Рабочая программа по культуре Башкортостана
рабочая программа на тему

Юнусова Лариса Робертовна

1.      ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.      условия реализации  учебной дисциплины

 

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

5.      ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kb_rabochaya_programma_-.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО Учалинский горно-металлургический техникум

                             

Введена в действие приказом

по ГАОУ СПО УГМТ

от «_____» __________ 20___г.

№ ______

Утверждаю

Зам.директора по УР

Э.Ф.Мухамедьярова

       

«____»____________20___г.

                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Культура и история Башкортостана

для  профессий:

270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»; 130405.03«Проходчик»;

130401.01 «Ремонтник горного оборудования»; 130406.01«Обогатитель полезных ископаемых».

Учалы 2014г

ОДОБРЕНА

на заседании предметно-цикловой комиссии «Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины»

(протокол № _____ от _______ г.)

Председатель ПЦК

___________   С.С.Ханов

                    

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению методсоветом

(протокол № ___  от ___________)

Методист

Э.Ф.Мухамедьярова

                               

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе  примерной программы учебной дисциплины Культура Башкортостана для профессий начального профессионального образования (автор Доктор филологических наук, профессор М.Х.Идельбаев, доктор филологических наук , профессор А.М. Сулейманов, профессор Ф.Т Кузбеков), одобренной ФГУ « Федеральный институт развития образования» 10.04.2008.на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по   профессиям  начального профессионального образования 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»; 130405.03 «Проходчик»; 130401.01 «Ремонтник горного оборудования»; 130406.01 «Обогатитель полезных ископаемых»  

Организация-разработчик:  Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Учалинский горно-металлургический техникум

Разработчик:

Баязитова Энже Рафаиловна  преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензенты: 1. _____________________________________________________                                                 

       2. С.С.Ханов преподаватель высшей квалификационной категории

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза:

Содержательная экспертиза:

Внешняя экспертиза:

Содержательная экспертиза:

Рекомендована: _____________________________________________________

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 3-4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр.5- 7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 8  - 10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр.11-12

  1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Стр.13- 14


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ИСЦИПЛИНЫ

Культура и история Башкортостана

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины Культура Башкортостана  является частью образовательной программы среднего (полного) образования, при подготовке основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по   профессиям НПО 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»; 130405.03 «Проходчик»; 130401.01 «Ремонтник горного оборудования»; 130406.01 «Обогатитель полезных ископаемых»  

 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Культура Башкортостана является дисциплиной общего гуманитарного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 уметь:

-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по различным темам;

- применять знания в процессе решения познавательных задач по социальным проблемам;

- совершенствовать собственную познавательную деятельность;

- характеризовать основные виды искусства башкир;

- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 знать:

 - по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора в сочетании с фольклором местного населения;

- по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных поэтов и писателей;

 - по декоративно прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах искусства;

- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, знать ведущих исполнителей как народного и профессионального искусства;

- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета, знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов,

в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной работы обучающегося 18  часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     лабораторные  работы

нет

     практические занятия

нет

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

нет

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

     Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                2

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины    Культура и история Башкортостана

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

История Башкортостана до конца 19 века

Тема 1.1.

Башкортостан до 13 века. Присоединение Башкирии к России.

Содержание учебного материала

6

2

1

На стыке двух частей света.

2

2   Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе и искусстве.

2

3 Башкортостан до 13 века. Присоединение Башкирии в состав России

Контрольные работы   тесты

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написать рефераты на эти темы.

Прочитать стихи Салавата Юлаева.

4

Тема 1.2.

Башкортостан в составе России- 17-18 в. Крестьянская война 1773-1775г.

Содержание учебного материала

2

Башкортостан в составе России  в 17 – 18 веках. Присоединение Башкирии в состав России.

Крестьянская война 1773 – 1775 г. под предводительством Пугачева и С.Юлаева.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выписать из учебника условия присоединения и историческое значение присоединения.

Из дополнительных источников найти причины крестьянской войны, повстанческие районы, причины поражения.

Написать рефераты о С.Юлаеве и Крестьянской войне 1773 – 1775 г.

2

Тема 1.3.

Основные памятники и достижения в культуре народов нашего края с древнейших времен до конца 19 века

Содержание учебного материала

2

1

Капова пещера, Аркаим,  Филлиповский курган, караван – сарай.

3

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Приготовить презентации на эти темы.

Рефераты о Каповой пещере, об Аркаиме, о Караван сарае.

Фотографии о своих путешествиях на исторические места

Раздел 2.

Содержание учебного материала

2

Театры РБ

1

Театры Республики Башкортостан.

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

Из учебника составить конспект о театрах Уфы, о репертуаре театров, о ведущих артистах театров.

                                         Рефераты о театрах РБ.

Раздел 3.

