Эссе "Моё педагогическое кредо".
статья по теме

Белякова Светлана Георгиевна

               Профессия, ставшая любимой навсегда! Педагогические заповеди, которые мне помогают в обучении и воспитании детей 33 года.

 

                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                  «Средняя общеобразовательная школа с. Кутьино»

 

            

                                                                                   G:\моё фото.JPG                               

                                                                                   

               Профессия, ставшая любимой навсегда!

                                                                         Понимаешь, мама, я – учитель!

                                                                         Видишь, я  вхожу, бледнея,  в класс,    

                                                                         Это мне решили поручить их,

                                                                         Сорок душ и восемьдесят глаз…

В 1981 году я переступила порог нашей школы в качестве учителя начальных классов. Помню, как переполняли меня чувства… Смогу ли я?! Радость и тревога – всё было в моей душе одновременно. Моя мечта наконец - то   сбылась!

 Моим первым наставником была Мария Алексеевна  Егина, стаж которой был уже велик!

Своим спокойствием и уверенностью она меня восхищала. Опытный педагог отметила: «Будешь любить деток, тогда и отдача будет обоюдная».

Сложность труда педагога в том, чтобы найти путь к сердцу ученика, создать условия для развития его познавательных и творческих способностей, раскрыть талант каждого.  

Профессия учителя – не из лёгких, тем более, что пришлось перестраиваться: 25 лет работала в начальной школе.  Помню каждый выпуск моих учеников, которыми я очень горжусь. В настоящее время преподаю уже 7 лет в старших классах географию. Тридцать два года работы в стенах моей родной школы с детьми пролетели очень быстро. Оглядываясь назад, понимаешь, что через некоторое время так не будет хватать пытливых глаз моих учеников, их многочисленных вопросов…

Каждый пройденный урок – это частица жизни ученика, поэтому главное на уроке – воспитание любознательности, которое формируется всей системой учебно-воспитательной работы. Современный урок многогранен, многослоен, имеет сложнейшую структуру. Мы, учителя, понимаем, что качество такого урока зависит от оптимального и эффективного сочетания форм, методов и приёмов обучения, через рациональное использование учебного времени урока и от педагога, как он преподносит материал учащимся, как ощущает психологическую атмосферу в классе.

Много дано мною открытых уроков, внеклассных и общешкольных мероприятий. Их невозможно забыть – это труд, который в будущем даёт свои «плоды». Приходится чаще анализировать свою деятельность, стремиться поставить себя на место ученика, посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними, честно признавать ошибки и постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем.

В своей практике стараюсь всегда помнить заповеди педагогического общения, которые востребованы в любые времена:

  1. Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми.
  2. Организация общения с детьми, стремление точно ориентировать свою речь на конкретного ребёнка или на группу учащихся. Надо помнить, что это так же важно, как и отобрать верные методы обучения и воспитания.
  3. Построение отношений с детьми не «от себя», а «от них», тогда ученик будет попадать в радиус твоего педагогического видения.
  4. Вступая в контакт с учащимися, не организуй с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Надо помнить, что даже малыш стремится отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях.  Диплом  учителя  автоматически не даёт нам права быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это великое педагогическое право надо завоевать не столько официальным педагогическим статусом, сколько твоей, по словам Макаренко, «прекрасной личностью».
  5. Формирование у себя навыков «психологического камертона», который подскажет наиболее точные психологические ходы к личности ученика. Умение быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса.
  6. Умение видеть себя как бы со стороны, глазами ребят.
  7. Умение слушать детей. Стараться выслушать до  конца., даже если ребёнок говорит неверно. Это важнейший показатель отношения к личности ребёнка.
  8. В процессе общения с детьми могут возникать конфликты. Надо всегда помнить: конфликт может быть следствием педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать.
  9. При возникшем споре, надо постараться организовать его в форме взаимного обмена мнениями, не задевая недостатков ребёнка.
  10. Стремление преодолевать негативные установки к некоторым ребятам: это мешает не только взаимоотношениям с ними, но и отрицательно скажется на общей атмосфере в коллективе.
  11. Понимание, что голая критика ребят бесполезна. Она неизбежно ставит школьника в позицию обороняющего, а зачастую приводит к   формированию заниженной самооценки. В общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность, разрушается общее взаимодействие, становятся невозможными деловые и межличностные отношения.
  12. Надо чаще дарить детям улыбку, которая создаёт общий благоприятный психологический настрой: располагает детей к общению, вызывает стремление к работе.
  13. Надо помнить, что людей всегда волнует их личность- наше отношение к ней, понимание, уважение. Ребята хотят, чтобы их воспринимали именно как личностей, этим объясняется их стремление к самоутверждению, к самореализации. В нашем общении с учащимися всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка, и дети должны это ощущать.
  14. Дети должны знать, как к ним относится учитель. Доброжелательное отношение к ним самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения и работы. Наши оценки за ответ, критические замечания и пожелания всегда воспринимаются ими в контексте нашего отношения к ним.
  15. И главное – сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться счастливая профессиональная карьера педагога.

