Школу делает школьный учитель
статья по теме

Кирпиченко Екатерина Владимировна

В данной статье представляю философские рассуждения о педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolu_delaet_shkolnyy_uchitel.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

           Талантливы люди многих профессий,

            Но мы к педагогам свой взор обратим.

            Для НАС нет работы трудней, интересней.

            Не зря говорят: «На работе горим»….

Т.Ю. Бекасова

Часто задаю вопрос: «А что было бы со мной, если бы я выбрала другую профессию?».  Задача моей профессии - не стоять на месте, а особенно с развитием информационных технологий. Постоянное совершенствование, профессиональный рост, учеба. Я – человек разумный. А если стоять на месте – это деградация. Именно дети побуждают меня к развитию (их пытливый ум, интересы …).

Наверно, каждый педагог мечтает  об идеальной педагогике и идеальном управлении. Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не сможет ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. Но это только мечты. Всегда должен быть тот,  кто укажет верный путь.  И таким путеводителем является учитель.

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.

        Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов (и я ими восхищаюсь). Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя, тремя «секретами».

        «Я знаю, что ничего не знаю», - говорил мудрый грек.

«Я хорошо знаю химию, литературу и историю», - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение лишь воспитание исполнителей.

МЫ ДОЛЖНЫ не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изученного курса.

Настоящее достояние образования: не только сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов, но и развитие жадности к познанию и саморазвитию! Ибо «образование не достигнет точки насыщения».[1]

В школе решают так называемые «закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А жизнь ставит перед человеком открытые задачи, имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие,  (как найти себе работу? спутника жизни? и т.п.),  разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор между задачами «закрытыми» и «открытыми»  зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия. Наша задача - использовать в обучении открытые задачи (что и осуществляется в нашей школе).

Еще академик А.Л. Минц говорил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Поэтому наша цель – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. Эту цель можно реализовать на уроках информатики.

Наша цель - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы гармонично согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнавать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность, и САМИ захотят ее подчеркнуть. А еще  наша профессия предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ будут обучать друг друга.

В современной системе обучения возможно в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

В нашей профессии столько целей и задач! А если у человека есть цель,  он будет искать  разные методы их решения. А значит постоянное движение и движение вперед, только вперед.

ШКОЛА – вечный двигатель!


[1] Слова высеченные на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дела школьные

Данный материал содержит разработки внеклассных мероприятий и будет полезен классным руководителям....

«Что делает хорошего учителя великим?»

Мастер - класс в рамках конкурса Учитель года 2019...

Проект "Учимся делать школьную газету".

Проект обучает навыкам создания школьной газеты ....

Урок – проект по теме «Школа и школьная жизнь» (“A Good Start in Life”) в 8 классе, учебник « Starlight» 8 (Создание и презентация плаката о своей школе)

Тема: «Школа и школьная жизнь»Тип урока: обобщение изученного материала.Цели урока Обучающие: 1.      Тренировка произносительных навыков при декламации стихо...

Издательское дело. Школьная газета

Цель проекта´- дать представление обучающимся о сфере массовой коммуникации,- познакомить учеников с основами журналистской этики и мастерства,- создать условия для социальной и творческой самор...

Сценарий на День учителя. Флэш-моб поздравления для педагогов школы ко Дню учителя «Строгим и ласковым. Мудрым и чутким»

Учитель – одна из наиболее сложных профессий в мире, потому что быть учителем – это больше, чем просто уметь что-то делать. Учитель – это состояние человека, его желание и готовность...