1

Содержание учебного материала

2

3

Музыкальная культура

Зарождение и становление башкирской профессиональной музыкальной культуры

Самостоятельная работа обучающихся.

Выписать из учебника композиторов первого поколения.

Рефераты о выдающих композиторах РБ.

2

Раздел 4.

Живопись

Содержание учебного материала.

Художники старшего поколения.

Художники среднего поколения.

Самостоятельная работа обучающихся.

Из учебника выписать картины художников старшего и среднего поколения.

Рефераты о художниках РБ.

4

2

2

4

3

Раздел 5.

Башкортостан на

рубеже 18 – 19 веков

2

3

1

Экономическое развитие края во второй половине 19 века.

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подготовить сообщения об участниках войны 1812 г «Северные амуры»

Раздел 6.

Башкирская                      Содержание учебного материала

литература на рубеже

19 – 20 веков

2

3

1

Народные поэты Башкирии

Самостоятельная работа обучающихся

2

Из учебника прочитать произведения народных поэтов Башкирии.

Написать рефераты о народных поэтах и писателях Башкирии.

Раздел 7.

Современная печать

Содержание учебного материала

Современная печать и роль республиканских газет и журналов.

Самостоятельная работа обучающихся.

Привести примеры из местных газет о последних новостях города и района.

Показать газеты и журналы, издающиеся в РБ.

2

3

Раздел 8.

Изобразительное искусство в послевоенный период.  

Содержание учебного материала

Творчество башкирских художников среднего поколения.

Самостоятельная работа обучающихся.

Составить конспект из учебника.

Сравнить с картинами старшего поколения.

                2

3

Раздел 9.

Народонаселение и

административное устройство РБ.

Содержание учебного материала.

Административное устройство и население РБ.

Самостоятельная работа обучающихся.

На карте показать города РБ.

2

3

Раздел 10.

Музыкальная культура РБ

Содержание учебного материала.

Творчество ведущих композиторов РБ.

Самостоятельная работа обучающихся.

Из учебника выписать произведения ведущих композиторов РБ.

2

2

3

Раздел 11.

Музеи и библиотеки

РБ

Содержание учебного материала.

Музеи РБ. Дома – музеи известных людей РБ.

Самостоятельная работа обучающихся.

2

3

Всего:

32


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Культуры Башкортостана

Оборудование учебного кабинета:

 - рабочая доска;

 - посадочные места по количеству обучающихся;

 - рабочее место преподавателя;

 - дидактические материалы по предмету;

 - тесты по разделам;

 - индивидуальные карты мониторинга учебных знаний;

 - учебники;

 - конспекты занятий;

 - наглядные пособия.

Технические средства обучения: диски по разделам

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

                            Для обучающихся:

С.А.Галин. Г.С.Галина, Ф.Т.Кузбеков, Р.А.Кузбекова «Культура Башкортостана  10 класс»- Уфа 2009г.

С.А.Галин, Г.С.Галина, Ф.Т.Кузбеков, Р.А.Кузбекова «Культура Башкортостана 9 класс»  - Уфа 2004 г.

Хрестоматия по культуре Башкортостана 1917 – 2000г. Ф.Х.Гумеров  -  Уфа 2001г.

История и культура Башкортостана В.С.Мавлетов –уфа – 2008г.

История Башкортостана с древнейших времен до 60- х годов XIXв. –Уфа 1997г.

Хрестоматия по культуре Башкортостана Ф.Хисаметдинова. 1997г.

Башкирские вожди крестьянской войны 1773 – 1775г –М.М.Кулбахтин – Уфа 2005г.

                         Для преподавателей:

Энциклопедия РБ. Шакуров Р.З.  «Китап» 1996г.

История и культура Башкортостана с древнейших времен до конца XIXвека

Учебно методическая литература по Культуре Башкортостана.

№ п/п

Дисциплина

Название

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экз.

1

ИКБ

Энциклопедия РБ

Шакуров Р.З.

«КИТАП»

1996

1

2

ИКБ

Край мой,Учалинский»

ФаткуллинР.А..

«Панорама»

1999

1

3

ИКБ

История и культура Башкортостана с древнейших времен до конца XIX века.

З.Ф.Мубинова

Уфа

2004 г.

1 шт.

4

ИКБ

ИКБ XX век.

З.Ф.Мубинова

Уфа

2003 г.

1 шт.

5

Башкирско-русский словарь этнокультуроведческой лексики

М.И.Багаутдинова

Уфа – «Китап

2003 г.

 1 шт.

6

Историческая этнография башкирского народа

Р.Г.Кузеев

Уфа – «Китап

2009 г.

 1 шт.

7

ИКБ Хрестоматия

Ф.Г.

Хисаметдинова

МДС

1997 г.

3 шт.

