ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 7-10 лет
рабочая программа на тему

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышления, внимания, сообразительности.

Среди всех видов деятельности, считаю, что именно эти занятия наиболее способствуют развитию умственных способностей ребят, коррекции познавательных процессов и эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_umeltsy_2013_god_7_-_10_let.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» г ОТРАДНОЕ

УТВЕРЖДАЮ                                                                         РАССМОТРЕНА

Директор ЦВР г. Отрадное                                                    на Педагогическом совете

___________Т.Н. Голенькова                                                Протокол №_____

Приказ №  _____                                                                     «__»_______2013 г.  

«___»_____________2013 г                                                  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юные умельцы»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации:  3 года

Составил:

Педагог дополнительного образования

Тимохова Людмила Викторовна

Отрадное

2013 г


Пояснительная записка

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышления, внимания, сообразительности.

Среди всех видов деятельности, считаю, что именно эти занятия наиболее способствуют развитию умственных способностей ребят, коррекции познавательных процессов и эмоциональной сферы.

Во время занятий дети становятся спокойнее, внимательнее. Ребята забывают в этой работе свои неприятности, обиды. Многие из детей увлекаясь рукодельем, учатся мечтать о добром.

Изготовление прекрасных поделок дает обучающимся чувство удовлетворенности. Развивается способность решать начатое дело. Эти моменты рождают в детях чувство собственного достоинства, положительное настроение. Ведь ребенок, создающий собственными руками красоту уже значительно меньше раздражается, злиться, обижается. Стремление к прекрасному,  ребенок переносит и на другие сферы деятельности.  Основа, из которых является учеба.  

Программа «Юные умельцы» была создана на основании социального заказа:  родителей и педагогов начальной школы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы заключается в приобщении ребенка к творчеству, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях.

Педагогическая целенаправленность заключается в том, что большое внимание в работе уделяется коллективно-творческой деятельности, которая является мощнейшим педагогическим инструментом, соединяющим желание детей сделать конкретную совместную работу и возможность педагога побудить их к совместному планированию и ответственности каждого за результат.

Отличительной особенностью данной программы по сравнению с другими программами является ее содержание: создание изделий определенного уровня, путем применения простейших технологий. Акцент делается не на сложность техники, а возможность ребенка самостоятельно выполнять изделия. При общении детей к ручному труду способствует воспитанию, усидчивости, трудолюбию, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Изготовлению изделий могут обучаться дети по возрастам:

  • 7-8 лет
  • 8-9 лет
  • 9-10 лет

На первых занятиях руководитель знакомит детей с историей появления материалов и инструментов, с правилами охраны труда и безопасности.

Значения и понимания условных обозначений поможет детям зарисовать схемы последовательности изготовления изделия и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах. Руководителю следует систематически, особенно на первых занятиях, обращать внимание обучающихся на правильное положение рук, на четкое выполнение инструкционной карты. В процессе работы знакомится с основами цветоведения, что положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.

В целях воспитания общественной активности им предлагается изготовление сувениров. Заканчиваются занятия подведением итогов работы.

В основу моей работы по обучению декоративно- прикладному искусству положено последовательное овладение приемами изготовления изделий с постепенным усложнением заданий по годам обучения.

В нее входит:

  1. Работа по подбору материала по цвету, толщине, качеству
  2. Ознакомление с назначением инструментов и оборудования
  3. Оформление образцов изделий
  4. Зарисовка схем технологии изготовления с использованием технологических карт
  5. Чтение схем технологических карт
  6. Изготовление изделий по этим картам
  7. Посещение выставок по декоративно-прикладному искусству
  8. Изучение журналов по рукоделью
  9. Участие в выставках декоративно-прикладного искусства различного уровня

Занятия проводятся в специально отведенной кружковой комнате оснащенной необходимыми материалами, оборудованием, литературой.

Детям даются подробные инструкции по подбору инструментов и материалов. На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелких мышц рук.

Занятия проводятся один раз в неделю по два часа, семьдесят два часа за год.

Наполняемость:

  • Первый год обучения – 15 человек
  • Второй год обучения – 13 человек
  • Третий год обучения – 11 человек

Большое значение на занятии имеет индивидуальный подход. Подбирается такое задание для ребенка, чтобы каждый с ним справился. Так подчеркивается личная значимость ребенка, повышается его самооценка.

То поскольку формирование личности осуществляется в постоянно творческой активности, то развитие творческих потребностей и способностей в сочетании тренировкой психики в динамике общения помогает воспитанию личностных качеств у детей.

