статья "Здоровье как солнечный свет"
статья на тему

Мутовина Наталья Ивановна

      «Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Психофизическая усталость - первотолточок в развитии паталогии  души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно переходит в психологическую и телесную депрессию».    Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. А как сохранить свое здоровье?  Рекомендации описаны в статье.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_kak_solnechnyy_svet.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                               Министерство образования и науки Республики Бурятия

                         Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                                     «Средняя  общеобразовательная школа №43»___________________

Статья :      « Здоровье как солнечный свет».

                                                             Выполнила: Мутовина Наталья Ивановна,

                                                                                учитель истории МАОУ СОШ № 43  

                                                           

                                                       г. Улан-Удэ

                                                             2014 г.

      «Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Психофизическая усталость - первотолточок в развитии паталогии  души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно переходит в психологическую и телесную депрессию».

      Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. А как сохранить свое здоровье?        

       Начнем с того , что постараемся дать определение слову «здоровье» ?

      Здоровье – это индикатор:

  1. качества взаимодействия с миром (с людьми, окружающей средой);
  2. отношение к собственному телу как оболочке души;
  3. реализация жизненного предназначения.

      Нарушение любой из составляющих будет отражаться телесно (вести к нездоровью). А живший во времена правления династии Цзинь (265-420 годы) врач Цзи Кан называл пять факторов, воздействующих на долголетие: «Не уходят честолюбие и корысть - первое бедствие, не рассеиваются радость и гнев- второе бедствие, нет избавления от музыки и женской красоты - третье бедствие, обжорство - четвертое бедствие, душевное беспокойство- пятое бедствие». Таким образом, по мнению Цзи Кана здоровье находится  больше в сфере духовности, чем медицины.      

      А вот российский врач Платен, в начале прошлого века, написал книгу «Учение здоровья», где он подробно описывает, какие факторы вызывают здоровье, а какие, наоборот ведут к нездоровью. Платен в своем труде подробно рассмотрел все стороны жизни. Например- то, что мы едим: какие продукты полезны, как это связано с возрастом, профессией, образом жизни. Он пришел к выводу, что основу рациона должны составлять каши, фрукты, ягоды- то, что народ всегда ел. Укрепляющая пища - молоко, яйца - нужна детям, ослабленным людям, да и то в небольшом количестве. Мясо вообще может отравляюще действовать на организм: если оно потом не «сгорает» при работе на свежем воздухе, то начинает просто разлагаться. Мясо может употреблять в пищу тот человек, который  занимается физическим трудом. Сам Платен относил себя к врачам-естественникам, которые никогда не использовали таблетки. Они рассуждали так, если у ребенка температура сорок – это замечательно. Больной прекрасно переносит ее в течение нескольких дней, а при высокой температуре быстро гибнут вирусы. В прошлом веке чтобы дать организму восстановиться, врачи рекомендовали сухоядение. Они давали пациенту сухие булки, потом кутали в холодную мокрую простыню, сверху в одеяло. Хлебный мякиш способен абсорбировать все что угодно, а когда больной потеет - организм очищается. Это видно по белкам глаз и языку. Так врачи излечивали даже тяжелые заболевания - сифилис, туберкулез. Приводили к выздоровлению хронических больных.

 В современном мире ученые выделяют несколько причин нездоровья:

1)  Пониженная двигательная активность – «сидячий» образ жизни.

     Заболевания – гипертоническая болезнь,  атеросклероз, гипотрофия мышц, варикозная болезнь и т.д.

  1. Высокая стрессовая напряженность.                                                                     Заболевания – повышение давления, нарушение сна и т.д.
  2. Высокая статическая нагрузка на мышцы – многочасовая работа в заданной позе.                                         Заболевания – хронический спазм мышц, нарушение микроциркуляции, изменения в суставах.
  3. Нарушение мышечной константы (скелетные мышцы должны составлять 40 % от массы тела).                                                                                                              Заболевания слабых зон из-за отсутствия физического труда, задействующего разные мышечные группы.
  4. Избыточное высококалорийное с большим количеством консервантов и химикатов питание.                                                                                                                     Заболевания – кишечника, печени, эндокринной системы, поджелудочной железы, излишний вес.
  5. Искусственно созданная температурная среда.                                                          Заболевания – простудные заболевания, снижение иммунитета.
  6. Высокий уровень вовлеченности в потреблении фармпрепаратов.                         Заболевания - хронизация всех процессов, интоксикация и зависимость от лекарств.

   А каковы способности  нашего организма? Во- первых, он способен приспособиться к условиям существования. Во- вторых, получая «яд»  в малых дозах (выхлопные газы начала 20 века, пищевые добавки и т.д.) человек выживал и будет выживать. Основными же факторами восстановления  работы организма будут соблюдения законов здоровья - здоровый сон, отдых, положительные эмоции, правильное питание, физическая тренировка и закалка.

   Человек должен не только терять энергию, но и получать ее, а этому способствует сон, еда, секс, положительные известия, помощь другим. Есть и другие источники, которые не обозначены явно и которыми мы не умеем пользоваться. Только невосполнимая трата энергии ведет к слабости, апатии, плохому настроению и т.д.

  Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: существуют четыре шага к здоровью:

1)  Понимание, где ты сейчас находишься, и где бы ты хотел быть: здоровье, работа, семья…

  1. Соблюдение правил «общего жития» в мире с миром – прогулки, сон, гимнастика, питание…

3) Ежедневная добрая отдача миру чего-нибудь от себя – общение с детьми, работа, помощь тем, с кем столкнулся на пути…

  1. Удержание картины обнадеживающего для всех и для себя будущего.

Необходимо учить детей быть здоровыми, создавать «условия здоровья» в школе и семье. Примером должны стать те взрослые, что рядом: учителя и родители.

Встает вопрос, а в каком мире, возможно, быть здоровым?

Во-первых, в мире, который ты целиком принимаешь, общение с которым – всегда удовольствие.

Во-вторых, в мире, в котором ты – дающий.

В -  третьих, в мире, в котором ты соблюдаешь правила «жития» (сон, еда, физические нагрузки).

В - четвертых, жить столько, сколько хотим, и не знать о возрасте и болезнях.

        В пятых, тело может быть не вполне здоровым, и даже местами больным – но при  

       этом не мешать человеку жить.

         Обретение здоровья – это путь. Человек проходит его сам, и нет способа пройти этот путь за него. А врач, кто он? Это лишь проводник и советчик. Однажды они  - пациент и врач- должны расстаться, и человек пойдет дальше, опираясь на здравый смысл. Мы должны уметь сами управлять адаптацией, повышая защиту организма. Экология, болезни - лишь провоцирующие факторы. Это преграды, выстраиваемые миром, чтобы человек, наталкиваясь на них, уточнял свой путь. У организма есть ресурс, но он включается в определенных условиях. Чем тяжелее нагрузка, которую ежедневно испытывает человек, тем более экстремальные факторы нужны для восстановления его организма. Если деятельность совпадает с предназначением человека, доставляет ему радость и дает спокойствие, положительна для мира, если он, выполняя ее, не разрушает собственное тело, то здоровье не иссякает. И об этом нужно помнить.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Источники света.Распространение света

Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава  "Световые явления"  8 класс...