Народная игра как средство развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Скребец Анна Геннадьевна

статья о актуальности народной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья (вторая младшая группа)19.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                           детский сад №10 «колокольчик»

                                                Статья

 

Народная игра как средство  развития  детей                       дошкольного возраста.

                                                                                        Подготовила воспитатель

                                                                                      Скребец Анна Геннадьевна

                                      г.о. Коломна, 2014г.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. 
В практике широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. 
Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. 
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Предлагаются   народные  игры, подобранные по одной тематике – птицы. Игры разной двигательной активности, которые можно использовать и в  познавательной деятельности и на прогулке.    

«Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут

подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов  с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят на распев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий

начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую

он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий

становиться птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся

на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

«Воробей»

Играющие,  называются  кустарниками или деревьями (например, яблоня, берёза, шиповник).

Водящий начинает:

-Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню. «Яблоня» продолжает говорить:

- Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на берёзу. И так

далее.

За медлительность и рассеянность с прозевавшего  берётся фант. Фанты

разыгрываются обычным порядком.

«Филин и пташки»

Перед началом игры каждый играющий выбирает, голосу, какой птицы он будет подражать. Один из играющих - «филин». «Птицы» летают. Когда «филин» подает голос, все птицы стараются спрятаться. Если «филин» успеет кого-то поймать, то он по голосу должен узнать, что это за птица. Если не узнал, то пойманный становится «филином», а «филин» - «пташкой».

«Жаворонок»

Выбирается «жаворонок», у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Потом колокольчик можно прятать в любом месте группы или участка.

 «Чибис и многоножки»

Один - ведущий. Остальные играющие делятся на подгруппы (от 3 до 5 человек), строятся в колонны и держатся за пояс или руки на плечах - это многоножки.

По сигналу начала игры дети-многоножки одновременно передвигаются, не расцепляясь, и произносят слова:

  • Как-то летом многоножки
    Разыгрались на дорожке.
    Всеми ножками шагают
    И друг друга обгоняют.
    Чибис это увидал,
  • «Чьи - вы», он кричать не стал.
    Решил съесть их на обед,

Раз и многоножек нет.

После этих слов дети разбегаются, «чибис» их ловит. Тех, кого он задел выходят из игры. Игра заканчивается, когда «чибис» запятнает 4-5 человек.

Список  литературы

1. Волков, Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики [Текст] в 4-х ч. Ч. 1 / Г. Н. Волков // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. - Чебоксары, 1991. - С. 6-21.

2.«Истоки»: Базисная программа развития ребёнка дошкольника. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– 303 с.


3. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. – 1998. – №1142. – С.25-32.

4. Дошкольная педагогика / Петербургский научно-практический журнал. – 2006. – №6 (33) /ноябрь-декабрь/. – 72 с.


5.Управление ДОУнаучно-практический журнал. – 2005. – Л (19). – 128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...

" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В статье речь идет об  актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» на методическом семинаре «Инновационные...

Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Одной из основных целей в дошкольном возрасте является  развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.Задачи:Развивать:артикуляционную моторику;речевое ды...