Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья (5 класс) на тему

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_printsipy_vospitatelnoy_raboty_s_detmi_ovz.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

   Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов растет. Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

   Молодой человек, получивший образование в школе-интернате, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Воспитательная деятельность с проблемными детьми имеет свою специфику, обусловленную особенностями социального развития воспитанников школы-интерната. Воспитывая детей, мы обращаем взор ко всему доброму, вечному, благому. В этих условиях мы, педагоги, находим нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогают осуществить задачу нравственного воспитания учащихся, раскрывают его духовные качества, развивают и раскрывают нравственные чувства.

   Основными принципами организации воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ являются: принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки учащимися своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

                   Принцип вариативности организации в работе с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей. Их обогащения и пробуждения новых интересов.

            Принцип организации личного пространства ребенка требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место.  Данный принцип требует учета индивидуального темпа и режима проживания, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

               Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения. Определения общих целей педагогов и учащихся. Организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение.

                   Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

·                   Принцип нравственного обогащения социальной среды  требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды.

   Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени, основа воспитательной работы в школе – интернате.  Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России. Огромную помощь в решении задач нравственно-патриотического воспитания нам оказывает обращение к русским культурным традициям. Мы должны помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить основные задачи: социальной адаптации и интеграции в общество; формирования личностных качеств; овладения навыками общей культуры; овладению организационно-трудовыми знаниями, умениями и навыками.

Поэтому главной задачей для учителей,  воспитателей, классных руководителей является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Решение данных задач возможно через включение детей в культуру нашего народа, посредством вхождения в годовой праздничный круг, знакомства с народным бытом.

   С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения, отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чувство сопричастности своей семье, своему городу или селу, своему народу, которое проявляется при обращении к русским культурным традициям, является основой будущего патриотизма. Возвращение национальной памяти заставляет со знанием и любовью относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых проявляются сокровища национальной духовной культуры. Приобщение к нравственным традициям служит укреплению национального самосознания, позволяющего сохранять самобытность. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.  Большое значение в воспитании имеют положительные эмоции. Воспитание активной гражданской позиции и патриотического мышления в нашей школе-интернате идет в течение всего года, есть и старые добрые традиции, которые чтут и уважают наши ребята и педагоги – это ежегодные гражданско-патриотические акции. Воспитание мы считаем приоритетным, так как доброта, сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему гораздо важнее академических знаний или умений приспосабливаться к современной жизни.

  Самые разные виды совместной деятельности детей и взрослых приобретают воспитывающий характер. Воспитатель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы, которые гуманизируют личность, выявляют ее индивидуальные свойства. Ставят воспитанника в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу. На практике видно, что более всего этим требованиям соответствуют приоритетные для современных школьников игровые, театрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно.

     Праздники фантазии и фантастики, праздники юмора и веселые конкурсы, праздники творчества, художественно-эстетические мероприятия, праздники народного творчества, национальных обычаев, общественно-полезные, трудовые коллективные мероприятия, спорт, туризм.

    Основными проблемами, которые встают перед выпускниками специальных коррекционных школ является их социальная адаптация и успешное трудоустройство. Поэтому в нашей школе особое внимание уделяется проблеме практической подготовке детей к самостоятельной жизни и труду.

    Замедленная восприимчивость детей данной категории сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала, недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психологического процесса. Они нуждаются в специальной целенаправленной работе по развитию трудовых умений, эстетическому воспитанию, которую проводят учителя и воспитатели школы. Благодаря педагогическому воздействию обогащается чувственная сфера детей, их эмоциональные реакции и переживания становятся разнообразными и устойчивыми. Многие воспитанники овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.  Для учащихся организуются условия для коллективного творчества, что способствует развитию у них коммуникативных качеств личности, развивает умение работать в коллективе, выстраивать свое поведение с учетом желаний другого человека, уважать его труд и инициативу в общем деле.

   Таким образом, в нашей школе-интернате созданы все условия, которые позволяют детям с ОВЗ работать не только на репродуктивном уровне, выполняя за педагогом работу по образцу, но и развивать у них эстетический вкус, ощущение собственной индивидуальности, уважения к своему и чужому труду. Перечисленные качества благоприятно скажутся  в период интеграции выпускников в социум, увеличат шансы не только трудоустроиться, но и закрепиться на рабочем месте, а значит самореализоваться профессионально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Получение  детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является  одним из основных неотъемлемых условий...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе.

Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе....

СТАТЬЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен опыт применения методики формирования ритмо - скоростной основы техники в плавании у детей с нарушением интеллекта....