Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.
материал (8 класс) по теме

 

Внимание  к  проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию  культурно-досуговой деятельности  отражён в научном анализе  теории и практики подростковой культурно-досуговой деятельности. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили необходимость рассмотрения  этой темы  на разных уровнях.Процесс становления личности, обучение, усвоение ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе, является основой  в формировании  подростка  с овз  как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-dosugovaya_deyatelnost.docx278.67 КБ

Предварительный просмотр:

25

Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.

                                                                                         Автор-составитель:

                                                                                   Мищенко Зинаида  Александровна,

                                             учитель СБО

                                                            МОБУ коррекционная

                                                                                   школа-интернат №8 г.Саяногорск   

                                                   2014г.                                                                                                        

               Вопрос о социализации особого подрастающего поколения стал предметом обсуждения и внёс изменения в характере образования  конца XX – начала XXI века – отличается в направленности, содержании целей, ориентируемый на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность.

Внимание  к  проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию  культурно-досуговой деятельности  отражён в научном анализе  теории и практики подростковой культурно-досуговой деятельности. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили необходимость рассмотрения  этой темы  на разных уровнях.

Процесс становления личности, обучение, усвоение ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе, является основой  в формировании  подростка  с овз  как личности.

               Совершенствование культурно-досуговой деятельности  как фактора социализации достаточно сложный  период. Значительные социально-культурные  и  социально-педагогические  ресурсы  в формировании гражданских, личностных качеств подростков заложены  в  досуговой сфере,  которая  является  доминирующим   элементом.  

Следует различать понятия "досуг" и "свободное время". "Свободное время – это пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью". А  в структуре свободного времени можно выделить время досуга.  Досуг на современном этапе рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в большей степени отдых ,во время которых происходит развитие личности. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат.  В этом контексте представляется системой со сложной структурой

         Путь к успешной социализации детей с ОВЗ лежит через приобщение  к культурно- досуговой деятельности. Сущность культурно- досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями состоит в приобщении их к  таким видам деятельности (игра, рисование, драматизация и т.п.) в условиях специально организованного досуга - времени, свободного от  обязанностей, пригодное для физического восстановления, культурных и художественных занятий и общения в новой для них социальной среде  на основе доверия, каждое  такое занятие является ступенью к дальнейшему продвижению в освоении знаний о себе и мире, дети готовятся к жизни в обществе, под  управлением педагога.

Культурно-досуговая деятельность в педагогическом плане, состоит в том, чтобы предоставить каждому индивиду  разнообразную сумму занятий, направленных  на развитие различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства.  Работа,в школе по данному  направлению  базируется на  системе мероприятий,  предусмотренных  планом воспитательной работы, которые нацелены на  удовлетворяли не только потребности в отдыхе, но и развитие   способностей  личности. Следовательно, культурно-досуговая работа выступает как фактор становления и развития  особой личности. Этот процесс и называет социализацией.

  Направляющая  деятельность педагога , в данном  процессе характеризуется   целенаправленностью и продуманностью; осуществляется в свободное время  и протекает как индивидуально, так и коллективно;

В зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка, выбираются культурно-досуговые мероприятия, связанные с саморазвитием ,общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, на основе разнообразных интересов; формируют   такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность. *Подростки получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий, разнообразных по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности, вызывающих  широкий резонанс в  душах особых подростков. ****

 Культурно –досуговые  мероприятия- это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах и  основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

предполагают  свободную творческую деятельность;

способствуют самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

формируют потребность детей в свободе и независимости;

способствуют раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

стимулируют творческую инициативу детей; и выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых;

способствует объективной самооценке  подростков.  В процессе культурно- досугового время происходит  стимулирование  активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Добровольный выбор  деятельности, эмоционально насыщенные отношения, облегчают процесс адаптации  подростка  к интересным для каждого видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления  творческих потенциальных возможностей. Все это и делает досуг  социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый  занимался  делом по душе  и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям

Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями,

Расширяются и обогащаются  его представления  о своих  возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.

Воспитанник  становится признанным  на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции. Постепенно  меняются отношения  со  сверстниками, их группами. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его культурно- досуговая деятельность.

          Не сочтите  за нескромность,…мы- классные руководители, да и все  педработники, стараемся   создать  условия, чтобы  воспитание  детей проходило комфортно,и способствовало успешной социализации.

Виды школьной  культурно-досуговой деятельности многообразны:

* внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

Школа организует совместный отдых всех обучающихся: работа школьного лагеря в период летних, осенних каникул, дни здоровья, турслёты.

Отдых (активный и пассивный);

Развлечения ,  развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);

Праздники (народные и фольклорные, государственно- гражданские, международные, православные, бытовые );

внеурочная  деятельность (составная часть учебно-воспитательного процесса в школе.)

С уверенностью можно сказать, что такая направляемая   деятельность педагогов выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу в социальное пространство.

Мы все понимаем, что данная работа, трудна, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка.

Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.

Но… есть и но…

     Духовная  жизни  современных  особых подростков  характеризуется   рядом негативных процессов:

    утратой духовно-нравственных ориентиров в  обществе, отчуждение от культуры и искусства , существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры,  сведены на нет деятельность современных культурно-досуговых центров, отсутствие должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга  подростков  со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм  досуга.(Что привлекает…..)

 Мы  не можем  сказать .что институты  которые обязаны   в своей работе  активно поддерживать и оказывать  помощь  образовательным  учреждениям,  как наше ,в работе  по данному  направлению.

Государственные институты культурно-досуговой деятельности

 дворцы культуры, кинотеатры, стадионы, с бассейны. При первых же проблемах, наши  дети  выставляются их за  двери- проблема решена.Работают  без проблем.

Что говорить о гос.институтах, когда   такой важный социо институт –СЕМЬЯ, не в полной мере выполняет свои обязанности  в разностороннем  воспитание детей, их творческом развитии и успешной социализации.

       Культурно-досуговая деятельность  является важным  аспектом в работе с  особыми    детьми.  

Культурно-досуговая деятельность помогает в решении   важных  социально-значимых проблем. В том числе и  проблемы связанные  с успешной социализацией  детей  с ОВЗ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника"

Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника...

Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности

Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей  школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действитель...

Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.

В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...

Традиции класс как фактор социализации личности

презентация и выступление на педагогическом совете по теме "Традиции класа как фактор социлизации личности"...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

laquo;Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены   на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовател...

«КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Современные школьники в быстро меняющемся мире, не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Очень важно применять  эти знания на практике, уметь работать с информ...


 

Комментарии

Процесс становления личности, является основой в формировании подростка с ОВЗ как личности.