Литературный вечер 2 " Омск литературный"
классный час на тему

Приходько Галина Борисовна

Поэты, прозаики и очеркисты, связанные с Омском.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Омск литературный

Омск- город литературный. С ним связаны имена известнейших не только в России, но и далеко за ее пределами писателей. Это Иннокентий Анненский и Леонид Мартынов, Павел Васильев и Всеволод Иванов, Роберт Рождественский и Сергей Сарганов. А если добавить к ним знаменитых во всей Сибири на рубеже XIX - XX веков Николая Ядринцева, Георгия Вяткина, Антона Сорокина и известных сегодня поэтов Тимофея Белозерова, Татьяну Четверикову, Владимира Макарова, прозаиков Ивана Токарева, Александра Плетнева, Михаила Малиновского, очеркистов Леонида Иванова и Петра Ребрина - картина литературной жизни будет выглядеть весьма внушительно.

О двух веках литературной истории, о том, как постепенно формировались литературные традиции в Западной Сибири,а также обо всем, что связано с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, рассказывает экспозиция Омского государственного литературного музея.

Именно эту страницу литературной истории Омска, связанную с именем и творчеством великого русского писателя, читают с наибольшим вниманием и интересом омичи и гости нашего города.
Федор Михайлович Достоевский находился в омском остроге с 1850 по 1854 год. Он был осужден на каторжные работы за участие в кружке М.В. Петрашевского и чтение запрещенной в России литературы. В Омске Достоевскому пришлось переосмыслить всю свою жизнь, отношения с людьми и обществом, содержание и направление творчества.

Именно после каторги Россия узнала Достоевского - автора «Записок из Мертвого дома», романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Писатель с благодарностью вспоминал омичей, помогавших ему выжить на каторге -коменданта Омской крепости А.Ф. де Граве, «главного лекаря» военного госпиталя И. И. Троицкого, священнослужителя Омского кадетского корпуса А.И. Сулоцкого и многихдругих. Это о них Достоевский говорил впоследствии: «люди простодушные и благородные, с хорошим сердцем». Воспоминание об Омске «осталось неизгладимым» в памяти Достоевского.

Помнит об авторе «Записок из Мертвого дома» и Омск: установлен памятник писателю, его именем названы Литературный музей, библиотека и одна из улиц города. Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского на сегодняшний день - единственный в Западной Сибири музей истории литературы.

Поэзия Леонида Мартынова  (9/22/.05.1905, Омск - 27.06. 1980, Москва - поэт, переводчик, мемуарист) неразрывно связана с нашим городом. Гордость за своего соотечественника возникает при упоминании его имени у многих горожан, ведь он жил и творил в нашем родном городе.

Из семьи Н.И.Мартынова, инженера-строителя железных дорог, потомка “мещан Мартыновых, ведущих начало от деда своего офени, владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина” (“Воздушные фрегаты”). М.Г.Збарская, мать поэта, привила сыну любовь к чтению, к искусству. В отрочестве М. увлекался чтением неоромантической литературы (А. Конан Дойль, Дж. Лондон, А. Грин), серьезно изучал географию и геологию, интересовался “техникой в самом широком смысле этого слова” и фольклором Сибири. Учился в Омской классической гимназии, но курс не окончил: учеба была прервана революцией.

В 1920-м присоединился к группе омских футуристов, “художников, артистов и поэтов”, которую возглавлял местный “король писателей” А.С.Сорокин. С 1921 начал публиковать заметки в омской газете “Рабочий путь” и стихи в местных журналах, позднее - в ж. “Сибирские огни”. Вскоре отправился в Москву поступать во ВХУТЕМАС, где попал в круг близких по духу молодых художников-авангардистов. Вскоре вернуться домой. В Омске поэт продолжал заниматься самообразованием, вернулся к журналистской деятельности и активному участию в художественной жизни города. Выполняя редакционные поручения, ездил по Сибири. Опыт журналиста в дальнейшем определит некоторые темы и элементы поэтики Мартынова.