Данные заповеди помогают мне в педагогической деятельности и дают положительные результаты как в обучении, так и в воспитании подрастающего поколения.

  Где же должен черпать учитель вдохновение, чтобы быть воспитателем, педагогом, другом, матерью? Конечно, в осознании важности своего дела и в любви к детям! 
Это получится только у учителя, влюблённого в свою профессию. 
«Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души» - говорил В. Сухомлинский.

Эти слова можно по праву отнести ко всем педагогам, которые идут в «ногу со временем».    

 Строю свою работу с детьми соответственно новым стандартам образования, активно делюсь своими материалами на сайтах:

http://nsportal.ru/belyakova-svetlana-georgievna

http://www.prodlenka.org/metodichka/searchby/6/beliakova-svetlana-georgievna-2.html               

prкoshkolu.ruuser/s-belyakova2013

(http://pedsovet.org/profile/

Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения.
И я тороплюсь…  Хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу быть искренней, отзывчивой. Чтобы не пройти рядом с чужой болью.
 Главные жители этой страны – это дети, которые не терпят фальши и лицемерия. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я очень благодарна им за это, т.к.  воспитывая  их, я изменилась сама.
Учительский авторитет формируется ежедневно огромным трудом, педагогическим творчеством
. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Участие в конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный», «Лучший ученический класс» лишь закалили меня, позволили проявиться по-новому как для себя, так и для моих учеников. Профессиональный рост невозможен без самообразовательной потребности, что вносит достойный вклад в развитие образования.

Бесспорно, нет лучшей награды для меня, чем радость в глазах детей, когда начинаю урок, букеты ландышей, которые собраны самими детьми, красочные поделки, поздравления в виде стихотворений и песен– это очень трогательные и незабываемые моменты, которые запомнятся навсегда.

В такие минуты думаешь – труд учителя важен и сложен, но столь же интересен, ведь он даёт не только возможность безграничного творчества, но и такую искреннюю отдачу от учеников. И пусть не всегда у детей бывают только положительные отметки, главное, что они будут достойными гражданами нашей страны: добрыми, неравнодушными, ведущими здоровый образ жизни, любящими свою страну. А научили их быть таким мы, педагоги и воспитатели, отдав этому целую жизнь.

Идут дни, годы.  Начался новый 21 век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, а учителю необходимо трудиться по – новому, так диктует жизнь в современном обществе, так как новое поколение должно жить лучше предыдущего. Поэтому и критерии современного урока становятся более сложными. Главной задачей современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата.
Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания.  А наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому должен урок. Многое, конечно, будет зависеть от творческого подхода и от умения правильно построить урок.

Цель – это результат, к которому надо прийти.

Методов и форм работы, которые используем, много.  Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников.

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них, чтобы   каждый ребёнок обрёл ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.

С годами, с опытом работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. Уверена, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними.

  “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

 «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» - утверждал Л.Н. Толстой.

Я стараюсь в своей педагогической деятельности воплотить мудрые слова великого классика! В моём становлении как учителя, мне помогли наши профессионалы своего дела и просто прекрасной души люди:

Егина М.А., Угольков В.Ф, Токарева Л.Н., Бабушкина Л.В., Рязанова Н.С., Токарева А.И. и многие др.

 Своё педагогическое кредо попробовала изложить при помощи перечисленных выше педагогических заповедей общения и круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:    

  • «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).  
  • «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао – Цзы).
  • «Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну» (Фр. Бекон).  
  • «Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы» (древневосточная мудрость).
  • «Благородный человек помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного» (Конфуций).

                                             

                                               Учитель я! И званье это - 
                                              Предназначение судьбы, 
                                              Великий дар, сиянье света, 
                                              Осуществление мечты!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мое педагогическое кредо"

О себе, о выборе профессии педагога, о применяемых педагогических технологиях....

Мое педагогическое кредо.

     Как-то Николая Рериха спросили: «Как достичь совершенства?» Великий художник и философ ответил: «Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным». У...

моё педагогическое кредо

педагогическое кредо...

Моё педагогическое кредо

Эссе к конкурсу "Социально-значимые профессии"...

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Воспитать Человека!...

моё педагогическое кредо

моё педагогическое кредо...

Мое педагогическое кредо

Мое педагогическое кредо: "Я - педагог! Я - человек!" Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я? ...


 

Комментарии

Стеликова Галина Валериевна

Светлана Георгиевна, теперь эти заповеди буду использовать в своей работе и я. Спасибо. Век живи, век учись.

Белякова Светлана Георгиевна

С прошедшими праздниками Вас!

Белякова Светлана Георгиевна

Добрый день, Галина Валериевна! Спасибо за комментарий! Я в своей работе(33 года стажа) часто использую то, чему учили ещё в педучилище. Годы учёбы в СГПИ, плюс опытные наставники тоже сделали своё дело. В данное время работать по ФГОС стало сложнее, очень большая нагрузка на детей. Хотя результаты радуют, хорошо бы, если дети росли бы ещё и здоровыми.