречу и не поздоровался. Это не вежливо!»

2 уч-ся: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась!»

У: Кто прав?

(Обсуждение и ответы ребят.)

Вывод учителя: Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.

2 ситуация: 

1 уч-ся: «А знаешь, мне вчера такую игру прикольную купили, я в неё играл-играл. А папа сказал, что если я…»

2 уч-я: «А у меня…»

(Первый учащийся перебивает второго)

1 уч-ся: «Нет, ты меня послушай. Если я захочу, мне папа привезёт…»

2 уч-ся: «А у меня…»

(С недовольством)

1 уч-ся: «Что ты меня постоянно перебиваешь, тебе вообще обо мне неинтересно ничего узнать?!»

2 уч-ся: «Уже нет!»

(Недовольные друг другом расходятся)

У: Почему возникла такая конфликтная ситуация?

(Обсуждение и ответы ребят)

Вывод учителя: Общаясь, умейте выслушать собеседника, если же вы чем-то недовольны, тактично скажите ему об этом, а не обрывайте в запале разговор.

Кстати, мы провели анкетирование, чтобы узнать, насколько вы конфликтный человек. Вам интересно узнать результаты.

(Результаты анкетирования.)

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, необходимые знаний вы получили в ходе сегодняшнего занятия.

В нашей жизни много различных правил, есть и Правила общения, их уже придумали, не надо изобретать велосипед.  Сейчас я вам предлагаю из правил, находящихся на вашем столе найти их, выбрать те, которые помогут вам наладить отношения с окружающими вас людьми. Постарайтесь запомнить свое правило.

(Ребята выполняют задание, по одному говорят их.)

Слушать больше, чем говорить.

Думать, прежде чем сказать.

Не высмеивать собеседника.

Не перебивать, давая возможность высказаться.

Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.

Уважать точку зрения собеседника.

Называть собеседника по имени.

Чаще улыбайся, даже если тебе невесело. Не делай злое лицо!

Принимать людей такими,  какие они есть!

Уважать собеседника – не переходить на «личность».

Молодцы вы справились с задание. И солнышко вам улыбнулось.

Может быть,  все эти правила  вы не запомните, постарайтесь запомнить три самых главных:

  • Всегда улыбайтесь.
  • Чётко изъясняйтесь.
  • Будьте вежливы.

Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. А теперь мне хотелось бы услышать:

  • Что понравилось?
  • Что нового вы узнали, поняли?
  • Что из того, о чём вы сегодня узнали, вам пригодится в жизни?

Учиться общаться с людьми очень важно, без этого вам не обойтись, ведь общение -ежедневный атрибут нашей жизни.

Я надеюсь, что вы  будете помнить о тех правилах, о которых мы говорили сегодня, в этом вам поможет составленная мною Памятка.  Вместе с Памяткой я дарю вам вот эти сердечки. Пусть ваши сердца всегда будут открыты для бесконфликтного общения с окружающими. Я надеюсь, что вы будете приятными собеседниками, такими, какие описаны в следующем стихотворении.

 Люблю я людей откровенных, открытых,

 И с чистою, светлой душою всегда.

 И нет у людей таких помыслов скрытых,

 Они не обидят тебя никогда.

 

С ними приятно и в радость общаться,

 С ними спокойно, и с ними легко.

 Не надо доказывать и объясняться,

 что в сердце твоём постоянно тепло.

(Рефлексия)

  Наше занятие окончено, надеюсь, оно было для вас интересным,   а вот насколько полезным, я попрошу вас высказаться с помощью цветочков соответствующего цвета:

  • Зелёный-разговор был интересен и полезен.
  • Жёлтый -обязательно следует продолжить разговор на эту тему.
  • Красный-разговор был непродуктивным и неинтересным.

Посмотрите, какой замечательный букет у нас получился. А это значит, что у вас  настроение было отличным, а наше занятие полезным.

Я вам говорю большое спасибо. До свидания.

(Звучит песня в исполнении Б. Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час: "Умеем л мы прощать, все ли можно простить?"

Данный класный час расчитан на 5-7 классы. Построен на учебном диалоге и тренинговых ситуациях....

классный час "Умеем ли мы общаться"

Психологический классный час о правилах человеческого общения....

Классный час "Умеем ли мы прощать?"

Цель классного часа: поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной  ценности – умении прощать, о сложности нравственного выбора; подготовить учащихся к ситуациям, когда нужно простить человек...

Классный час "Умеем ли мы прощать?"

Как правильно поступить? Как правильно повести себя с обидой на унижавшего вас? Как првиль сделать если человек обидевший вас сам попал в беду....

Классный час «Умеем ли мы себя вести»

Главная цель занятия - развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, трансп...

Конспект классного часа "Умеем ли мы прощать?"

В материалах классного часа говорится о том, что уметь прощать и  просить прощение - это важная черта характера человека, а также о том, что необходимо анализировать свои поступки и поступки тех,...