В 1932-м Мартынов был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Поэту приписали участие в мифической группе сибирских писателей, в “деле сибирской бригады”. От гибели спасла случайность, но в 1933-м он был отправлен в административную ссылку в Вологду, где жил до 1935, сотрудничая в местных газетах. После ссылки вернулся в Омск, где написал ряд поэм с исторической сибирской тематикой и где в 1939 издал кн. “Стихи и поэмы”, принесшую Леониду Мартынову известность среди читателей Сибири.

В 1945-м в Москве была издана 2-я кн., “Лукоморье”, которой поэт обратил на себя внимание более широкого круга читателей. Данная кн. - этапная в творчестве Мартынова. В 1930-х поэт в ряде стихотворений и поэм разработал, или попытался реконструировать, сибирский миф о северном счастливом крае, который предстает в стихах Мартынова. Стихи этого периода, позднее принесут автору всероссийскую популярность.

В конце 1940-х Мартынов подвергся острой журнально-газетной проработке, связанной с выходом в свет  книги “Эрцинский лес” (“Воздушные фрегаты”). Поэта перестали печатать. Новые кн. Мартынова начали выходить только после смерти Сталина (с начала “оттепели” до 1980 было издано более двадцати кн. поэзии и прозы).

В конце 1950-х поэт по-настоящему получает признание. Пик его популярности, упрочившейся с выходом его кн. “Стихотворения” (М., 1961), совпадает с обостренным читательским интересом к лирике молодых “шестидесятников” (Евтушенко, Вознесенского, Рождественского и др.). Именно в период “оттепели” появляются первые стихи М. о Ленине, вскоре после “оттепели” - стихи к юбилейным датам.

Лирика М. 1960-1980-х значительно уступает по художественным достоинствам его поэтическому творчеству 1930-1950-х. Однако в последний период жизни Мартынов демонстрирует талант мемуариста, публикуя сб. интересных автобиографических новелл “Воздушные фрегаты” (М., 1974). Но и поэтический гений не был утрачен: последние десятилетия жизни М. познакомили русских читателей с его замечательными переводами с литовского (впервые перевел Э.Межелайтиса), польского (А.Мицкевич, Я.Кохановский, Ю.Тувим), венгерского (А.Гидаш, Д.Ийеш, Ш.Петефи, Э.Ади) и др. языков. 

 Мартынов упорно стремится выглядеть публицистичным, актуальным, но и желает связать актуальность со свойственными ему поисками новых средств обогащения своей поэтической техники - а получается вот что: “И ночь. И снова ветрено и сыро./ И вихри так сшибаются с листвой,/ Как будто бы над самой головой/ Плывет не лайнер в бездне буревой,/ А мечется, как смуглый ангел мира,/ Индира Ганди в шубке меховой” (“Газетная тема”, 1971).

Обособленной в лирике М. 1960-1970-х выгядит тема искусства, представленная произведениями, до единого интересными. Рефлексию их автора вызывали и поэтическое творчество как таковое (сонет “Поэзия”, стих. “Рифма” и “Когда стихотворенье не выходит” 1967-го), и фигуры мастеров отечественного искусства (“Крест Дидло”, 1968; “баллады” конца 1960-х - начала 1970-х о земляке и товарище поэта композиторе В.Шебалине, о художниках И.Репине, Н.Рерихе), и важное значение деятельности русских литераторов (“Явленье Тютчева”, 1970; “Вздохи Антиоха” и “Законы вкуса”, 1972).

Из всего сказанного можно составить совершенно определенное мнение, что Мартынов как поэт – явление особого склада и характера. Ведь в его многочисленных сборниках стихотворений и поэм, в его книгах лирической прозы и в книгах переводов так удивительно непоправимо, так счастливо сочеталась обнаженная сила самовыражения с эпической мощью ищущей, обобщающей мысли.

