Статья: «Использование изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей ребенка»
статья на тему

Тихонова Оксана Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Тихонова Оксана Владимировна

Воспитатель ДОУ «Орленок» г. Куйбышев

Новосибирской области

Статья: «Использование изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей ребенка»

«Искусство, есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней»

 Л. С. Выготский

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творческие личности были нужны всегда, так как именно они определяют прогресс человечества. В наши дни также подчеркивается необходимость формирования человека, который способен активно, творчески подходить к решению различных задач и находить выход даже в самой сложной ситуации. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих созидательных возможностей. Увидеть необычное в обычном может и взрослый и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интерес со стороны окружающих, поэтому работа по его развитию должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является изобразительная. Она рано начинает привлекать внимание детей. В детском саду  занятия по изобразительной деятельности начинаются уже в первой младшей группе и направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках). В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, наклеивать, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Он поддерживается и развивается тем, что воспитатель постепенно дает ребенку различные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Программа обучения детей первой младшей группы небольшая. Она предусматривает ознакомление с разными материалами, приобретение первых навыков работы с ними, а также знаний о том, что рисуют на бумаге карандашом, кистью, которые держат в правой руке, что лепят из глины, раскатывая ее в ладонях. Основная задача — развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов, дети познают, прежде всего, в процессе собственного художественного опыта. Орудийно-материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет формированию у детей основ культуры изобразительной деятельности; выполнению элементарных требований к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведение при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда.    

 На занятиях по изобразительной деятельности развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по изобразительной деятельности  в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение изобразительной деятельности дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала. Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желания творить, не овладев еще техникой рисования, лепки, аппликации, необходимо его обучить методам и приемам, не требующим четкографического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными способами создавать красивое. Так например, для самых маленьких можно использовать разные вспомогательные материалы и техники (рисование пальчиками, ладошкой, использование готовых форм, отпечатывание кистью и.т.д). В тот момент, когда ребенок заинтересован и проявляет собственную активность, он достигает максимально возможного для себя уровня цельности. Собственная активность ребенка может быть незначительна, но она должна быть, так как именно на нее опирается творчество ребенка. В связи с этим важно на занятиях изобразительной деятельностью использовать не только общеизвестные материалы для рисования, лепки и аппликации, но и открывать вместе с ребенком новые материалы и формы работы. Это может быть не только бумага разных форматов, фактур, цветов, картон, газета и пр.; кисти различной конфигурации (плоские, круглые), из разного материала (щетина, белка, синтетика), разного размера; мелки, пастель, цветные карандаши, акварель и гуашь, пластилин, но и такие материалы как  глина, тесто, крупы, пуговицы, бисер, природные материалы (шишки, желуди, листья, веточки) и пр. Важно постепенно обучать ребенка использовать различные материалы и применять разные способы изображения (акварель по мокрой бумаге, краска поверх восковых мелков, отпечатки руки и других предметов, рисование краской на стекле, кафеле и др.)

Необходимо помнить и о том, что   любой ребенок очень чувствителен. Ему трудно раскрыться, если окружающие безразличны к нему, трудно выражать себя, если с ним общаются формально, трудно доверять, если им манипулируют и не принимают его таким, какой он есть. Доброжелательное и уважительное отношение к ребенку, доверие и искренность оказывают на него сильное воздействие, они необходимы в процессе совместного творчества ребенка и педагога. Результаты любых видов творчества, доступных ребенку практически бессмысленны, если не имеют отклика у людей и им не находится места в окружающей ребенка жизни. Поэтому столь важно формирование среды, в которой будет востребовано такое творчество. Среда эта включает, прежде всего, тех, кто оказывает на ребенка основное влияние, – его семью и близкое окружение. Необходимо обучать родителей совместному с ребенком творчеству и правильному отношению к ребенку в процессе этого творчества. Требования родителей должны быть адекватны реальным возможностям ребенка. Родителям надо научиться и бережной оценке результатов детского труда, даже если они и не очень значительны, пониманию того, что у ребенка есть потенциальные возможности, которые никогда не проявляются сразу. Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям.


Литература:

  1. Выготский Л.С.Психология искусства. – М., 1968.
  2. Доронова Т.Н.Развитие детей от 2 до 5 лет в изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2005.
  3. Лук А.Н.Психология творчества. – M., 1978.
  4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н. и др.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001.
  5. Теплов Б.М.Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся

презентация: рисунки детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Художественно-изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей у школьников

Творческие способности представляют собой продуктивный способ освоения школьниками окружающего мира, естественным способом познания и самопознания, выражения отношения к внешнему миру и личного самовы...