Необходимо учить детей выслушивать и понимать то, что говорит другой, тренировать умение неагрессивно выразить свое требование, свое порицание или одобрение – это и есть цель психотренинга.

В психотренинге дети учатся саморегуляции:

  • Релаксации (умению расслабляться)
  • Умению давать самому себе давать положительную установку (дети рассказывают о себе и своих проблемах)

Элемент обсуждения, высказывания каждого ребенка играет немаловажную роль в развитии его личностного самосознания.

Сочетание творческого труда с психотренингом снимает нервное напряжение, способствует овладению навыками саморегуляции и тренажа психики, корректирует межличностное общение.

Цель программы - Развитие личности ребенка, способного к самовыражению, через овладение различными видами ручного труда.

Основные задачи:

Обучающие задачи:

  1. Научить детей основным приемам работы: с материалами (бумагой, тканью, нитками, пластилином); инструментами (ножницами, стекой, иглой, крючком).
  2. Освоить основные образцы по изготовлению изделий по ручному труду.
  3. Дать сведения об истории возникновения материалов, инструментов, русских ремесел.
  4. Обучить построению чертежей выкроек изделий.
  5. Познакомить детей с техникой безопасности при работе с инструментами и материалами.
  6. Готовить детей к профессиональному изготовлению изделий.
  7. Учить планировать свою работу.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мотивацию к ручному труду.
  2. Развивать творческие способности, активность, настойчивость в достижении результата.
  3. Развивать чувство сопереживания к неудачам товарищей, взаимопомощи.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе.
  2. Воспитывать добросовестное отношение к труду, аккуратность, внимание, усидчивость, способность преодолевать препятствия в работе.
  3. Сформировать чувство патриотизма.
  4. Воспитывать творческое отношение к работе.

Педагогические методы и средства

  1. Словесные методы (объяснения, пояснения, групповые и индивидуальные беседы).
  2. Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:

- объяснительно-иллюстрированный метод;

- репродуктивный метод;

- частично-поисковый (эвристический) метод.

  1. Методы стимулирования активности детей:

- поощрение и похвала;

  • чередование видов деятельности.
  1. Метода воспитания:
  • воспитание словом;
  • воспитание делом;
  • воспитание игрой;
  • воспитание общением;
  • воспитание отношениями.
  1. Методы воспитания и развития:
  • самостоятельная работа;
  • коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности.
  1. Методы контроля и самоконтроля:
  • контрольные задания – кроссворды, тесты;
  • самооценка.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

1 год обучения

Знают:

- основы цветоведения

- краткие сведения по материаловедению.

- основные исторические сведения о возникновениии бисероплетения, вышивки, вышивки лентами, истории бумаги и техники изонить.

- технику безопасности при работе с ножницами,  иглой,  стекой.

- приемы работы с бумагой, нитками, лентами, бисером.

Умеют:

- применять основные приемы работы с бумагой, нитками, лентами, бисером.

- пользоваться инструментами, готовить их к работе.

- делать изделия из бумаги, ниток, лент, бисера.

2 год обучения

Знают:

- основы цветоведения

- краткие сведения по материаловедению.

- исторические сведения о появлении инструментов,

- основные сведения по технике вышивки лентами, бисероплетения, изонить.

- правила составления и выполнения в цвете сложных узоров.

Умеют:

- пользоваться  инструментами необходимыми для работы с определенным материалом и умеют подбирать.

- пользоваться красками при составлении узора,

- выполнять основные ручные швы,

- составлять композицию будущего изделия

- применять основные приемы работы с бисером, бумагой, лентами, нитками.

изготовлять подарки, используя навыки и умения приобретенные ранее.

3 год обучения

Знают:  

- историю инструментов:  ножниц, игл

- правила организации рабочего места.

- последовательность работы по технологическим картам.

Умеют:  

- построить несложный  чертеж  для  изготовления  изделия  из  бумаги ,  ниток, лент, бисера,

- делать разметку на глаз, по контуру, по трафарету, циркулем, через копировальную бумагу.

- читать инструкционную карту.

- делать сувениры по собственному замыслу с применением полученных знаний.

Срок реализации программы 3 года. Занятия проходят группой 15 человек 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного занятия 45 минут.

