Методическая разработка занятия по дисциплине «Моделирование и художественное оформление одежды», тема "Выполнение наколки юбки"
методическая разработка по технологии по теме

Иванова Екатерина Александровна

Аннотация

Данная работа рассчитана для изучения педагогами колледжа по специальности модельер – конструктор и возможного применения в  практической деятельности. В методической разработке представлен современный урок по моделированию одежды. Содержание урока актуально и для будущих специалистов в дизайне одежды. Активные методы обучения и деятельностный подход обеспечивают эффективность практического занятия по наколке юбки. В данной  методической разработке  представлена документация  урока по дисциплине «Моделирование и художественное оформление одежды»: план – конспект учебного занятия, методические указания по выполнению практической работы, фотографии основных этапов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotkaotkrytyy_urok.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

"Чебоксарский электромеханический колледж"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

Дисциплина «Моделирование и художественное

оформление одежды»

Тема урока: Выполнение наколки юбки

   

   Автор              Иванова Е.А.

                                                                                          Дата               23.11.13..

ЧЕБОКСАРЫ, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Подготовка урока
  2. Реализация урока
  3. Итоги урока
  4. Заключение

Приложения

Введение

В процессе обучения каждый педагог использует разнообразные типы уроков, выбирая их в зависимости от сложности темы, особенностей группы, места темы в содержании дисциплины и т.д. Ориентируясь на деятельностный подход в обучении будущего конструктора – модельера, я большую часть уроков моделирования одежды провожу в виде практических и самостоятельных работ студентов. Данные занятия развивают умения и навыки студентов, учат применению теории на практике, стимулируют их к самостоятельной деятельности и самооценке. В разработанном уроке на тему «Выполнение наколки юбки» большую часть времени обучающиеся находятся в активности: занимаются анализом моделей, выполняют наколку юбки по эскизу модели, оценивают свои работы по методу 6 шляп Эдварда де Бонэ.

  1. Подготовка урока

Данный урок является заключительным в разделе «Моделирование изделий методом наколки». Поэтому цели урока следующие:

  • образовательная - обобщение умений и навыков по моделированию одежды способом наколки по рисунку или фотографии;
  • развивающая - развитие пространственного воображения и навыков по формообразованию;
  • воспитательная - воспитание эстетического вкуса;
  • здоровьесберегающая – снятие психологического напряжения.

Для данного занятия был применен деятельностный подход при организации практической работы студентов. Для оптимального усвоения материала студентами применялись активные методы обучения, а именно беседа, проблемные задания, методы критического мышления. В связи с тем, что группа большая (27 человек), задание практической работы выполняется в микро группах. При выполнении практического задания студенты применяли МУ по наколке и драпировке парео. Применяемые в данном уроке активные методы обучения – беседа, решение ситуационных задач, самостоятельная работа студентов, упражнение по методике критического мышления – формируют у студентов навыки самоанализа, способствуют интеллектуальному и личностному росту.

При подготовке к уроку мною была использована современная методическая и специализированная литература, разработана необходимая документация и наглядное обеспечение занятия.

  1. Реализация урока

Кабинет моделирования одежды оформляется манекенами для наколки, мольбертами с эскизами юбок, на столах для выполнения практической работы располагаются инструменты , ткани для наколки, парео. Урок проводится по плану занятия (Приложение 1).

Приложение 1

ПЛАН - КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Выполнение наколки юбки.

Тип занятия: обобщение и систематизация ЗУН (знаний, умений, навыков)

Вид занятия: комбинированный

Цели занятия:

  • образовательная - обобщение умений и навыков по моделированию одежды способом наколки по рисунку или фотографии;
  • развивающая - развитие пространственного воображения и навыков по формообразованию;
  • воспитательная - воспитание эстетического вкуса;
  • здоровьесберегающая – снятие психологического напряжения.

Задачи занятия:

  1. Закрепить умения и навыки по наколке изделий от кусков ткани, драпировке парео;
  2. углубить и систематизировать умения по выполнению выкройки, ее коррекции по итогам наколки изделия;
  3. способствовать развитию чувства формы, умению анализировать модель по эскизу
  4. формировать умения работать в коллективе, развивать коммуникативные умения и навыки студентов;
  5. профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности и физкультпаузы.