8

Рассказы по истории Башкортостана

И.Г.Акманов, И.А.Мажитов, А.З.Асфандияров

Уфа – «Китап»

2001 г.

1 шт.

9

Башкирское народное творчество

Предания и легенды 2 том

Уфа

1987  г.

1 шт.

10

Культура Башкортостана 7 класс

С.А.Галин, Г.С.Галина, Ф.Т.кузбеков, Р.А.Кузбекова

Уфа – «Китап»

2002 г.

1 шт.

11

Культура Башкортостана 8 класс

С.А.Галин, Г.С.Галина, Ф.Т.кузбеков, Р.А.Кузбекова

Уфа – «Китап»

2003 г.

1 шт.

12

Загир Исмагилов

Гульназ Галина

Уфа – «Китап»

1997 г.

1 шт.

13

Учалы – золотая колыбель

Р.В.Шагеев

Уфа – «Китап»

2003 г.

1 шт.

14

Башкирская народная  одежда

С.Н.Шитова

Уфа – «Китап»

1995 г.

1 шт.

15

Золотое сердце Учалов

А.Гибадатов, Ф.Хасанов

Уфа – «Китап»

1995 г.

1 шт.

16

История Башкортостана 8 класс

Уфа – «Китап»

2000 г.

1 шт.

17

Салават Юлаев

Уфа – «Китап»

2000 г.

1 шт.

18

Народные жемчужины

Уфа – «Китап»

1995 г.

1 шт.

  1. Методические пособия

№ п/п

Дисциплина

Название

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экз.

1

ИКБ

Хрестоматия по ИКБ

ХисаметдиноваФ.

«Китап» Уфа

1997 г.

1

2

ИКБ

История и культура Башкортостана

ХисаметдиноваФ.

«Китап» Уфа

1997 г.

1

3

ИКБ

Изобразительное искусство БАССР

Уфа

1973 г.

1

4

Башкирские вожди крестьянской войны 1773-1775 гг.

М.М.Кулбахтин

Уфа

2005 г.

20 шт.

5

Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности

Уфа

1999 г.

1 шт.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения фронтальных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых  заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ и во время итоговой аттестации.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

  • характеризовать народное творчество и промыслы башкирского народа;
  • анализировать   
  • объяснять 
  • раскрывать на примерах 
  • оценивать ;
  • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по культуре Башкортостана;

Обучающийся должен знать:

  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора в сочетании с фольклором местного населения;

по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов;

  • по декоративно-прикладному искусству и изобразительным искусствам: знать об основных видах искусства;
  • по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства;
  • по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета, знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций.

  • Презентация индивидуальных и групповых домашних заданий.
  • Контрольная работа.
  • Проверка отчета, собеседование.
  • Оценивание выступлений.
  • Доклад - сообщение по теме.
  • Презентация учебных проектов.

  • Фронтальный опрос.
  • Тестирование по теме.
  • Итоговое тестирование.
  • Индивидуальный опрос.
  • Сообщение по теме
  • Контрольная работа
  • Дифференцированный зачет

Разработчики:         

ГАОУ    СПО    УГМТ           преподаватель        Л. Р. Юнусова

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


Согласовано

Председатель ПЦК

__________________________

(наименование ПЦК)

_________      ______________

  (подпись)                  (ф.и.о.)

от «_____» ________20___ г.

Утверждаю

Зам.директора по УР

__________      ______________

   (подпись)                     (ф.и.о.)

«_____» ___________ 20___ г.

Дополнения и изменения к рабочей программе

на 20___ - 20___ уч. год

по дисциплине _____________________________________________________

(наименование дисциплины)

для специальности __________________________________________________

(наименование специальности)

разработанную _____________________________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

утвержденной на заседании ЦК (ПЦК) _________________________________

(протокол №_____ от «_____» ______________ 20____ г.)  

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1)……………………………….

2) …………………………………

3) …………………………………

или делается отметка о нецелесообразности внесения  каких - либо изменений на данный учебный год.

Изменений и дополнений на 20___/20____ учебный год нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Деловая культура"

Рабочая программа "Деловая культура" для профессии повар, кондитер...

Рабочая программа "Деловая культура"

Рабочая программа "Деловая культура" для профессии повар, кондитер...

Рабочая программа по культуре родного края

Курс « Культура родного края» является существенным дополнением к кругу учебных предме­тов мировоззренческого направления. Для реализации рабочей программы выбрано учебное пос...

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физическая культура» для 5-11 классов

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (Авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич Москва «Просвещение» 2009 г.) Настоящая...

Рабочая программа «Физическая культура» (базовый уровень СПО) 257 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДисциплина «Физическая культура»(базовый уровень среднего профессионального образования) Профессия 190631.01  «Автомеханик»Профессия 190631.01 Автомеханик/ 190631 Техник»Про...