Методика Марии Монтессори в помощь логопедам
методическая разработка на тему

Филипенко Людмила Викторовна

На базе нашего детского сада уже на протяжении 15 лет функционируют 3 группы, рабтающие по методике Марии Монтессори. Анализ ежегодного обследования речевых и неречевых процессов детей старшего дошкольного возраста показал, что у детей, посещающих группы Монтессори, уровень сформированности лексико - грамматического строя речи в большинстве своем соответствует возрастным нормам. Так с 2010 по 2013 год в группах Монтессори не наблюдалось детей, имеющих такое тяжелое нарушение речи как ОНР, тогда как в группах общеразвивающих (традиционных) за данный период времени было выявлено 25 детей.(Хочется оговориться. Наш детский сад не имеет в своей структуре речевых групп, и у нас функционирует только логопункт).

На наш взгляд, одна из уникальных особенностей методики Марии Монтессори в разновозрастном наполнении групп. Старшие и младшие дети друг другу помогают, многому учатся друг у друга. Если ребенок ходит в Монтессори- группу с раннего детства, он успевает побывать и младшим - пассивным наблюдателем и посильным, и активным  участником учебного процесса. Таким образом прорабатываются важные этапы становления речи.

Также большим помощником логопеда в коррекционной работе с детьми -" монтессориками" является создание правильно организованной предметно- развивающей среды, в которой ребенок может и хочет проявлять свои индивидуальные способности. Она соответствует возрастным и сензитивным возможностями потребностям   ребенка  и устроена таким образом, чтобы каждый ребенок смог самостоятельно выбирать материал и работать с ним.Каждое (подчеркиваю, КАЖДОЕ) упражнение в любой из зон дает возможность развивать и совершенствовать речь.

Для нас, логопедов, особенно важна Зона Русского язык, которая разделена на  группы материалов: по расширению словарного запаса, по обучению письму, по введению в грамматику. 

Вашему вниманию предлагается ряд упражнений, основанных на методике Марии Монтессори, способствующих развитию разных сторон и речи и ВПФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnyy_material_dlya_slushateley_kursov.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Материал методики Марии Монтесори в помощь логопедам

Рекомендации по выполнению упражнений:

Все построения на рабочем столе, которые выполняет ребенок, всегда происходят слева направо или сверху вниз. Это приготовит его зрение и руку к процессу письма.

  1. Упражнения для пополнения словарного запаса

Чтобы помочь ребенку пополнить словарный запас Мария Монтессори продумала несколько несложных дидактических материалов, которые можно использовать в общеобразовательной группе. В логике его предъявления ребенку соблюдается принцип от конкретного к абстрактному.

  1. Слова в трех коробочках.

Цель: изучение названий предметов, пополнение словарного запаса.

Ход упражнения: мелкие предметы- игрушки разложены в три коробочки: в красной фигурки животных, в зеленой – листочки, цветы, плоды растений, в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека.

На первом этапе ребенок достает из коробочек предметы- игрушки и называет те, которые знает (если ребенок не знает название того или иного предмета, педагог ему помогает).

На втором этапе все предметы в беспорядке стоят на столе, ребенок, называя их, раскладывает по коробочкам соответствующего цвета.

  1. Игра в карты.

Для игры в карты необходимо приготовить несколько наборов, каждый из трёх серий (животные, растения, предметы, относящиеся к жизни человека), на которых изображено по одному предмету, также контрольные собирательные карточки, на которых есть все предметы, входящие в группу.

Ход упражнения: ребенок выкладывает карточки, распределяя их по группам, затем проверяет выполнение работы, сверяясь с контрольной карточкой.

На первом этапе ребенок соотносит игрушку, раскладывая предметы – игрушки справа, а соответствующую картинку слева от неё.

На втором этапе ребенок распределяет все карточки по группам. Затем самостоятельно сравнивает выполненное построение с контрольными карточками и самостоятельно исправляет ошибки, если они у него есть.

  1. Упражнение на развитие устной речи.
  1. Прозрачные карточки.