На мой взгляд, в первую очередь результатом работы можно считать желание ребенка и далее заниматься созданием творческих работ, а уже потом приобретение конкретных практических навыков изготовления того или иного изделия (перенести )                                     

УЧЕБНО-МЕТОДИТЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Основы цветоведения

2

1

1

3

Материаловедение

2

1

1

4

Работа с бумагой

12

1

11

5

Работа с нитками

10

1

9

6

Работа по вышивке

10

1

9

7

Изонить

6

1

5

8

Вышивка лентами на картоне

10

2

8

9

Аппликация

6

1

5

10

Бисероплетение

12

2

10

Всего:

72

12

60

УЧЕБНО-МЕТОДИТЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Основы цветоведения

2

1

1

3

Материаловедение

2

1

1

4

Работа с бумагой различного назначения

12

1

11

2

Работа с нитками

6

1

5

3

Вышивка «Изонить»

8

1

7

4

Плетение из бумаги

8

1

7

5

Вышивка лентами

8

2

6

6

Аппликация

14

2

12

7

Бисероплетение

10

2

8

                  Всего:

72

13

59

Учебно-тематический план.

3 год обучения.

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Материаловедение

4

2

2

3.

Основы цветоведения

4

2

2

4.

Основные приемы вязки крючком

15

4

11

5.

Основные приемы ручных швов

15

4

11

6.

Ткачество на пальцах

15

4

11

7.

Изготовление сувениров

17

3

14

                             

Всего:

72

20

52

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой 1 года обучения, используя иллюстрации изделий из бумаги, ниток, бисера, лент.

Практика: Рассматривание журналов «Валентина», «Анна», «Креатив».

2. Цветоведение

Теория: Знакомство с понятием «цветового спектра». Основные цвета. Материалы: акварельные краски, кисти, бумага, вода.

Практика: Рисование акварельными красками, используя смешивание цветов.

 3. Материаловедение

Теория: Знакомство со свойствами бумаги, ниток, бисера, лент.

Практика: Изготовление каталога видов бумаги.

4. Работа с бумагой(12 часов):

Теория: Беседа: «История бумаги», объяснения, показ, рассматривание образца;

материалы: бумага цветная, картон;

инструменты: ножницы, клей, трафареты, простые карандаши, линейки; способы изготовления: разметка на бумаге, обведения трафарета, сгибание бумаги по инструкционной карте, плетение полосок из бумаги; контроль – кроссворд.

Практика:    

4.1. – 4.2. Упаковка для подарка. Коробочка из картона.

4.3. – 4.4. Изготовление лодочки из бумаги.

4.5. – 4.6. Поделка из бумаги «Конь».

4.7. – 4.8. Изготовление новогодних украшений из бумаги.

4.9. – 4.10. Плетение из бумаги «сердечко-валентинка».

4.11. – 4.12. Плетение из бумаги «Ёжик».

5. Работа с нитками (10 часов):

Теория: Беседа: об изготовлении ниток из шерсти; выбор ниток для плетения, пришивания пуговиц, объяснения, показ, рассматривание образца;

материалы: нитки для вязания, катушечные №40 разных цветов, пуговицы цветные;

инструменты: иглы, ножницы, портновские булавки, нитковдеватели, вспарыватели.

способы изготовления: обвитие ниток на рамке, плетение способом дерганье, связывание ниток между собой, пришивание пуговиц, сшивание тканей; контроль – тестирование

Практика:

5.1. – 5.2. Рамка для фотографии «Листок».

5.3. – 5.4. Плетение из ниток закладки (способ дёрганье).

5.5. – 5.6. Изготовление куклы из ниток.

5.7. – 5.8. Пришивание пуговиц с двумя дырочками «Подставка под горячее»

5.9. – 5.10. Брелок для ключей из ткани

6. Работа по вышивке (10 часов):

Теория: вышивка на картоне и на ткани, история ее возникновения, ее назначение; выбор ниток для вышивки; объяснения, показ, рассматривание образца;

материалы: иглы для вышивания, нитки мулине, цветной картон, рисунки для вышивки по картону и ткани, ткань для вышивки, простые карандаши, копировальная бумага;

инструменты: иглы, ножницы, портновские булавки, простые карандаши, нитковдеватели, вспарыватели.

способы изготовления: вышивка по картону и ткани; контроль – кроссворд.

Практика:

6.1–6.4. Вышивка по картону «Звери».

6.5. – 6.10. Вышивка на ткани нитками мулине «цветы».

 

7. Изонить (6 часов):

Теория: История вышивки «Изонить»,  объяснения, показ, рассматривание образца, нанесение рисунка на картон с помощью линейки и циркуля, заполнение круга, угла по цифрам, прокалывание дырочек иглой по рисунку;

материалы: нитки мулине, цветной картон, рисунки для вышивки, толстая ткань.

инструменты: простые карандаши, иглы для вышивания, портновские булавки.

способы изготовления: вышивка по картону и ткани; контроль – кроссворд.