Методы обучения:  

  • Беседа,
  • решение ситуационных проблем  (творческие задачи),
  • самостоятельная работа,
  • 6 шляп мышления Эдварда де Боно.

Межпредметные связи:  История стилей в костюме, технология, конструирование швейных изделий, материаловедение

Внутрипредметные связи:  Композиция костюма, методы формообразования в одежде, стилевое оформление костюма

Обеспечение занятия: Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, электронная презентация , МУ по выполнению практической работы, макетная ткань, парео, инструменты и приспособления для наколки ткани, банчи, манекены, цветные шляпы.

Литература

  1. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся проф. лицеев, училищ, курсовых комбинатов. – Ростов н/ Д: Издательство «Феникс», 2001.-352 с. ( Серия «Учебники 21 века»)
  2. Виес Ю. Платки, шарфы, шали. 70 оригинальных способов повязывания/ Ю Виес.-2-е изд.-Минск: Соврем. шк., 2008. – 80 с.
  3. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство; Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Лин Жак. Техника кроя. Издательство «Мега», 1994.
  5. Матузова Е., Соколова Р., Гончарук Н. Мода и крой. Институт индустрии моды.
  6. Журнал «Ателье» 5,6,7,8/09, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»

Ход урока.

Подготовительный этап.

Форма организации деятельности группы при выполнении практической работы – групповая. На предыдущем уроке студенты разделились на микро группы по 4 человека. Для упражнения 6 шляп по методу критического мышления студенты будут работать во время занятия в том же составе.

  1.  Организационная часть.
  1. Приветствие;
  2. проверка присутствующих по докладу старосты.
  1. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы урока и целевая установка на урок.

Сегодня мы завершаем изучение раздела «Моделирование одежды методом наколки».

-Чему вы научились на последних занятиях? (Демонстрация фото на слайдах)

-В чем особенности и достоинства моделирования способом наколки?

Конечно, наколка – творческий метод и позволяет получить интересные фантазийные формы, но при этом необходимо знать правила выполнения наколки. Поэтому эпиграфом к данному уроку я выбрала следующее высказывание: «На свете есть вещи поважнее прекрасных открытий – это знание метода, которым они были сделаны.»

- «Форма костюма мотивирована формой фигуры». Как вы считаете, можно это высказывание принять, как главный принцип наколки? Если да, то почему?

 Насколько хорошо вы освоили правила и технику выполнение наколки, вы должны продемонстрировать сегодня, наколов модель юбки на манекене.

  1. Опрос – актуализация. Демонстрация презентации, устная беседа.

Особенность итоговой практической работы в том, что вы одновременно будете использовать несколько видов моделирования, а именно моделирование от целого куска ткани, элементы формообразование при помощи прямого кроя, наколка от кусков ткани.

Беседа со студентами (демонстрация презентации).

  1. Какие формы можно получить при помощи моделирования (драпировки) от целого куска ткани?
  2. В чем достоинства формообразования одежды  при помощи прямого кроя?
  3. Как происходит процесс моделирования методом наколки? Какие инструменты необходимы при выполнения наколки изделия?

Таким образом, выполнив комплексную практическую работу, вы продемонстрируете наколотую модель юбки и парео.

  1. Практическая работа по закреплению и совершенствованию ЗУН
  1. Ознакомление студентов с заданием, изучение МУ.

Данная работа рассчитана на 2 занятия. Форма организации  – работа в микро группах. На 1-м занятии необходимо наколоть модель юбки и задрапировать парео, на 2 –м занятии выполнить первичную выкройку юбки.

  1. Промежуточный контроль. Анализ модели юбки, выявление конструктивных особенностей.
  2. Выполнение задания по наколке юбки, драпировке парео.
  3. Физкульттпауза.

  1.  Контроль и оценка ЗУН.

Упражнение по методу « 6 шляп мышления Эдварда де Боно».

Выполненная наколка оценивается участниками группы.

  • Белая шляпа - факты, цифры, без оценки
  • Желтая шляпа – позитивное мышление, достоинства
  • Красная шляпа – эмоциональная, удивление, восхищение
  • Черная – негативная оценка, недостатки
  • Зеленая – творческая; дать совет, как сделать лучше; где можно применить
  • Фиолетовая – философская, обобщение, итог всему

Каждая группа демонстрирует модель юбки на манекене и парео на фигуре, описывает кратко выполненную работу. Остальные студенты оценивают работу группы по критериям, соответствующим цвету шляпы.

