Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Квиллинг»
рабочая программа по теме

Богданова Алена Валерьевна

Знакомство с квиллингом

Техники квиллинга

Художественное моделирование

Составление композиций

Оформление работ

Творческий проект

Выставки  работ, участие в конкурсах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОСЯХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

_____________________________________________________________________________

Лесная, 1, село Восяхово, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629648

Тел/факс (34994)6-43-27, 6-43-22. Vosyahovo@mаil.ru

ИНН 8907001160 КПП  890701001 ОКПО 35338310 ОГРН 1028900557070 Банк РКЦ  г. Салехард

расчетный счет 40204810800000000003 БИК 047182000

Рассмотрено и согласовано                                                               Утверждаю.

На МО классных руководителей                                   Директор школы             Л.А. Конева

Протокол № 1 от 23 сентября 2012 г.

Руководитель:                Т.Г. Кинчина

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей

«Квиллинг»

творческого объединения

«Бумажные завитушки»

художественно-эстетического направления

Программа ориентирована на детей от 7 до 14 лет

                                                                  Срок реализации – 2 года

                                                                Автор: Богданова А.В.,

педагог дополнительного образования

с. Восяхово

2012 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

Направленность программы

Вид программы

Вид детского объединения

Возраст детей

Срок реализации

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Цели и задачи программы

Отличительные особенности программы

Формы и режим занятий

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По программе в целом

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

  1. Содержание дополнительной образовательной программы

Знакомство с квиллингом

Техники квиллинга

Художественное моделирование

Составление композиций

Оформление работ

Творческий проект

Выставки  работ, участие в конкурсах

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Формы проведения занятий и подведение итогов по каждому разделу

Пояснительная записка

    Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях  не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству, в том числе, по вошедшему в  моду виду декоративного творчества, «квиллингу».  Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

    Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — иcкусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

    На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
   В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
   В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
   В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
   В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и, ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
   Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства.

   Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства «Квиллинг».

    Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая

Вид программы – авторская

Вид детского объединения – группа

Возраст детей – 7 – 14 лет

Срок реализации – 2 года

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, истории, географии и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

    Отличительными особенностями этой дополнительной образовательной программы от других существующих программ являются:

  • оригинальные авторские идеи по снижению себестоимости готовых поделок,
  • оригинальные идеи по использованию природных и бросовых материалов в оформлении работ, выполненных в техниках бумагокручения,
  • новаторские приемы создания композиций группой воспитанников,
  •  изучение истории происхождения и развития  искусства квиллинга, вещей и инструментов, изучение  правил защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.

 

Организация деятельности кружка.

    Программа работы творческого объединения рассчитана на двухгодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 2-3, 5-6, 2 девочки из 7 и девочка из 8 класса. Количество детей в группе для освоения программы - 14 человек.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

Практическим: упражнения, практические работы, практикумы

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов

Нестандартным: конкурс, выставка-презентация

Режим работы кружка

4,5 часа в неделю:

1занятие- 2 часа, 2 занятие-1 час, 3 занятие -1,5 часа

всего 162 часа в год за 36 недель

 

Структура программы

    Программа кружка «Квиллинг» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

    Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.      Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

    Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

    Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Знакомство с квиллингом
  2. Техники квиллинга
  3. Художественное моделирование
  4. Составление композиций
  5. Оформление работ
  6. Творческий проект
  7. Выставки работ, участие в конкурсах

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  • Исторический аспект
  • Связь с современностью
  • Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  • Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Условия реализации программы

 

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить в после урочное время в интернате.

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

 

Дидактический материал:

журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумажных лент и техник работы с другими материалами. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в учащиесяся должны получить

знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и.т.п.);
  • о  национальных  промыслах народов Севера;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, мех, бисер)
  • о проектной деятельности.

 

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать карандашом элементы растительного орнамента);
  • скручивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
  • работать в программе PowerPoint.

 

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки, творческие проекты.

Тематическое планирование  содержания программы по темам и объему.

1 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная беседа  

2

2

-

 

2

Знакомство с квиллингом

14

1

13

 

3

Знакомство с техникой квиллинга

36

4

32

 

4

Художественное моделирование

43

10

33

 

5

Составление  композиций

22

2

20

 

6

Оформление работ

20

3

17

 

7

Творческий проект

25

3

22

 

Итого:

162

25

137

 

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Теория. Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина».

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

       Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по  технике безопасности     при проведении работ проводится на каждом занятии.

Беседа. «Из истории происхождения  ножниц, бумаги».

  1. Знакомство с квиллингом

Теория. Рассказ «Квиллинг – искусство бумагокручения». История квиллинга.

            Инструменты для квиллинга, способы их применения. 

            Бумага для квиллинга. Компьютерная презентация «Красивый квиллинг»

Практика. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ    конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи воспитателя.

            Изготовление бумажных полосок. Гофрирование бумажных полосок. Изготовление     инструмента для квиллинга.

  1. Знакомство с техникой квиллинга

            Теория. Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой». Методическая разработка по технике квиллинг:

            закрытые формы: «Глаз», «Ромб», «Треугольник», «Капля», «Стрела»;

            открытые формы: «Спиралька», «Сердечко», «Рожки», «Веточка». 