Практика:

7.1. – 7.2 Открытка - «Вечный огонь».

7.3. – 7.4. Рыбка.

7.5. – 7.6. Колокольчики

               

8. Вышивка лентами на картоне (10 часов)

Теория: познакомить с техникой безопасности в работе с иглами для вышивки лентами, пользоваться трафаретом, делать разметку узора.

Материалы: ленты, бумажные тарелочки,

Инструменты: карандаши простые, иглы для вышивки лентами.

Способы изготовления: нанесение рисунка простым карандашом, по трафарету нанести точки, вышивка лентами по точкам.

Практика:

8.1. – 8.2. мяч

8.3. – 8.4. яблоко

8.5. – 8.6. колокольчики

8.7. – 8.8. солнышко

8.9. – 8.10. Катюша

9. Аппликация (6 часов):

Теория: объяснение составления композиции из элементов цветов, листьев, шаров; показ обводки по трафарету и вырезывание деталей;

материалы: цветная бумага, клей, тонированная  бумага А-2;

Инструменты: ножницы, трафареты цветов, шаров, листьев, простые карандаши.

способы изготовления: рисование на цветной бумаге по трафарету, вырезывание деталей, наклеивание на тонированную бумагу, составление композиции; контроль – тестирование

Практика:

9.1.- 9.2. Аппликация по изготовлению поздравительной открытки учителю (коллективная работа).

9.3 - 9.4. Аппликация. Изготовление открытки ветеранам-блокадникам.

9.5. - 9.6 Аппликация. Изготовление открытки ветеранам ВОВ.

10. Бисероплетение (12 часов)

Теория: познакомить с техникой низания биссера на проволоку.

Материалы: бисер разного цвета и размера, проволока тонкая, схемы на каждого ребенка.

Способы изготовления: нанизание бисера  на проволоку по схеме.

Практика:

7.1 – 7.4 Ящерица

7.5. – 7.8. Рыбка

7.9. – 7.12. Человечек из стекляруса.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой 2 года обучения, используя иллюстрации изделий из бумаги, ниток, бисера, лент.

Практика: Рассматривание журналов «Валентина», «Анна», «Креатив».

2. Цветоведение

Теория: Цветовой спектр. Основные цвета. Промежуточные цвета, оттенки. Материалы: акварельные краски, кисти, бумага, вода.

Практика: Рисование акварельными красками, используя смешивание цветов.

 3. Материаловедение

Теория:  Повторение материала по теме «Свойства бумаги», «Бисер», «Ленты». Знакомство со свойствами шелковых и хлопковых ниток.

Практика: Различие бумаги на ощупь. Изготовление каталога видов ниток, лент.

4. Работа с бумагой (12 часов):

Теория: Беседы об -  «История оригами», «История ножниц»,  «История игл, булавок», объяснения, показ, рассматривание образца;

материалы: бумага цветная, картон;

инструменты: ножницы, клей, трафареты, простые карандаши, линейки;

способы изготовления: разметка на бумаге, обведения трафарета, сгибание бумаги по инструкционной карте;  техника безопасности работы с колющими и режущими инструментами; контроль – кроссворд.

 

Практика:    

4.1 – 4.2. Оригами «Осенний букет».

4.3 – 4.4. Оригами «Стрелочка».

4.5 – 4.6.  Оригами «Солнце дружбы»

4.7. – 4.8. Посуда из полос гофрированной бумаги

4.9 – 4.10. Кукольная мебель из бумаги

4.11 – 4.12. Карандашницы из бумаги и картона

5. Работа с нитками (6 часов):

Теория:  Беседы  об изготовлении ниток из хлопка, шелка; рассматривание и сравнивание ниток разного качества; выбор ниток для плетения; объяснения, показ, рассматривание образца;

материалы: нитки для плетения разных цветов;

способы изготовления: обвитие ниток на рамке, косое плетение, плетение на дощечках, контроль – тестирование.

Практика:

2.1. – 2.2. Плетение из 4 ниток 2-х цветов.

2.3. – 2.4. Косое плетение из ниток двух цветов.

2.5. – 2.6. Рамка для фотографий форма по замыслу детей

6. Изонить ( 8 часов)

Теория:  Определение вышивки «Изонить»,  объяснения, показ, рассматривание образца,

материалы: нитки мулине, цветной картон, рисунки для вышивки;

инструменты: иглы для вышивания, портновские булавки, ножницы.

способы изготовления: нанесение рисунка на картон с помощью схем; прокалывание дырочек иглой по рисунку, вышивка по картону, заполняя углы и окружности в определенном порядке; контроль – кроссворд.