Важно!

Памятка участнику оценивания.

  1. Умей выслушать.
  2. Главное – логика и факты.
  3. Слушать друг друга внимательно, не перебивая.
  4. Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.
  5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
  6. Искренность (если нет желания говорить честно, молчи).

Первичная выкройка выполняется и оценивается на 2- м занятии

  1. Подведение итогов урока (анализ урока, объявление оценок)

  1. Заполнение оценочной карты педагогом.
  2. Вопросы для закрепления:
  1. Какой вид наколки применялся в ходе работы?
  2. Как пластические свойства материала влияют на процесс создания модели при наколке? Приведите примеры.

Закончить наше занятие, я хочу высказыванием Б. Паскаля: «Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало начать.»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

№п/п

Состав группы

Задание

1

2

3

Наколка юбки

Драпировка парео

Выполнение первичной выкройки

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методические указания

по выполнению практической  работы «Выполнение наколки юбки».

Время выполнения: 2 урока (4 академ. часа)

Инструменты и приспособления: Манекены, ножницы, булавки и иголки, лекала, портновский мел, макетная ткань, эскизы моделей юбок, методические указания по выполнению работы, критерии оценки выполненной наколки.

Форма работы: групповая - 3-4 человека в группе (1-й студент – драпирует парео, 2-й студент – на него выполняют драпировку парео, 3-й и 4-й студенты выполняют наколку юбки на манекене).

        Моделирование от целого куска ткани является самым древним способом формообразования костюма. Одежда, созданная из целого куска материала, не имеет кроя и не сшивается. Несшитая и некроеная форма одежды встречается в костюме практически всех народов мира. Идеальным примером несшитой одежды из одного куска ткани является античный костюм Древней Греции.

        В современном костюме драпированные формы редко используются как основная одежда. Зато распространено их применение в виде аксессуаров – платков, шалей, палантинов, шарфов.

Формообразование при помощи прямого кроя также является древнейшим способом моделирования одежды. Популярность и широкая распространенность прямолинейного кроя продиктованы простотой и экономичностью кроя. Кроме того, прямой крой обеспечивает свободу облегания одежды, что позволяет создавать изделия без тщательной подгонки по фигуре.

При таком способе формообразования получается одежда прямого силуэта, который однако можно разнообразить за счет некоторых приемов. Например, используя сборку в верхней и нижней части изделия, можно создать овальный силуэт, а при помощи клиновидных вставок – трапециевидный и расклешенный. Форма одежды при таком способе моделирования во многом зависит от пластических свойств материала.

Сегодня прямой крой в чистом виде используется редко. Условно прямокроенной считается одежда, в которой основные прямые линии кроя сочетаются с некоторыми кривыми линиями.

Метод наколки помогает модельеру-конструктору в развитии чувства видения формы, пропорций, красоты линий, без которых невозможно создать конструкцию. Метод наколки позволяет наглядно представить, как происходит процесс создания формы одежды на форме фигуры.

Описанные способы моделирования прошли длительный путь развития и широко применяются в практике современного формообразования костюма.

Данная работа направлена на закрепление навыков по моделированию изделий методом наколки от кусков ткани, развитие чувства видения формы, пропорций, красоты линий. Цель работы – наколка юбки от кусков ткани с использованием формообразования при помощи прямого кроя; совершенствование драпировки платков (парео). Работа является итоговой по разделу «Моделирование одежды методом наколки». В ходе выполнения работы рекомендуется использовать учебный конспект «Моделирование одежды методом наколки».

ХОД РАБОТЫ.