Необходимо изготовить прозрачные карточки с рисунками (можно использовать файлы), которые можно накладывать друг на друга. Суть состоит в том, чтобы в определенном порядке расположить ряды из четырёх карточек, объединяя их общим сюжетом, и составлять по ним рассказ.

Ход упражнения: один ребенок кладёт первую карточку и рассказывает, что на ней изображено. Затем другой накладывает на нее свою карточку и дополняет рассказ.

  1. Сенсорные упражнения, помогающие развитию речи.

Огромное  значение в развитии речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности руки. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно соотносится со степенью развития движения пальцев рук. По мере того как развивается, совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов, и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Руки детей привыкают ощупывать предметы и, благодаря этому, приобретают точные движения, глаза получают способность находить сходство предметов с их изображениями, если ухо воспитывается в восприятии ясно и точно произносимых слов, в результате в детях рождается неудержимое стремление использовать все это в столь заманчивой работе – письме.

Наблюдения, какой рукой ребёнок предпочтительнее работает, может помочь определить ведущую руку.

  1. Упражнение «Прищепки в корзине».

Для данного упражнения необходимо иметь корзинку, к которой пристёгнуты деревянные бельевые прищепки.

Ход упражнения: 

Ребенку предлагается брать каждую прищепку тремя пальцами, отстёгивать ее и складывать в корзинку.

Для того, чтобы разнообразить это упражнение, можно их твердого картона вырезать силуэты ёжика, круга, человечка. Ребенок может из прищепок сможет сделать колючки ёжику, лучики солнышку, волосы человечку.

  1. Вышивание на картоне.

Это самое простое упражнение для детей в рукоделии, которое координирует мелкие движения пальцев, точность глазомера и последовательность движений.

Ход упражнения: 

- на первом этапе ребёнку предлагается лист картона, который он просто прокалывает и потягивает нитку до узелка.

- на втором этапе ребенку предлагается картон с нанесённым на нем несложным рисунком и иголка с заправленной ниткой и завязанным узелком. Ребенок должен, прокалывая картон, повторить рисунок ниткой.

3. Упражнение «Катушка».

Для поведения этого упражнения необходимо иметь деревянную катушку с намотанным на неё толстым шнурком или толстой нитью около 1 метра. Можно использовать катушки разного размера для захвата всей ладонью или тремя пальцами.

В данном, казалось бы, простом упражнении ребенок не только учится наматывать нитки на катушку, у него развивается координация движений кисти руки, концентрация внимания, последовательность движений, идет подготовка руки к письму. Наряду с этим активизируется словарь такими словами как катушка, наматывать, разматывать.

Ход упражнения:

- на первом этапе ребенку предлагается размотать нить с катушки;

- на втором этапе ребенок наматывает нить на катушку, совершая круговые движения. Аккуратно намотанная нитка свидетельствует о хорошо выполненной работе.

4. Упражнение «Баночки и коробочки»

Требуется коробка, в которой собраны пузырьки, коробочки, кошелечки и прочие предметы с различными способами открывания – закрывания.

Банки могут быть только белого цвета, но разной величины.

Осваивая это упражнение, ребенок не только учится разнообразным способам открывания и закрывания различных предметов, встречающихся в повседневной жизни, но у него параллельно развивается мелкая мускулатура, концентрация внимания, координационная работа руки и глаз, вырабатывается глазомер. Тренировка пальцев и запястья рук, косвенно готовит рука к письму.

Данное упражнение знакомит детей с новыми словами – названиями тех предметов, которые представлены в наборе (тюбик, флакон, коробок и т.д.), а также названиями способов выполнения действий (закрутить, отодвинуть, застегнуть и т.д.).

Ход упражнения:

- на первом этапе педагог знакомит ребенка с предметами, находящимися в коробке и различными способами открывания емкостей;

- на втором этапе ребенок действует сам, находя соответствующие пары предметов (баночку и ее крышечку);

- на третьем этапе, так как это упражнение позволяет обучить ребенка винтовому движению кисти руки, можно предложить винты с гайками разного размера.

5. Скрепки.

Для выполнения это упражнения требуются геометрические формы, вырезанные из цветного картона и канцелярские скрепки разного цвета и размера.