Практика:

6.1. – 6.2. Закладка на картоне

6.3. – 6.4. Котенок на бархатной бумаге

6.5. – 6.6. Зайчик

6.7. – 6.8. Сердечко

7. Плетение из бумаги (8 часов):

Теория: Объяснение, показ, рассматривание образца; беседа о применении плетения из бумаги

материалы: бумага цветная,  

инструменты: ножницы, трафареты, простые карандаши, линейки;

способы изготовления: разметка на бумаге, нарезка полос для плетения, обводка трафаретов; контроль – кроссворд.

Практика:

7.1. – 7.2. Шахматное плетение из полос

7.3. – 7.4. Закладка из бумаги

7.5. – 7.6. Фигурное плетение

7.7. – 7.8. Плетение из уголков.

8. Вышивка лентами (8 часов):

Теория: познакомить с историей возникновения вышивки лентами, объяснение чтения схем, показ завершения работы,

Материалы: ленты разного цвета, ткань, схемы на каждого ребенка.

Инструменты: иглы для вышивки лентами, карандаши, трафареты, ножницы.  

Способы выполнения: разметка рисунка по трафарету, вышивка лентами по разметке.

Практика:

8.1. – 8.4. Косметичка

8.5. – 8.8. Рамка для фотографии

9. Аппликация (14 часов):

Теория: объяснение составления композиции из элементов;  обводки по трафарету и вырезывание деталей;

материалы: цветная бумага, нитки для вязания, различная ткань, клей, тонированная  бумага А-4;

Инструменты: ножницы, трафареты элементов, простые карандаши.

Способы изготовления: рисование на бумаге и ткани по трафарету, вырезывание деталей, наклеивание на тонированную бумагу, составление композиции, накручивание ниток на карандаш, снятие их трубочкой; контроль – тестирование.

Практика:

9.1. – 9.2. Коллективная открытка ко дню учителя

9.3. – 9.4. Черно-белый мишка из Красной книги

9.5. – 9.6. Новогодняя газета – еловая ветвь.

9.7. – 9.8. Открытка ко дню защитника Отечества

9.9. – 9.10. Богатырь (коллаж из ткани)

9.11. – 9.12. Открытка к женскому дню 8 марта

9.13. – 9.14. Матрешка (коллаж из ткани)

10. Бисероплетение (10 часов):

Теория: объяснение чтения схемы, показ завершения работы

материалы: бисер разного цвета, проволока для бтисероплетения тонкая, схемы на каждого ребенка.

Способ изготовления: нанизание бисера на проволоку способом плетения навстречу.

Практика:

10.1. – 10.5. Браслет

10.6. – 10.10. брелок для ключей «Крокодильчик»

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

3 год обучения.

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория:  Демонстрация готовых изделий и цветных иллюстраций вязаных, вышитых, тканых изделий.

Практика: Рассматривание журналов, иллюстраций с вязаными изделиями, вышитыми и тканными изделиями.

2. Материаловедение (2 часа)

Теория: Свойства и виды ниток для вязания. Их назначение в вязании изделий: шерстяные для вязания теплых и плотных изделий, хлопковые и льняные нитки для легких изящных изделий. Назначение синтетических ниток зависит от толщины. Назначение в ткачестве, в вышивке. Ткань, используемая для вышивки.

Практика: Определение ниток:

На ощупь: нитки тонкие, толстые, грубые и т. д.

По цвету: нитки однотонные, многоцветные.

По составу: нитки натуральные, искусственные.

Определение назначения ниток в вязании изделия, ткачества, вышивки.

3. Основы цветоведения (2 часа)

Теория: Цветовой круг. Разделение цветов на основные и дополнительные, группы холодных, теплых и нейтральных тонов. Правила подбора цветов.

Практика. Подбор цветовых сочетаний по оттенкам цвета времен года: зима, весна, лето, осень.

4. Основные приемы вязки крючком (15 часов).

Теория: Беседа: «История вязания  крючком».

Материалы: нитки для вязания, схемы вязания петель;

Инструменты: крючки №2,№2,5,№3,№3,5; контроль – практическая работа.  

Практика. Вязание образцов:

4.1. - 4.2 цепочка из воздушных петель

4.3. - 4.6. столбик без накида прямыми обратными рядами

4.7. – 4.10. столбик с одним накидом прямыми и обратными рядами

4.11. – 4.12. полустолбик

4.13. – 4.15. столбик с двумя накидами.

5. Основные приемы ручных швов (15 часов).