Практика. Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

            Практические приемы изготовления закрытых форм

            Практические приемы изготовления открытых форм

            Изготовление простого цветка с листиками

            Изготовление махрового цветка с сердцевиной

            Изготовление махрового цветка  без сердцевины, на конусе

  1. Художественное моделирование

            Теория. Изучение способов конструирования модели из заготовок. Техники       выполнения элементов (методическая подборка)

 Практика. Воспитателю  необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

            Изготовление двойного цветка. Изготовление снежинки.

           Декорирование шкатулок  бумажными лентами, бисером, природным и бросовым    

           материалом

  1. Составление  композиций

           Теория. Знакомство с профессией дизайнера. Беседа, показ образцов, иллюстраций.

           Подготовка к работе, полезные советы.

           Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).

           Рассказ о флористике. Природа  Ямала в работах художников, мастеров         декоративно-прикладного искусства.

          Компьютерная презентация «Пасхальный подарок».

Практика. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  • эскиз
  • воплощение в материале
  • выявление формы с помощью декоративных фактур.

          Изготовление композиции «Махровые цветы»

          Изготовление композиции «Бабочка»

  Изготовление композиции «Весенняя фантазия»

  1. Оформление работ

Теория. Беседа “Родословная стеклянной бусинки”. Применение бисера, меха, ткани, пряжи, бросового и природного материала в  оформлении работ;

Знакомство с профессиями швеи, портнихи, мастера декоративно-прикладного творчества. Компьютерная презентация «Изготовление коробочки и рамки».

Правила оформления паспарту. Защита авторских прав.

        Практика. Изготовление рамки для выполненной работы.

        Изготовление фоторамки с использованием национальных узоров.

  1. Творческий проект

Теория. Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту. Папка-копилка «Проектная деятельность»

         Практика. Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные, окружные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д. Также программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства.

Проект «Подарок». Защита проекта.

Выставка. Презентация «Квиллинг     нашими руками»

2 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная беседа

 

2

2

-

 

2

Знакомство с объемным квиллингом

14

1

13

 

3

Знакомство с петельчатой техникой квиллинга

36

4

32

 

4

Художественное моделирование

43

10

33

 

5

Составление  композиций

22

2

20

 

6

Оформление работ

20

3

17

 

7

Творческий проект

25

3

22

 

Итого:

162

25

137

 

Содержание программы

  1. Вводная беседа

Теория. Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина». Повторение материалов 1-го года обучения, знакомство с программой 2-го года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

  1. Знакомство с объемным квиллингом

Теория. Объемный квиллинг. Компьютерная презентация «Объемный квиллинг»

Практика. Изготовление объемных элементов (цветов розы). Сборка цветка. Оформление объемной  композиции.

  1. Знакомство с петельчатой техникой квиллинга

Теория. Петельчатая техника, ее виды.  Мультимедийная презентация.

Практика. Изготовление цветка лилии, цветка тюльпана, цветка нарцисса.

Изготовление листиков петельчатым способом. Оформление композиции.

  1. Художественное моделирование

Теория. Изучение способов конструирования модели из заготовок. Методическая подборка «Цветочные композиции».

Практика. Изготовление цветочного букета

Изготовление новогодней елочки с игрушками

Оформление шкатулок  бумажными лентами в народном стиле

  1. Составление  композиций

Теория. Мультимедийная презентация о способах составления композиций. Методическая подборка «Цветы».

Практика. Изготовление композиции «Средневековый замок» группой воспитанников разных возрастов и разным уровнем владения необходимыми навыками.

  1. Оформление работ

Теория. Компьютерная презентация «Изготовление коробочки и рамки». Правила оформления работ для конкурсов и выставок.

Практика. Изготовление коробочек для поделок.

Вставка готовых работ в коробочки и фоторамки под стекло.

  1. Творческий проект

Теория. Папка-копилка «Проектная деятельность». Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту.

Практика. Проект «Букет Победителям». Защита проекта.

Материальное обеспечение

  1. Бумага для оригами или офисная двусторонне окрашенная, или специальные полоски для квиллинга
  2. Клей ПВА
  3. Картон
  4. Бархатная бумага
  5. Двусторонний скотч
  6. Бумага цветная
  7. Коробочки круглые от сыра
  8. Сукно, бисер, кусочки меха
  9. Ножницы, карандаши, зажимы канцелярские, булавки для квиллинга
  10. Инструмент для квиллинга или расщепленные зубочистки
  11. Станок для гофрирования бумаги

Литература (для руководителя кружка)

 1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов», «Просвещение»,

Москва, 1988 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 1985

6. Узоры из бумажных лент./ Пер.санг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.

7. Интернет ресурсы (Сайт «Поделки с Инной», «Страна Мастеров», «Квиллинг»)

Литература для кружковцев.

  1. Журнал «Ксюша»
  2. Журнал «Коллекция идей»
  3. О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к здоровью"

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.Во все ...

Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – индивидуально-ориент...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Школьный театр"

Данная программа дополнительного образования  детей имеет Сертификат  участия   в конкурсе авторских образовательных программ на базе Федерального института образования  (2012...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"

Программа   « Танцующий город»  разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области  хореографического искусства « Хореографическ...