Нации и межнациональные отношения
план-конспект урока (10 класс) по теме

Конспект урока по теме: " Нации и межнациональные конфликты. Пути их преодроления"  Урок для 10 класса общеобразовательной школы по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ105.97 КБ

Предварительный просмотр:

Нации и межнациональные отношения.

Ф.И.О.учителя: Бернацкая О.А.

Предмет: Обществознание

Класс: 10

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы и методы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая работа. Активные методы обучения -анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, мозговой штурм, внеконтекстные операции с понятиями.

Цель урока: Формирование основных понятий по теме: «Нации и межнациональные отношения»

Задачи:

            1. Сформировать основные понятия, соответствующие теме урока.

2. Продолжить развитие умений по выполнению различных типов заданий ЕГЭ.

3. Воспитание уважения к одноклассникам, мнению других людей.

Основные понятия и термины: Этнос, этническая общность, виды этнической общности, нации, национальные конфликты.

Содержательные элементы в соответствии с кодификатором ЕГЭ 2014: Социальные группы, этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Социальный конфликт.

Основные этапы организации учебной деятельности

Основные умения в соответствии со Спецификацией КИМ 2014.

Деятельность учителя

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Личностные

Регулятивная

        

Стадия вызова

Видео. О какой деликатной проблеме говорит президент?

Выдвигают предположения

Слушают мнения других учащихся

Развитие мотивации учения

Дополняют, уточняют

Стадия осмысления.

Рефлексия

Задания направлены преимущественно

на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно

воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.

Умение систематизировать и обобщать

Информацию.

Умение определять

существенные признаки ключевых обществоведческих понятий;

Задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Задание на обращение к социальным реалиям.

Умение осуществлять поиск социальной

информации в диаграмах.

Задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Умение определять лишнее звено.

Умение оценивать

приведенные положения с точки зрения их соответствия современным

научным представлениям

Чтобы выяснить особенности, причину межнациональных отношений, необходимо вспомнить как произошел процесс формирования каждой нации.

Вернемся в Древний мир, перечислим самые ранние формы объединения людей, виды этнических общностей.

 Работа с текстом. 

Задание. Изобразите схематически процесс складывания нации.

Процесс складывания нации.

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родовых союзов составляют племя. Основу единства племени составляют кровнородственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровнородственными связями.

Нация - высшая форма социально-этнической общности. И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Обобщающим понятием для этих видов объединения людей является понятие Этническая общность.

              Род   Племя    Народность    Нация

Назовите признаки, которые являются обобщающими для этнических общностей:

 

Этническая общность

территория                 культура                            язык

историческая память        единство

Сл. 3.

Итак, формируем понятие

Этническая общность- это совокупность людей, обладающая общностью территории, особенностями культуры, языка, исторической памятью, осознающая свое единство.

Рабочий лист. Задание 1, 2.                

А10. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной
2) территориальной
3) демографической
4) этнической

В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».

1) Первичная группа; 2) историческая память; 3) монархия; 4) территория; 5) народность; 6) язык.

 

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Ответ:_____________________.

Проверяем устно ответы.

В современном мире чаще используется понятие – Нация.

 Рабочий лист. Зад.3. Учебник стр.185.

С5. Озвучиваем подходы  и записываем самостоятельно понятие  -Нация.

Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Проверяем и оцениваем.

Рабочий лист. Зад.5.

Проверяем и оцениваем.

А11. Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.

http://soc.reshuege.ru/get_file?id=7938

Какой вывод можно сделать на основе гистограммы?

  1. Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Y больше, чем в стране Z.
    2) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
    3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что прежде всего необходимо уважать права и свободы.
    4) Среди тех, кто считает, что необходимо научиться понимать друг друга, больше жителей страны Z, чем страны Y.

Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом существуют в нашей стране?

Межнациональные отношения и межнациональные конфликты.

Рабочий лист. Зад.6.

6. Напишите причины межнациональных конфликтов.

Эконом.        Соц.                       Историч.

Полит.                      Культур.

Рабочий лист. Зад.7.

7. Напишите пути и меры предотвращения межнациональных конфликтов.

уважение              нац.-культур.автономия

толерантность    международное право

национ. политика

Рабочий лист. Зад.8-10.

Задания, оцениваемые в 1 балл.

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

1) Народность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) государство.

 

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».

1) Род; 2) племя; 3) народность; 4) союз; 5) нация; 6) государство.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

А4.  Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

 

А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.

Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Рассуждают об объединениях древних людей.

Познают новую информацию.

Применяют знания.

Исследовательские навыки.

Изучают диаграмму.

Рассуждают, записывают.

Применяют полученные знания.

Исправляют и дополняют версии друг друга

Высказывают свои предположения.

Слушают мнения одноклассников.

Уважение мнения других учащихся.

Высказывают свои варианты ответов.

Выслушивают мнения других.

Сопоставляют мнения других с собственным

Уважение мнения одноклассников.

Развитие самосознания.

Сопоставляют версии и делают выводы

Оценивают собственные версии и версии других учащихся.

Самооценка.

Анализ ответов одноклассников.

Самооценка.

Самооценка.



Рабочий лист.

Задания. Оцениваемые  в 1 балл.

1. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной
2) территориальной
3) демографической
4) этнической

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».

1) Первичная группа; 2) историческая память; 3) монархия; 4) территория; 5) народность; 6) язык.

 

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Ответ:_____________________.

3. Выпишите основные подходы в понимании понятия «Нация». Учебник стр.185.- 2 балла

4. Сформулируйте самостоятельно понятие «Нация»- 3 балла.

5. 1 балл.

Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.

http://soc.reshuege.ru/get_file?id=7938

 

Какой вывод можно сделать на основе гистограммы?

  1. Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Y больше, чем в стране Z.
    2) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
    3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что прежде всего необходимо уважать права и свободы.
    4) Среди тех, кто считает, что необходимо научиться понимать друг друга, больше жителей страны Z, чем страны Y.

6. Напишите причины  межнациональных конфликтов-3 балла.

7. Напишите пути и меры предотвращения межнациональных конфликтов. – 3 балла.

Задания, оцениваемые в 1 балл.

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

1) Народность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) государство.

 

9. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».

1) Род; 2) племя; 3) народность; 4) союз; 5) нация; 6) государство.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

10.  Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

 

А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.

Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».

Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока  Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край  Респуб...

Нации и межнациональные отношения.

Урок обществознания, 8 класс. Представлена только презентация. Полная версия со всеми видеоприложениями по электронной почте: afanasieva_e_76@mail.ru...

нации и межнациональные отношения

Презентация "нации и межнациональные отношения"...

Презентация для урока в 10 классе по обществознанию "Нации и межнациональные отношения"

Презентация для урока обзествознания в 10 классе "Нации и межнациональные отношения" наглядно и красочно раскрывает сложную и актуальную тему межнациональных конфликтов....

Презентация "Нации и межнациональные отношения" по обществознанию,10 класс

Презентация по обществознанию  "Нации и межнациональные отношения" для 10 класса.Можно использовать на уроках и для подготовки к ЕГЭ...

Тест. Нации и межнациональные отношения.

Текущий тест к уроку обществознания в 11 классе....