Теория: Беседа: «История вышивки Северо-Западного региона»;

материалы: нитки «мулине», схемы вышивки, копировальная бумага.

Инструменты: иглы для вышивки, пяльцы, карандаши,

Способ изготовления: Ознакомление детей с видами основных простейших швов вышивки. Запяливание материала в пяльцы, нанесение рисунка, вышивание. Контроль - кроссворд

Практика. Выполнение вышивки ручных швов:

5.1. – 5.4. “вперед иголку”

5.5. – 5.8. “назад иголку”

5.9. – 5.12. петельный

5.13. – 5.15. тамбурный.

6. Ткачество на пальцах(15 часов):

Теория: Дать знания о значении поясов. Познакомить с ткачеством на пальцах. Беседа о ткачестве на пальцах;

Материалы: нитки шерстяные, хлопчатобумажные, схемы узоров.

Способ изготовления: отмер ниток. Крепление ниток к основе, плетение по схеме.

Практика: плетение поясов, используя различные способы:

6.1. – 6.2. витье.

6.3. – 6.4. дергание.

6.5. – 6.6. плетение из 4 ниток двух цветов

6.7. – 6.8. плетение из 4 ниток чередуя цвета

6.9. – 6.12. плетение из 8 ниток чередуя цвета

6.13. – 6.15. плетение карпатской косички

7. Изготовление сувениров (17 часов).

Теория:  Изготовление изделий вязаных, вышитых, тканных.

Способ изготовления: Выбор схем для выбранного изделия, подбор инструментов, ниток, ткани, учитывая цветовую гамму.

Инструменты: крючки, ножницы, иглы для вышивки.

Материалы: Нитки шерстяные, хлопчатобумажные, ткань.

Практика: Изготовление изделий.

7.1. – 7.4. прихватки

7.5. – 7.8. салфетки

7.9. – 7.14. вазы

7.15. – 7.17. игольницы

Методическое обеспечение  образовательной программы.

1 год обучения

№ п/п

Тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1.

Введение в программу

Инструктаж по ТБЖ

Беседа

Словесные

(диалог, объяснение), наглядные (демонстрация)

Журналы с образцами изделий, книги и учебные пособия по  вышивки; образцы  технологий вышивки, работы с бумагой, нитками

Опрос по теме беседы

2.

Цветоведение

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Краски акварельные,  Бумага, Вода, кисти, цветовой спектр

Практическая работа

3.

Материаловедение

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Методическая разработка виды ниток, бумаги, лент. Цветные нитки, ткани, бумага.

Практическая работа

4.

Работа с бумагой

Комбинирование.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

Методическая разработка – каталог видов бумаги,  раздаточный материал. Трафареты, образцы изделий.

Контроль – кроссворд

5

Работа с нитками

Комбинирование.

Словесные

(диалог, объяснение, демонстрация), наглядные (демонстрация), практические (самостоятельная работа)

Образцы ниток,  раздаточный материал, методическая разработки., схемы для работы с нитками на каждого ребенка.

Тестирование с элементами практической работы

6

Работа по вышивке

Комбинированая.

Словесные

(диалог, объяснение, демонстрация), наглядные (демонстрация), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Образцы вышивки изделий, раздаточный материал, нитки. Иглы, схемы, методическая разработки.

Контроль – кроссворд

7.

Изонить

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Образцы изделий и схемы, раздаточный материал, методические разработки.

Контроль – кроссворд

8

Вышивка лентами

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Образцы вышивки изделий, раздаточный материал, нитки. Иглы, схемы, методическая разработки.

Тестирование с элементами практической работы

9

Аппликация

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Методические разработки, образцы, раздаточный материал.

Контроль – кроссворд

10

Бисероплетение

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Методическая разработки, образцы, раздаточный материал. Схемы.

Контроль – кроссворд

Методическое обеспечение  образовательной программы.

2 год обучения

№ п/п

Тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1.

Введение в программу. Инструктаж по ТБ

Беседа

Словесные

(диалог, объяснение), наглядные (демонстрация)

Журналы с образцами изделий, книги и учебные пособия по  вышивки; образцы  технологий вышивки, работы с бумагой, нитками

Опрос по теме беседы

Основы цветоведения

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Краски акварельные,  Бумага, Вода, кисти, цветовой спектр

Практическая работа

Материаловедение

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Методическая разработка виды ниток, бумаги, лент. Цветные нитки, ткани, бумага.

Практическая работа

2

Работа с бумагой различного назначения

Комбинирование.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

Методическая разработка – каталог видов бумаги,  раздаточный материал. Трафареты, образцы изделий.