1-е  задание «НАКОЛКА МОДЕЛИ ЮБКИ ПО ЭСКИЗУ»

  1. Проанализировать эскиз модели юбки, выявить конструктивные особенности покроя - (5 минут). Составить краткое письменное описание модели по следующему плану:
  • Назначение, стиль модели.
  • Форма, силуэт, длина.
  • Характеристика переднего полотнища
  • Характеристика заднего полотнища
  • Характеристика обработки верхнего среза, уровня талии юбки.
  • Характеристика застежки.
  • Характеристика низа.
  • Вид отделки.
  1. Выбрать образцы тканей (2-3 образца), соответствующие по пластическим и колористическим свойствам фасону изделия – (5 минут.)  Используя банчи с образцами тканей, рекомендовать соответствующие ткани, описать из свойства.
  1. Художественно-колористическое описание ткани: цвет, блеск, рисунок или орнамент.
  2. Фактура и вид поверхности: гладкая, шероховатая, буклированная, узорно-рельефная, ворсовая и пр.
  3. Туше: мягкое, твердое, шелковистое, шерстистое, прохладное.
  4. Степень драпируемости ткани, т.е. способность образовывать фалды: средняя, высокая, низкая; ткань гибкая или жесткая.

После данных этапов работы участники микро групп демонстрируют эскиз  модели юбки всем, описывая особенности покроя и рекомендуемые ткани – 10 минут.

  1. Выполнить наколку юбки на манекене в соответствии с эскизом – 30 минут.  
  1. Правила выполнения наколки:
  • Метод наколки построен на системе прямых углов, что гарантирует баланс изделия.
  • Ткань должна свободно облегать форму. Там, где в процессе работы создается напряжение и натяжение ткани, ее надсекают.
  • Манекен должен быть хорошо освещен. Во время наколки надо время от времени смотреть на форму на расстоянии, добиваясь красоты линий.

•        Вкалывают булавки поперек шва. Так они точнее фиксируют форму.

  1. Подготовить манекен и ткань к наколке.
  2. Набросить раскроенный кусок ткани на правую сторону манекена, заколоть модельные линии в соответствии с эскизом юбки.
  1. Изготовить лекала юбки после проверки и уточнения наколки на плоскости – (45 минут)
  1. Обвести по контурам все конструктивные линии мелом, снять наколку с манекена.
  2. Расколоть ткань, расправить детали на столе.
  3. Уточнить линии кроя на плоскости с помощью лекал и линейки.
  4. Сметать изделие и вновь проверить посадку на манекене.

2-е задание «ДРАПИРОВКА ПАРЕО»  - (15 -20 минут).

  1. Выполнить драпировку парео на фигуре по эскизу или фото (см.  приложение №1 «Драпировка парео»)
  2. Продемонстрировать этапы драпировки перед группой.
  3. Придумать творческое название выполненного варианта драпировки.

5. Оценка результатов работы – по 20 минут (в конце каждого занятия).

Критерии оценки 1-ого задания.

  • Соответствие наколки юбки эскизу: форма, объем, пропорции, длина, направление и расположение декоративных и конструктивных линий.
  • Грамотность подбора рекомендуемых тканей для изготовления юбки; соответствие пластических свойств, цвета и рисунка ткани модели юбки.
  • Аккуратность выполнения наколки юбки: отсутствие перекосов, заломов, симметричность деталей, учет технологических припусков.

Критерии оценки 2-ого задания.

  • Соответствие драпировки парео фотографии.
  • Оригинальность названия варианта драпировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по Моделированию и художественному оформлению прически.

Урок о том, как подобрать прическу с помощью компьютера, что при этом необходимо учитывать. Отражены цели урока, его актуальность....

Методическая разработка занятия по дисциплине: "английский язык" на тему: "Роберт Бернс, великий сын Шотландии". "Robert Burns, the great son of Scotland", предназначенная для учащихся 1 курса.

Методическая разработка занятия по дисциплине: "английский язык" на тему: "Роберт Бернс, великий сын Шотландии".   "Robert Burns, the great son of Scotland", предназначенная для учащихся 1 курса....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по I и II разделам вышеуказанной дисциплины (I разд...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)»НА ТЕМУ: «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БЕРЛИНА»

Тип занятия: комбинированное (моноцелевое) Вид занятия: объяснительно-иллюстративное занятие с элементами игры Цели занятия: развивающие - развитие логического мышления, умения выбирать лексически...

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»

Данная  методическая разработка  предназначена для организации аудиторной  работы студентов при изучении раздела:  Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.Предлагаемая методичес...

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Блокада Ленинграда»

Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока , презентацию к уроку, исторические источники. Урок  должен способствовать развитию у студентов  умений воссоздавать образы прошл...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Право"

Методический материал по правоведению. Тема: "Труд и трудовое право"...