Такова необычная творческая судьба Мартынова, поэта, лучшая лирика которого была написана во времена, обязывающие к героическому эпосу, а худшие стихи - в период нового поэтического бума в России. Выдающийся ученый Л.С. Выгодский назвал подлинное искусство- «установкой вперед». Вот эта «установка вперед» и была характерна для всех этапов творческого пути Л.Н. Мартынова, и не только в его замыслах, но и в воссоздании эпохи, в которой он жил. 

КНИГИ

А красноречивей всех молчат
Книги, славно изданы, честь честью
Переплетены, чтоб до внучат
Достояться с Достоевским вместе
И затем поведать все, о чем
Написавший не сказал ни слова,
Но как будто озарил лучом
Бездну молчалив
 

ДУША 

И далекого и близкого,
И высокого и низкого сочетанье воедино,
Так ли ты необходимо?

Или от меня ты требуешь одного стремленья в небо лишь,
Будто бы на звездолете?

Или надо успокоиться лишь на том, что в недрах кроется,
О, душа моя во плоти?
Нет! Гляди хоть с неба звездного на огни Баку и Грозного,
На Тюмени и Надымы, на горенья и на дымы,
И туманы на болоте, и осенних туч лохмотья,
О, душа моя в полете!

Не менее знаменитым и выдающимся  является исследователь Сибири, геолог, исследователь метеоритов, поэт – Драверт Петр Людовикович. Родился 16 января 1879 г. в Вятке. Его отец - Людовик Станиславович Драверт, выпускник юридического факультета Московского государственного университета, был хорошо образованным человеком с широким кругом интересов. Он увлекался историей, состоял в Императорском Обществе Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии при Московском университете, писал стихи. Мать, Варвара Дмитриевна Драверт (урожденная Далматова), имела диплом домашней наставницы и посвятила свою жизнь воспитанию детей. Родители сыграли огромную роль в становлении личности Петра Людовиковича - и как человека, и как ученого, и как поэта..
          Окончив гимназию, П.Л. Драверт в 1899 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета. В феврале 1901 г. за участие в студенческой демонстрации был арестован и выслан в Пермскую губернию. Осенью 1901 г. возвратился и продолжил учебу в университете. Уже студентом он активно участвовал в геологических, палеонтологических и минералогических экспедициях. В годы первой русской революции активно включился в революционную деятельность, за что в 1906 г. был выслан в Якутию на пять лет. Это событие круто изменило его жизненный путь. Он влюбился в суровый и прекрасный край, посвящал ему свои стихи и серьезные научные исследования. По инициативе академика В.Н. Вернадского академия наук добилась в 1911 г. перевода Петра Людовиковича из Якутии в Томск, где до 1912 г. Петр Людовикович возобновил научную деятельность в минералогическом кабинете университета, опубликовал работу о результатах якутских экспедиций «Материалы по этнографии и географии Якутского края». В 1917 г. Петр Людовикович был избран на должность ассистента кафедры геологии Казанского университета. Весной 1918 г. вновь отправился в экспедицию. Начавшаяся гражданская война изменила его судьбу. Ученому пришлось уехать в Сибирь, а многие его неопубликованные научные материалы и дневники экспедиций погибли.

1 октября 1918 г. П.Л. Драверт Советом Омского сельскохозяйственного института был избран ассистентом кафедры минералогии и геологии. Он активно включился в научную жизнь города. Становится членом ЗСОРГО, а в декабре 1921 г. на Всероссийской конференции научных обществ и учреждений по изучению местного края в Москве П.Л. Драверт избирается действительным членом Центрального Бюро краеведения при Российской Академии наук. С 1922 г. он – председатель ЗСОРГО.

Экспедиционная деятельность долгие годы была одним из основных направлений научной работы Петра Людовиковича. В 1920 г. он принял участие в двух экспедициях: на Обь-Печорский север и в устье Иртыша. В 1922 г. отправился с той же целью в район р. Тагул Енисейской губернии. В 1923 г. занимался геолого-минералогическим обследованием правобережья Иртыша в пределах Омского, Тюкалинского и Тарского уездов. В 1926-1927 гг. Драверт провел исследования в районе курорта Боровое. С этим краем связана еще одна важная страница жизни ученого. В 1938 г. Петр Людовикович был назначен заведующим научной частью заповедника «Боровое», руководил его научной работой, изучал природные ресурсы края. Благодаря его усилиям издается научный сборник «Государственный заповедник и курорт «Боровое».