Контроль – кроссворд

3

Работа с нитками

Комбинирование.

Словесные

(диалог, объяснение, демонстрация), наглядные (демонстрация), практические (самостоятельная работа)

Образцы ниток,  раздаточный материал, методическая разработки., схемы для работы с нитками на каждого ребенка.

Тестирование с элементами практической работы

4

Вышивка «Изонить»

Комбинированая.

Словесные

(диалог, объяснение, демонстрация), наглядные (демонстрация), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Образцы вышивки изделий, раздаточный материал, нитки. Иглы, схемы, методическая разработки.

Контроль – кроссворд

Плетение из бумаги

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Образцы изделий и схемы, раздаточный материал, методические разработки.

Контроль – кроссворд

Вышивка лентами

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Образцы вышивки изделий, раздаточный материал, нитки. Иглы, схемы, методическая разработки.

Тестирование с элементами практической работы

8

Аппликация

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Методические разработки, образцы, раздаточный материал.

Контроль – кроссворд

Бисероплетение

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

наглядные

Методическая разработки, образцы, раздаточный материал. Схемы.

Контроль – кроссворд

Методическое обеспечение  образовательной программы.

3 год обучения

№ п/п

Тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1.

Введение в программу

Инструктаж по ТБЖ

Беседа

Словесные

(диалог, объяснение), наглядные (демонстрация)

Журналы с образцами изделий, книги и учебные пособия по  вышивки; образцы  технологий вышивки, работы с бумагой, нитками

Опрос по теме беседы

2.

Материаловедение

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

Методическая разработка, различные виды ниток,  игл, ткани, бумаги

Практическая работа

3.

Основы цветоведения

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

Методическая разработка, цветные нитки

Практическая работа

4.

Основные приемы вязки крючком

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

Методическая разработка, образцы, раздаточный материал, инструменты: крючки, практическая работа

Тестирование с элементами практической работы

5

Основные приемы ручных швов

Комбинированая.

Словесные

(диалог, объяснение, демонстрация), наглядные (демонстрация), практические (самостоятельная работа)

Образцы, раздаточный материал, методическая разработка,  иглы, ножницы,

практическая  работа

Контроль – кроссворд

6

Ткачество на пальцах

Комбинированая.

Словесные

(диалог, объяснение, демонстрация), наглядные (демонстрация), практические (самостоятельная работа)

Образцы, раздаточный материал, методическая разработка, практическая работа.

Контроль – кроссворд

7.

Изготовление сувениров

Комбинированая.

Словесные (беседа, устное изложение материала), практические (самостоятельная работа)

Образцы, раздаточный материал, методическая разработка,

практическая работа.

Контроль – кроссворд

                             

                               

                             Материалы и инструменты:

  1. Ножницы
  2. булавки
  3. игольницы
  4.  иглы
  5. Нитки для ткачества - акриловые
  6. нитки для вышивки - мулине
  7. катушечные нитки №40,
  8. ленты атласные
  9. ткань
  10. канва
  11. сетка для вышивки
  12. Карандаши цветные и простые
  13. Тетради в клетку
  14. Точилки
  15. Сантиметровая лента
  16. Бумага офисная для печати
  17. Калька
  18. копировальная бумага
  19. бархатная бумага
  20. Цветной картон
  21. Цветная бумага
  22. Гофрированная бумага
  23. Клей -карандаш
  24. Папки для хранения схем, рисунков, выкроек

Список литературы:

Для педагогов:

  1. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей»
  2. Цирулик Н.А., Хлебникова СИ. «Ручное творчество 4 класс»
  3. Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах»
  4. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» Ярославль «Академия развития» 1997г.
  5. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Ярославль «Академия развития» 1997г.
  6. Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства 3 класс» издат. «Учебная литература» 2005г.
  7. Детям о традициях народного мастерства. Учеб. метод. пособие под ред. Шпикаловой Т. Я. – М., «Владос», 2001

8. Женское рукоделие – Политехника 1995г.

9. Сборник программ педагогов дополнительного образования. Выпуск второй. – Владивосток, 2001

 10. Соколова в.а. Методические рекомендации к планированию уроков по  региональной программе С.-Петербург 1997г.

11. Трудовое обучение (девочек) в 5-9 классе с углубленным изучением основ русской культуры С-Петербург 1997г.

12. Котова И.Н. «Секреты мастерства» СПБ. Изд. «МиМ» 99г.

13. Котова И.Н. «Гармония цветов» СПБ. Изд. «МиМ» 99г

14. Анреева Г.М. «Социальная психология» М. 89г.

