Я в мире...мир во мне...
рабочая программа на тему

Кукушина Полина Геннадьевна

Пояснительная записка

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Программа «Я в мире…мир во мне…» адресована социальным педагогам, классным руководителям, всем, кто работает с детьми и рассчитана на помощь им.

Направленность программы: социально-воспитательная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_v_mire.mir_vo_mne.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

Юго-Восточное окружное управление

Государственное образовательное учреждение

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «Школа здоровья» № 1858

109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29                                              e-mail: 1858@mail.ru

Тел: (495) 355-0000, 355-0100                                                                          сайт:  www.co1858.ru

Факс: (495) 355-0000

ДИПЛОМАНТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«ЛУЧШАЯ ШКОЛА РОССИИ», «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

1997-2009г.

Программа: «Я в мире…мир во мне»

                                   

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Концептуальные основы программы.
  3. Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания.
  4. Целевой блок.
  5. Содержание программы и механизмы реализации.
  6. Этапы реализации программы.
  7. Предполагаемый результат.
  8. Мониторинг эффективности программы.
  9. Литература.
  10. Приложение.

Высшим результатом

 образования является

 терпимость.

Хелен Келлер

Пояснительная записка

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Программа «Я в мире…мир во мне…» адресована социальным педагогам, классным руководителям, всем, кто работает с детьми и рассчитана на помощь им. 

Направленность программы: социально-воспитательная.

Актуальность программы:

В современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем, поэтому на первый план выдвигаются ценности и принципы, нужные для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Мне хочется показать различные суждения по поводу толерантности. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое толерантность?

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; во французиком – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов; в китайском – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других; в арабском – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. 

Сегодня внутри России проживает более 180 различных народов, всего в мире насчитывают около 4000 национальностей. Мы все очень разные, с разным цветом кожи, традициями, культурой, мировоззрением. Большинство войн построено именно на национальных противоречиях и непонимании. Терпимость по отношению к людям, которые живут рядом с нами, будь они русскими или иностранными - единственная возможность предотвратить военные конфликты. Недаром 16 ноября 1995г. была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Главный документ в работе школы по данному вопросу является Программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В Программе – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

Новизна: создание и апробация программы, которая является системой формирования толерантности по средствам использования ИКТ технологий, ЦОР, создание мультфильмов, направленных на развитие толерантного отношения к окружающему миру.

Цель: всестороннее развитие, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический рост личности в толерантном обществе.

Задачи:

- создание условий для формирования личности каждого учащегося;

- формирование нравственно-ценностных взглядов учащихся;

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру; приобщение к общечеловеческим ценностям;

- стремление формировать свою среду, свои действия по этическим, эстетическим и культурным категориям, воспитывать видение прекрасного;

- осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;

- формирование классного коллектива как воспитательной системы;

- организация разнообразных видов коллективной, творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

- диагностика, регулирование и коррекция развития обучающихся.

Программа предназначена для детей 5-9 классов.

Основные типы воспитательных занятий: словесно-логические, игровые, трудовые, образно-художественные.

Формы организации воспитательного процесса: классные часы, пресс-конференции, спортивные мероприятия, диспуты, устный журнал, тренинги, круглые столы и т.п.

Формы проведения итогов реализации программы: проекты, плакаты визуализации, оформление музея класса.

Концептуальные основы программы.

Подростковый возраст – важнейший период в психологическом развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, ищет в ней свое место. Направленность формирования его личности зависит от того, как он будет относиться к окружающему миру, себе и другим в этом мире.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса   и одной из форм организации свободного времени учащихся.   Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время   в связи с переходом на новые стандарты второго поколения   происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа «Я в мире…мир во мне…» предназначена для её реализации в 5-9 классах и включает следующие основные направления в развитии толерантности:

- знакомство детей с принципом уважений человеческого достоинства всех без исключения людей;

- усвоение того, что каждый человек – уникальная личность, уважение различий между людьми;

- педагогически последовательное постижение учащимися идеи взаимодополняемости  как  основной черты существующих различий,

учащимся важно понять, что их различия, в идеале, должны выступать как дополняющее друг друга элементы, как своеобразный подарок каждого из них обществу в целом;

 - усвоение принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей, как мы убедились, следует приучить к совместному решению проблем и разделения труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Таким образом, итогом реализации программы «Я в мире…мир во мне…» является:

- социально адаптированный ребёнок;    

- ребёнок, успешно взаимодействующий  в классном коллективе, в других социальных группах;

- ребёнок, умело противостоящий нетерпимости, враждебному отношению.