С 1920 по 1930 гг. Петр Людовикович был заведующим кафедрой геологии, минералогии и кристаллографии ОмСХИ, а в 1930-1931 гг. заведовал кафедрой геофизики СибАДИ. Особенное внимание уделял изучению полезных ископаемых Сибири и, в частности, Омской области. Петр Людовикович был заметной фигурой в области краеведения. В 1932 г. он вошел в Музейный совет, заведовал минералогическим кабинетом.

Блестящий ученый, исследователь, краевед, Перт Людовикович был действительно незаурядной личностью. Его студенты отмечали, что лекции Драверта всегда хорошо запоминались благодаря их яркости и доходчивости. Он умел собрать вокруг себя людей увлеченных, беззаветно преданных своему делу. Круг его интересов был необыкновенно широк. Петра Людовиковича знали не только как ученого, но и как автора самобытных стихов. Он принимал активное участие в литературной жизни города, являлся членом Омского областного литературного объединения. В 1944 г. общественность отмечала сорокалетний юбилей творческой деятельности Драверта. Ему посвятили большую статью в четвертом выпуске «Омского альманаха», организовали вечер творчества. Сам же Петр Людовикович по этому поводу скромно писал, что не считает себя поэтом-профессионалом. И действительно, большая часть его времени отдавалась науке.

Умер Петр Людовикович 12 декабря 1945 г. в Омске. Его похоронили на старом Казачьем кладбище. В 1961 г., когда кладбище было закрыто, стараниями А.Ф. Палашенкова могилу перенесли на Восточное кладбище.  

Отрывок

Когда над мутною громадой древних гор
Медлительно скользит по небу метеор
И шелест слышится загадочный в эфире,-
Вперяя жадный взор в огнисто-дымный след,
Я думаю о том, чего давно уж нет.

Четыре

Одна мне сказала так ясно и четко,
Прощаясь надолго со мной:
«Я Вас не забуду — и жду самородка
С верховьев Реки Золотой».

Другая, желая в дороге успехов,
Держа мою руку в своей,
Напомнила, чтобы кедровых орехов
Привез я на праздники ей.

А третья, волнуясь неотданной силой,
В глазах обещанье тая,
Шепнула: «скорей возвращайся, мой милый,
И буду я только твоя...»

Я встретил четвертую... Россыпь хрустела.
Брусника меж кедров цвела...
Она от меня ничего не хотела,
Но самой желанной была.

ОПАЛ

Как дивно играет опал драгоценный! -
В нем солнечный блеск и отливы луны;
В нем чудится жизни поток переменный
И тихая прелесть ночной тишины...

Рождаясь под тяжестью горной породы,
Не видел он света лучистого дня.
Над ним проходили несчетные годы,
И рос он, не зная тепла и огня.

Порой содрогалися недра земные...
Вздымалися горы в усильях труда...
Сползали по скатам пласты ледяные...
Безумно врывалась в пещеры вода...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....

Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина

Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...

Литературный вечер, посвященный памяти юных героев-антифашистов

Сценарий литературного вечера, посвященного памяти юных героев-антифашистов, предназначан для учащихся 8-9 классов....

Литературный вечер "Далекие зимние вечера"

Литературный вечер "Далекие зимние вечера" по произведения В. М. Шукшина...

Литературный вечер Два гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв» «Я зажгла заветные свечи, Чтобы этот светился вечер…» 11 класс

Литературный вечерДва гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв»«Я зажгла  заветные свечи,Чтобы этот светился вечер…»11 класс...

Литературное размышление по книгам Д.А. Гранина. Литературный вечер - портрет «Жизнь и сердце, отданные людям».

Познакомить с творчеством Д. ГранинаПознакомить с событиями блокады Ленинграда 1941-1945 г.Формировать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества обучающихся....