15. Бодалев А.А. «Личность в общении» 83 г.

16. Сиялова И.А. «Социальный психологический тренинг для младших подростков» СПБ 2001 г.

17. Фримэк Джоан «Ваш умный ребенок» М.Семья и школа. М. 61 г.

18.Виноградова Н. «Подумаем вместе» Развивающие задачи. Упражнения. Задания.  №2 и №4 Москва РОСТ 98 г.

 

Для детей:

1. Журнал «Коллекция идей» все номера за последний 2007год

2. Журнал «Я – дизайнер» все номера за последний 2007год

3. Журнал «Ручная работа»   все номера за последний 2007год

4. Бахметьев А. и Кизяков Т. «Очумелые ручки» Росмэк 97г.

5. Зарецкий А. и др. Энцеклопедия профессора Фортрана. Просвещение 91 .

6. Беляев Е. «365 развлечений для ребенка». Рольф. 2000 г.

7. Рахно М.О. «Открытки своими руками» Акдемия развития. Ярославль. 08г.

     

Приложение 1

Методические рекомендации к программе

Каждые ребенок завершает работу, художественно оформляет ее. Оформляется выставка работ группы. Ребенок по желанию представляет свою работу, желательно творческой форме. Затем проводится анализ работ, который должен быть очень доброжелательным, в каждой работе выделяются удачные моменты: аккуратность работы, изысканное оформление изделия, дизайнерские находки и т. д.

При обсуждении работ желательно, чтобы педагог лишь направлял разговор, основной же диалог-обсуждение должны вести сами дети.

Необходимо дать напутствие на дальнейшее творчество.

В своей работе наряду с традиционными  технологиями использовала элементы сказкотерапии. Исследования показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на подсознание человека. Метафорическое сказочное воздействие активирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. Язык метафор, образов активизирует, «пробуждает» сознание ребенка, открывает возможности его взаимодействия с окружающим миром. Делает более глубоким контакт с ребенком.

 

В своей работе использую следующие литературные произведения:

1 год обучения:

  1. «Катерок»
  2. «Мальчик с пальчик»
  3. «Елка»
  4. «Ёжик в тумане»
  5. «Зимовье зверей»
  6. «Цветик семицветик»
  7. «Горячий камень»
  8. «Сказка о золотой рыбке»
  9. «Колокольчики»
  10.  «Мой веселый звонкий мяч»
  11.  «Снежинка»

2 год обучения:

  1.  «Шесть капитанов»
  2.  «Федорино горе»
  3. «Пять котят»
  4.  «Самый смелый панда» (мультфильм)
  5. «Бабушка улитка»

Приложение 2

План воспитательной работы

педагога детского объединения «Юные умельцы»

  1. Посещение выставок, музеев для изучения традиционных особенностей русских народных ремесел.
  2. Участие  лучших работ в выставках, конкурсах городского, районного и областного значения.
  3. Подведение итогов работы объединения. Награждение победителей.

Праздники ежегодные (1 – 3 года обучения):        

1. Поздравление учителей с их профессиональным праздником.
2.  Новогодний праздник

3. Встреча с ветеранами- блокадниками.

4. Праздник «Остров хорошего настроения».

У обучающихся  в детском объединении воспитывается определенный "нравственный кодекс" поведения на занятиях:

  • доброжелательное отношение друг к другу;
  • взаимопомощь, готовность проявлять сочувствие, умение
    сопереживать - основа взаимодействия в процессе труда;
  • добросовестное отношение к труду, настойчивость в достижении  результата, способность преодолевать препятствия.

Психотренинги:

В психотренинге фиксируется внимание на добрых отношениях. Проводятся игры "Комплемент", "Дарю тепло и хорошее настроение". Дети рассказывают о своем отношении к другим детям.

  • Психотренинг "Доброжелательные отношения"
  • Психотренинг по саморегуляции
  • Психотренинг на развитие внимания к другому человеку
  • Коммуникативный тренинг с решением проблем в ситуациях "Кто виноват?", "Кто лучше?", "Ссора"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный информатик"

Рабочая программа кружка "Юный информатик"...

Дополнительная образовательная программа "Юный спасатель"

Необходимость в разработке данной программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подг...

Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»

1. Пояснительная записка.     1.1 Направленность программы – военно-патриотическая.1.2. Актуальность.Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего по...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...

Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"

Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"...

Дополнительная образовательная программа "Юный декоратор"

Программа разработана с учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей, режима, возрастных параметров и социальных условий. Объединение посещают дети разного возраста с 11 - 15 лет. Подростки ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 11-15 лет

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...