Использование Интернет ресурсов при подготовке к урокам
материал на тему

Полушкина Мария Ивановна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

Доклад

на тему «Использование Интернет ресурсов при подготовке к урокам»

            Учитель: Полушкина М.И.

Г. Саранск

2012 - 2013  учебный год

       Тема моего доклада посвящена актуальной проблеме использования Интернет-ресурсов на уроках. Для учителя и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Вместе с тем, мы понимаем, что интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока. Или он становится именно тем проводником, который откроет возможности интернет для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования, или школьники сами будут осваивать это пространство, зачастую "запутываясь в сетях".
      Основной формой в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности интернет в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленный на достижение целей образования. Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:

  • коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог, дискуссия);
  • исследовательскими (ведущие метод - проблемное обучение, метод проектов; организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций);
  • игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).

   Также эффективны нетрадиционные формы уроков: пресс-конференция, уроки-фестивали, интегрированные уроки.

 

     Коммуникативная технология проектируется учителем, в процесс разработки включены и учащиеся, что позволяет успешно реализовать все этапы.
   Подготовительные материалы в виде клише, выражений, предложенные учителем, помогают слабым ученикам "быть на уровне", сильные могут проявить творчество и предложить свои варианты.
   Деятельность учеников основана на личностных интересах.
   Учитель, готовясь к уроку, продумывая условия диалогического взаимодействия, может следовать определенной модели процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса. Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:

  • разработка структуры коммуникативной ситуации,
  • проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке,
  • участие в учебном диалоге,
  • рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.

   Представленный пример разработки урока позволяет также иллюстрировать создание коммуникативной ситуации.
   Под созданием
коммуникативной ситуации в широком смысле понимают систему условий, которые обладают побудительной силой и требуют от субъекта действия активного участия. Это конкретный жизненный эпизод, содержанием которого являются:

  • актуализация проблемы, требующая иного типа ориентации в построении своего действия,
  • переживание и осмысление условий и обстоятельств (ситуация близка по возрастным, индивидуальным особенностям),
  • принятие решения, выбор оснований собственных действий на альтернативной основе; поиск дополнительных материалов, анализ, отбор;
  • построение собственного действия на основе нового типа ориентировки (готовых решений нет, есть необходимость занять ту или иную позицию).


   Урок, построенный в любой технологии, имеет базовую модель. Она состоит из
организационного этапа, цели которой - ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме. Главным для этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление ребенком того, что он уже знает к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации (прогнозирование). Теперь, когда цели поставлены, предстоит решить, как действовать (добывать нужную информацию). С этого момента начинается основной этап урока - работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для поиска ответов и решений поставленных проблем в начале урока. На этом этапе особая роль учитель особенно внимательно проектирует детали, методические приемы, ему отводится особая роль, ведущая, но в неявной форме, поскольку инициатива должна принадлежать ученикам. Здесь им продуманы, во-первых, варианты использования различных средств информационной технологии, круг тематических ресурсов интернет (электронные энциклопедии, тренажеры, СМИ в печатном и электронном видах, материалы веб-сайтов по теме, таблицы, графики, схемы, модели), источником информации может стать ученик или группа учащихся, предъявляемая на уроке результаты собственных исследований. Во-вторых, учитель продумывает и организует с учащимися сам процесс работы с источниками информации. При этом следует помнить, что процесс восприятия информации - процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ученик выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде. На этом этапе происходит структурирование учебной информации: либо она дробится, либо укрупняется, здесь дети используют свои умения переводить текстовую информацию в изобразительную и наоборот, опираясь при этом на графические организаторы.
   Учитель на этом этапе использует различные методические приемы и именно по их характеру мы соотносим, в какой технологии смоделирован урок. Если на основном этапе имеет место прием взаимообучения или обсуждение в группах, то это урок, построенный в коммуникативной технологии. Если начинается игра, где на основе полученной информации надо принять решение и обосновать свой выбор, понятно, что учитель выбрал игровую технологию. Если ставится эксперимент, опыт, решается определенная проблема - это исследовательская технология.
   Третий этап базовой модели - это
завершающая стадия урока. Ее цель - обобщение и рефлексия. Для обобщения следует вернуться к тем задачам, проблемам, которые были поставлены в начале урока, и учащиеся должны дать ответ об их реализации, вычленив главные понятия и умения. Для осуществления рефлексии следует, вновь вернувшись в начало урока, выяснить, какие затруднения возникали в начале урока, каким образом они разрешены, а какие вопросы остались без ответа, открытыми. Значит, поиск ответов на них и составит основу мотивации для домашнего задания: познакомиться с материалом учебника, или организовать самостоятельный информационный поиск. Таким образом, возможно, дифференцированно подойти к домашнему заданию, на основе индивидуального усвоения учеником материала урока.
   Таким образом, базовая модель урока начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой для учащихся и ведет к полному усвоению знаний, направлена на развитие ключевых компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)

Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...

Программа элективного курса "Использование Интернет-ресурсов при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по математике"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма ор...

использование интернет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ

В статье описаны возможности использования некоторых интернет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ, тестированию, организации повторения по математике....

Консультация для педагогов «Использование интернет ресурсов при подготовке к аттестации».

Материал консультации представляет собой небольшой анализ некоторых популярных сайтов  работников образования  и возможности их использования при подготовке к аттестации....

"Использование интернет-ресурсов для подготовки учащихся 9, 11 классов к экзамену по русскому языку."

Обобщение опыта работы при подготовке учащихся 9, 11 классов к экзаменам....

Презентация на тему: "Использование интернет – ресурсов для подготовки к ЕГЭ"

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связ...

Использование интернет ресурсов при подготовке уроков технологии

В данной презентации содержатся краткие сведения о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)...