Основным элементом  созданной системы воспитания культуры толерантности взаимоотношений в классном коллективе стали тематические (поклассные) блоки – модули (далее представляем  их  краткую характеристику).

     Исходя из выдвинутой цели и проектируемых результатов, оптимальным вариантом реализации программы мы определили систему коллективных творческих дел в каждом классе на протяжении 5 лет.  

Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания.

Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. Подростковый возраст весьма сложен для учебно-воспитательных воздействий. В основе трудностей лежат особенности физиологических процессов, происходящих в организме подростка, и их отражение в общем развитии, что приводит к значительной неуравновешенности его поведения, легкой возбудимости нервной системы и даже отдельным срывам. У детей этого возраста при быстром росте трубчатых костей наблюдается некоторое отставание в росте мышц, что приводит к известной угловатости и неловкости движений. Отмечается некоторая нерегулярность в снабжении кровью головного мозга, что вызывает повышенную раздражимость и быструю утомляемость.
В этот период развивается чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда - известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему. Значительно расширяется круг интересов подростка. Он увлекается чтением приключенческой литературы, фильмами с героической тематикой, его тянет к общению с интересными (с его точки зрения) людьми, в числе которых оказываются иногда и не самые достойные.
Появляется интерес к профессиям. Подростки начинают задумываться о выборе пути по окончании школы. Усиливаются патриотические чувства, мечты о подвигах.
Усиливается и потребность в общении со сверстниками. Дружеские связи и привязанности становятся более устойчивыми и крепкими. Причем в основе их возникновения часто лежит общность интересов и увлечений. Дружба между девочками и мальчиками в этот период возникает реже, хотя у них начинает проявляться взаимный интерес.
В воспитательной работе с подростками особое значение имеют чуткость и такт, проявление уважения, к праву на самостоятельность (в рамках соблюдения общих требований, предъявляемых школой и родителями). Большую, роль может сыграть в этот период пробуждение у подростков интереса к самовоспитанию, и прежде всего на основе стремления подражать любимым героям. Этот же интерес следует использовать для правильного выбора профессии, если подросток уже должен решать вопрос об этом к моменту окончания 9 класса, и выбора пути завершения полного среднего образования.

Целевой блок.

Цели воспитательной работы: всестороннее развитие, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический рост личности в толерантном обществе.

Задачи воспитательной работы:

создание условий для формирования личности каждого учащегося;

- формирование нравственно-ценностных взглядов учащихся;

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру; приобщение к общечеловеческим ценностям;

- стремление формировать свою среду, свои действия по этическим, эстетическим и культурным категориям, воспитывать видение прекрасного;

- осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;

- формирование классного коллектива как воспитательной системы;

- организация разнообразных видов коллективной, творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

- диагностика, регулирование и коррекция развития обучающихся.

Принципы воспитательной работы:

- много знать – престижно;

- помогать друг другу – нормально;

- готовить дело по чужому сценарию – невозможно;

- жить в неуютной обстановке – нельзя;

Содержание программы и механизмы реализации.

     Все представленные блоки- модули программы разработаны с учётом возрастных особенностей детей, а также наиболее типичных проблем, выявленных в ходе диагностики. Каждая ступень обучения, каждый блок- модуль есть относительно самостоятельная подпрограмма, имеющая своё наименование, свою относительно самостоятельную логику осуществления.

5 класс «Моя семья».

 Поскольку для детей 10-11 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, мы ориентируемся в своей работе нате доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, стремимся активно привлекать родителей к делам класса.

Все эти действия, как мы полагаем, помогут пятиклассникам легче перенести адаптационный период при переходе из начальной школы в  основную.

    Основная цель воспитательного процесса в 5 классе –

помощь каждому ребёнку в осознании неповторимости  своей личности, а  в  равной мере – уникальности каждого одноклассника.

    Среди реализуемых форм работы в программе «Я  и моя семья»:

- классный час «Вселенная под названием «Я»;

- однодневный поход (совместно с родителями);

- День бабушек (в рамках декады пожилых людей);

- пресс- конференция  «Мир наших увлечений »;

- классный час «Моя семья»;

- читательская конференция по сказкам Г.Х.Андерсена

(«История одной матери», «Гадкий утёнок», «Детская болтовня»);

- спортивный праздник «Папа, мама я - спортивная семья»;

- классный час «На кого я хочу быть похожим»;

- конкурс сочинений « О дружбе»;

- родительское собрание по итогам учебного года (совместно с детьми) «Вот и стали мы на год взрослей».

6-й класс. «Я и другие».

 Для младших подростков приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в  учебно – воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.

      Целью воспитательного процесса в 6 классе  становится воспитание чувства сплоченного коллектива.

    Среди предлагаемых форм работы:

- классный час «Ты да я, да мы с тобой»;

- составление Декларации прав и обязанностей учеников 6 класса;

- аукцион «Книга рекордов нашего класса»;

- диспут «Легко ли быть настоящим другом»;

- читательская конференция «Один за всех и все за одного»;  

- КВН « Наш класс»;

- праздник «Мисс и мистер класса»;

- классный час «Серьезный разговор о простых вещах;

- устный журнал «Наш класс через 20 лет»;

- подготовка и участие в фестивале искусств;

-праздник «День класса».  

    Следует отметить, что,  кроме перечисленных мероприятий  в жизни класса существует ещё много дел, способствующих сплочению коллектива.

7-й класс. «Я и мир вокруг».

 К 12-13 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К  сожалению, желание получить  одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых ребят, что ведёт увеличению конфликтных ситуаций в классе.            

     Поэтому целью воспитательного процесса в 7классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта,  завершать его справедливо и без насилия.

Предлагаем формы работы:

- классный час «О правах и обязанностях ребёнка»;

- психологическая игра «Необитаемый остров»;

- защита плакатов на тему «Курильщиками не рождаются, курильщиками умирают»;

- психологический тренинг «Научись управлять собой»;

- пресс конференция (с участием родителей)  «Однажды в моём классе…»;          

- психологический тренинг «Учимся договариваться»;

-встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений;

- классный час «Взаимоотношения с окружающими»;

- читательская конференция по книгам А.де Сант-Экзюпери «Маленький принц» и

В. Железнякова  «Чучело»

- игровая программа «Час общения».          

                     

8–й класс. «Вместе лучше».

 У подростков возникает острый интерес к представителям противоположного пола и желание нравиться.  Несмотря на известную противоречивость в способах выражения отношений между мальчиками и девочками в этом возрасте, необходимо  помнить, что 13-14 годам испытывают первую юношескую  любовь. И хочется, чтобы эти первые серьёзные отношения остались чистыми и романтическими.

 Поэтому с ребятами обсуждают с ребятами фильмы и книги, посвящённые юношеской любви, рассказывать о возвышенной любви  в жизни великих людей прошлого и     настоящего.

       Целью воспитательного процесса в 8 классе становится таким образом, формирование толерантных отношений между мальчиками  и девочками, развитие желания становится лучше,  самосовершенствоваться.

      Предлагаем формы работы:

-диспут «Возможна ли настоящая дружба между мальчиками и девочками?»;

- ситуативная игра «Как должны вести себя истинные леди и джентльмены?»;

- устный журнал   «Наши девочки» (готовят мальчики);

- устный журнал «Наши мальчики» (готовят девочки);

- классный час «Существуют ли рыцари в наши дни?»;

- классный час «Десять великих женщин»;

- игра «Любовь с первого взгляда»;

- классный час «Толерантность в современном обществе».

 Следует отметить, что в любой школе в феврале и марте проводится множество общешкольных мероприятий, направленных на укрепление отношений между мальчиками и девочками (рыцарский турнир). Хотя общешкольные мероприятия  не включены в предлагаемый план работы, участие  в них восьмиклассников, конечно же, предполагается как само собой разумеющееся.

9 класс. «Жизнь в многоликом мире».

14-15 лет – время, когда у подростка, благодаря общению со сверстниками  и взрослыми людьми, активно формируется внутренняя позиция личности. Огромное влияние на воспитание личности оказывает средства массовой информации. Ребята в этом возрасте неплохо  ориентируются в социальной, политической, культурной  жизни общества.

Поэтому в 9 классе целесообразно вести разговор о тех видах нетерпимости, которые можно квалифицировать  как нарушение прав человека, как преступление против человеческого общества  на основе религиозных, национальных половых  и других различий.

       Целью воспитательного процесса в 9классе  становится осознание  многоликости окружающего мира и себя как части этого мира.

       Предлагаем формы работы:

- диагностика учащихся (методика незавершённых предложений, методика « Система ценностных ориентаций  для учащихся 9-11 класса »)

- классный час «Жизнь в многоликом мире»;

- интеллектуальная игра «Религия мира»;

- экскурсия «Дорога в мечеть»;

- « круглый стол» «Планета просит о помощи»;

- просмотр и обсуждение фильма «Обыкновенный фашизм»;

- устный журнал «Социальные преступления против людей» (геноцид, Холокост  и др.);

- классный час «Благородная жизнь; жизнь ради людей»;

- классный час «Лица русской национальности»;

- пресс-конференция «Каким я хочу видеть этот мир через 20 лет?»;

- праздник «Все флаги в гости будут к нам ».

Этапы реализации программы.

этап

содержание деятельности

Сроки

ответственные

I этап

Диагностический

1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса,

2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы.

сентябрь 2011 г.

Классный руководитель

II этап

Прогностический

1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия,

2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела.

сентябрь 2011 г.

Классный руководитель педагог-организатор

III этап

Организационный

1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год),

2) реализация концепции программы  

3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций,

4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания.

сент. (ежегодно)

2011-2012гг.

Классный руководитель.

IV этап

Практический

1) Создание системы воспитательной работы,

2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы,

3) укрепление и накопление классных традиций,

4) усиление внимания к развитию личности обучающихся,

5) отработка единой воспитатель-ной системы класса,

6) анализ результатов мониторинга

воспитательной работы.

I полуг.

2011

-

2012 г.

Классный руководитель

V этап

Обобщающий, демонстрац.

1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовер-шенствованию,

2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса,

3) анализ реализации программы, определение перспектив дальней-ших действий.

II полуг.

2011

-

2012 г.

Классный руководитель

Предполагаемый результат.

  1. «Моя семья».
  • Понимать неповторимость своей личности, а в равной мере – уникальность каждого одноклассника;
  •  Ценить членов семьи, традиции.

2. «Я и другие».

  • Привить мысль о том, что каждый из учеников играет важную роль в организации, называемой классным коллективом;
  • Овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками;
  •  Воспитание чувства сплоченного коллектива.
  1. «Я и мир вокруг».
  • Овладения учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях;
  • Делать морально-нравственный выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его;
  • Формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

4. «Вместе лучше».

  • Формирование толерантных отношений между мальчиками и девочками;
  •    Развитие желания самосовершенствоваться.
  1. «Жизнь в многоликом мире».
  • Осознание многоликости окружающего мира и себя как части этого мира;
  • Сформировать жизненную позицию ребёнка

Мониторинг эффективности программы.

Критерии

Показатели

Методики

1.Интеллектальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска.

Анализ текущей и итоговой аттестации.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) -5-6 классы.

2. Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся.

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.

Педагогическое наблюдение.

3 Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

«Я в глазах других» (анализ портфолио).

Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Педагогическое наблюдение.

4. Развитость креативных способностей

1.Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству.

Тест П. Торранса.

Педагогическое наблюдение.

5. Сформированность классного коллектива.

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2.Сформированность индивидуальности классного коллектива.

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Социометрия.

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества.

1. Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности в классе.

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения.

                                               

Литература

  1. Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
  2. Работа классного руководителя. Методическое пособие. Москва 2005 г.
  3. Воспитание сельского школьника. Байбородова Л.В., Чернявская А.П.. Москва 2002 г.
  4. Справочник для заместителя директора школы по воспитательной работе. Москва 2002 г.
  5. Научно-методический журнал “Классный руководитель” № 3 Москва 2003 г.
  6. Организация воспитательной работы в классе. Созонов В.П. Москва 2000 г.
  7. Воспитательная работа в школе. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
  8. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск»,2002 г.
  9. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002
  10. Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. « Школьная пресса», 2002.
  11. Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов – на Дону: ТЦ «Учитель», 2001.
  12. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.
  13. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М. «Педагогический поиск», 2000г.
  14. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
  15. Дружинин И.А. Заботы и радости классного руководителя. М. «Просвещение»,1982.
  16. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М. «Просвещение», 1984.
  17. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
  18. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М. «Просвещение», 1978.
  19. Макаренко А.С. О воспитании. М. 1988.
  20. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М. 1997.
  21. Журнал «Классный руководитель» (1997 – 2005 гг.)
  22. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. (1 – 4 кл.) М. 2003.
  23. Дереклеева НИ. Родительские собрания. (1 – 4 кл.). М. 2004.
  24. Иванов АВ. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры. М. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к урокам "ТЭК мира. Горнодобывающая промышленность мира"

Презентация содержит статистический материал, позволяющий продемонстрировать развитие топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли мира по регионам и странам мира, вырабатывать у учащи...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Зачетная тестовая работа по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира»

Зачетная работа в 11 классе по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира».Учебник Максаковский В.П. География. 10 класс...

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...