Статья. Математическая задачка!
статья на тему

Блинова Екатерина Васильевна

Небольшое сочинение, которое можно прочитать ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая задачка! Зачем нужно ее решать?

(педагогическое эссе)

Крупное научное открытие дает

решение крупной проблемы, но и

в решении любой задачи

 присутствует крупица открытия.

Д. Пойа

В толковом словаре Ожегова «задача» – это с одной стороны то, что требует исполнения, разрешения (например, поставленная командиром для достижения определенной цели в бою); с другой стороны, это упражнение, которое выполняется  посредством умозаключения или вычисления (например, арифметическая, алгебраическая задачи). В малом академическом словаре написано совсем просто, задача – это то, что требует выполнения, разрешения. Слов «задача» имеет множество синонимов, такие как: задание, загадка, вопрос, урок, дилемма, проблема, теорема, альтернатива, поручение, миссия и т. д.

Если научиться понимать слово «задача» в широком смысле, а не смотреть на него только как на камень преткновения в школьном курсе, то все становится не так страшно. Каждый человек должен научиться решать поставленные перед ним кем-то или самим собой задачи.

Решение задач играет огромную роль в процессе изучения математики. И дело здесь не только в том, чтобы ученик научился применять полученные знания на практике, хотя это есть основная цель изучения математики в школе. На мой взгляд, без решения задач невозможно овладеть и теорией, так как именно в процессе решения задачи четко проглядывают взаимосвязи между основными теоретическими понятиями и окружающим нас миром.

Однако, мне, как учителю математики, нередко приходиться слышать: теорию всю вызубрил, а вот задачу решить не могу и, вообще, зачем мне нужно решать задачи, если это доставляет столько неприятностей? Как эту ситуацию расценивать и как, вообще, научить ученика уверенно обращаться с задачами? И как наилучшим образом описывать сам процесс решения?

На мой взгляд, начать нужно с самого начала – это объяснить ученику, для чего ему нужно уметь решать задачи.

Во-первых, решение задачи – свидетельство наличия определенного уровня знаний и силы характера. Я бы сказала, что это есть достижение определенной цели, а поставленную цель достичь невозможно, если ученик не обладает такими качествами как упорство. трудолюбие и ответственность. А наличие этих качеств, с одной стороны, способствуют успеху, с другой стороны, развиваются в процессе поиска решения. На мой взгляд, для большинства детей это весомый аргумент.

Во-вторых, решение задач для обучающегося – это подготовка к дальнейшей трудовой деятельности.  

Задачи решать нужно. А если они не решаются? Как быть тогда?

Может быть, на то есть причины. В школьном курсе математики любая задача обычно дается для проверки степени усвоения и закрепления определенного теоретического материала. Как правило, это материал, который предшествовал решаемым задачам. С него и надо начать в первую очередь: перечитать, делая письменные заметки. Так материал воспринимается и запоминается лучше. Затем не спеша прочитать условие задачи и, по возможности, сделать чертеж или кратко записать условие. В большинстве случаях рекомендую ученикам читать задачу по частям и переводить каждое предложение или его часть на математический язык. Многие отмечают, что читал-перечитывал условие и теорию, и решение получилось само собой. Так часто бывает, когда в памяти отложились теоретический материал и условие задачи, и в конечном итоге произошла их состыковка. Но стоит заметить, что на это необходимы определенные усилия и время. Без труда никогда ничего не получится.

Конечно, начинать решать нужно с самых простых задач, а затем переходить к более сложным. Если начать со сложных задач, скорее всего их решение не получится, и тогда окажется, что не умеешь решать ни тех и не других. Отличным примером может случить спорт или музыка, где начинают с простейших элементов, усвоение которых доводят до автоматизма, а затем переходят к более сложным. В учебниках по математике имеются так называемые условные обозначения, в которых показано каким маркером выделяются обязательные задачи (простые), дополнительные задачи и трудные задачи. Вот с простых и следует начинать.

Таким образом, для того, чтобы задачи легко решались надо их решать! Причем, это должно быть систематически, начиная с простых задач и постепенно переходя к более сложным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Математическое развитие как составная часть целостного развития ребёнка-дошкольника"

Статья "Математическое развитие как составная часть целостного развития ребёнка-дошкольника"...

Статья "Математический квест"

В статье рассматривается одна из возможных методик преподавания математики в школе. Математика - сложный предмет. Страх перед ним часто затрудняет усвоение материала, тогда как позитивный настрой напр...

Статья "Математическая игра как форма внеклассной работы"

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...

Статья .Математическая разработка : "Логарифмические уравнения"

Логарифмы — традиционная головная боль для многих учеников старших классов. Особенно — уравнения  с логарифмами. Не любят старшеклассники логарифмы почему-то. И ...

Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40

Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...

Статья "Математическая грамотность: разговор экспертов"

В статье представлены материалы беседы представителя издательства "Просвещения " с главным редактором журнала "Математика" и учителем математики МОУ СОШ № 16 г. Клина Московской об...