Простая цель – научить ребенка пользоваться канцелярскими скрепками -  развивает мелкую моторику, координацию движений, готовит руку к письму, развивает фантазию и воображение.

Ход упражнения:

- на первом этапе педагог показывает ребенку, как можно надеть скрепку на картонную фигуру, так чтобы она оказалась и на лицевой и на тыльной сторонах;

- на втором этапе ребенок работает самостоятельно, комбинируя цвет скрепок, их размеры, создавая узоры и орнаменты по контуру фигуры;

- на третьем этапе можно предложить ребенку скрепить канцелярской скрепкой вместе несколько листов бумаги.

6. Свиток.

Потребуется картонный цилиндр диаметром около 5 см, 5-6 резинок для волос, разного цвета, разной длины.

В ходе этого упражнения ребенок не только будет учиться ухаживать за собой и пользоваться резинками для волос, но у него будет развиваться мелкая моторика, координация движений, концентрация внимания.

Ход упражнения:

- на первом этапе педагог показывает ребенку, что для того, чтобы надеть резинку на цилиндр необходимо слегка растянуть ее, разведя пальцы;

- на втором этапе ребенок сам надевает на цилиндр резинки, а затем скатыванием снимает их по одной;

- на третьем этапе ребенку предлагаются резинки разной длины, тогда они надеваются на цилиндр в два – три оборота.

7. Воронка с манкой.

Для поведения это упражнения необходима небольшая миска, на одну третью часть наполненная мелким песком или манной крупой (примерно 1 кг), воронка средних размеров, лучше с ручкой, небольшой совочек.

Это упражнение направлено на самоуспокоение ребенка, гармонизацию его сознания, так как созерцание текущего песка позволяет развивать сосредоточенность. Особенно интересно детям младшего дошкольного возраста. Они заворожено следят за процессом, как за чудом.

Ребенок в ходе это упражнения узнает новые слова: воронка, миска, текущий песок.

Ход упражнения:

- на первом этапе педагог наполняет воронку манкой или песком при помощи совка, а затем, приподняв воронку  над миской, вместе с ребенком наблюдает, как высыпается песок;

- на втором этапе ребенок самостоятельно выполняет это упражнения, следя, чтобы манка или песок не посыпался на стол;

- на третьем этапе можно предложить ребенку пересыпать песок или манку в большую пластиковую бутылку, подобрав к ней воронку.

8. Поиск предметов в миске с крупой.

Для проведения этого упражнения потребуются глубокая устойчивая миска, заполненная какой – либо крупой (гречка, горох, чечевица, пшено, рис) – не более 1 кг и несколько маленьких предметов – игрушки, буквы или цифры из «магнитной азбуки». Чтобы поддерживать интерес и любопытство ребенка предметы необходимо периодически менять.

Детям необычайно приятно возиться, копаться в небольшом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая в ней камушки или спрятанные игрушки. Это благотворно действует на их психику, они успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности.

В ходе данного упражнения дети узнают названия круп, названия предметов – сюрпризов. В зависимости от обучающей или коррекционной задачи педагог может подобрать  предметы для поиска.

Ход упражнения:

- на первом этапе педагог  погружает свои руки в крупу и побуждает ребенка к этому же действию.

- на втором этапе ребенок сам находит спрятанные предметы и в зависимости от поставленной цели выполняет задания с найденными предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные заповеди Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог-психолог.М. Монтессори известна тем, что разработала оригинальную систему сенсорного развития детей, за которую при жизни была номинирован...

Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната

* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...

19 заповедей Марии Монтессори для родителей

Итальянка Мария Монтессори однаи из 4х педагогов ХХ века совершившая революцию в педагогике.Мария Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдумать...

19 заповедей Марии Монтессори родителям. Полезности для родительских собраний;)

В файле содержатся 19 советов великого педагога Марии Монтессори для родителей, желающих своим детям самого лучшего и плодотворного детства. Использовать в ходе родительских собраний)...

Методика воспитания Марии Монтессори

Методические материалы и рекомендации для использования в педагогической деятельности...

Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори

Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори...