Дополнительная общеобразовательная программа "Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры "Баскетбол""
рабочая программа на тему

Программа направлена на формирование у занимающихся патриотических ценностей, готовности к службе в Вооруженных силах РФ, способности к самообразованию и самосовершенствованию в командно-игровом виде физкультурно-спортивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа128 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Центр военно-патриотического и гражданского воспитания»

                                                                                 «Утверждаю»

                                                                  Директор ГБОУ ДПО ЦВПГВ

         _____________И.И. Мельниченко

                                                                «__»_____________2014 года.

                                                                                                                                                                                                           

Дополнительная общеобразовательная программа

физкультурно-спортивной направленности (ознакомительная)

«Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол»

возраст: от 12 лет и старше

срок реализации: 1 год

         

Разработчик (и) программы:

Саблин Андрей Борисович,

Старший методист  ГБОУ ДПО «ЦВПГВ»

Педагоги, реализующие программу:

Саблин Андрей Борисович,

Старший методист  ГБОУ ДПО «ЦВПГВ»

                                                                                                             

2014 г.

Пояснительная записка.

         Программа разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования и служит основным документом для эффективного построения процесса по развитию и совершенствованию физических качеств учащихся средних, специальных и высших образовательных учреждений, являющегося неотъемлемой частью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

        В программе представлен материал по воспитанию физических качеств с использованием теоретико-методических основ командно-спортивной игры баскетбол, позволяющей качественно подготовить учащихся-призывников к предстоящей службе в Вооруженных силах Российской Федерации.  По мимо физического развития программой предусмотрено освоение и формирование  базовых умений и навыков игры баскетбол.

Программа реализуется на базе ГБОУ ЦВПГВ г.Москвы и предназначена для школьников и  студентов Государственных бюджетных образовательных учреждений. Программа утверждена методическим советом  Центра военно-патриотического и гражданского воспитания. К освоению программы допускаются студенты и школьники, имеющие разрешение врача и прошедшие специальный отбор, позволяющий формировать учебные группы, для прохождения обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол» (ознакомительная), с учетом возрастных, анатомо-физиологических особенностей, а также уровня физической подготовленности.

Актуальность программы состоит  в том, что она одновременно позволяет решить задачи по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовленности подрастающего поколения. Программа также обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

Отличительной особенностью программы «Физическая подготовка детей и молодежи  посредством командно-спортивной игры баскетбол» является то, что:  

- она предусматривает построение процесса физической подготовки, с учетом особенностей контингента и условий проведения занятий;

- в ее содержании включены тестовые процедура которые позволяют определить и контролировать достигнутый уровень занимающихся на каждом из этапов подготовки, что в свою очередь повысит интерес к данной программе и эффективность образовательного процесса;

- весь объем изучаемого программного материала, соответствует требованиям которые предъявляются к уровню физической подготовленности допризывника и формированию у него патриотических ценностей.  

При составлении программы учитывался опыт ведущих специалистов по военно-патриотическому воспитанию, развитию физических качеств и методическим основам подготовки в баскетболе, а также материалы и пособия для подготовки допризывников и другие источники.

Цель: формирование у занимающихся патриотических ценностей, готовности к службе в Вооруженных силах РФ, способности к самообразованию и самосовершенствованию в командно-игровом виде физкультурно-спортивной деятельности.

                

        Задачи:

        - подготовка, волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем физической подготовки и бойцовскими качествами, подрастающего поколения;

- достижение высокого и стабильного уровня игровых навыков и их успешной реализации в специально смоделированных условиях;

- достижение нормативных  показателей;

- получение теоретических знаний и практических умений по развитию физических качеств посредством баскетбола;

        - формирование и совершенствование у занимающихся компетенций, позволяющих решать задачи технико-тактического характера возникающие в ходе баскетбольных игр определенного уровня и контингента участвующих;        

- развитие способности у студентов творчески использовать полученные знания и передовые достижения в методике формирования патриотических ценностей и развития физических качеств;

- содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся.

 

        Программой предусмотрено выполнение занимающимися самостоятельной  работы, которая включает чтение и анализ литературных источников, просмотр видеоматериалов по физической подготовке допризывников. Подразумевается, что после каждого занятия занимающиеся получают задания на дом по тем разделам, которые изучались на занятии.

Возраст занимающихся и сроки реализации программы. 

Данная программа рассчитана на детей и юношей в возрасте 12 лет и старше. Общий период обучения составляет 1(один) год. Годовая нагрузка составляет 144 часа. Учебно-тематический план составлен, исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу – 4 часа в неделю.

Режим занятий – два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия – 2 часа.

Оптимальны состав группы – 18-20 человек.

Организация процесса обучения: принципы, формы занятий.

При составлении плана учебно-тренировочных занятий предусмотрено, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. В связи с этим при планировании занятий учитываются индивидуальные особенности занимающихся.

Для успешной организации и осуществления учебного процесса используются следующие принципы обучения: принцип сознательности и активности, принцип наглядности и доступности, принцип систематичности.

Основной  формой организации образовательного процесса по программе «Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол» являются занятия физической культурой, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, сдача контрольных нормативов.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях – групповая.

В программе используются следующие методы обучения:

  • словесные: устное изложение и беседа, лекция;
  • наглядные: показ видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация техники;
  • практические: целостного и расчленного упражнения.

Требования к уровню освоения содержания программы

В результате изучения программы «Физическая подготовка детей и молодежи  посредством командно-спортивной игры баскетбол» занимающиеся должны:

 Знать:

  • общие принципы развития физических качеств необходимых как в службе в армии так и в ходе баскетбольной игры;
  • основные принципы формирования сплоченного коллектива;
  • содержание и правила патриотических игр с элементами баскетбола;

Уметь:

  • подчинять собственные интересы с интересами коллектива;
  • использовать механизмы самомотивации и мобилизации внутренних резервов организма посредством проявления волевых качеств;
  • самостоятельно применять средства физической подготовки в повседневной жизни;
  • выполнять основные технические элементы баскетбола;
  • анализировать быстро меняющеюся игровую ситуацию и предвидеть возможные игровые сценарии с целью своевременного реагирования и правильного принятия решения;
  • использовать технико-тактические приемы баскетбола в игровых условиях;

Контроль за работой обучающихся, оценка их знаний, навыков и умений является важнейшим средством активации и повышения эффективности образовательного процесса.

Диагностика и оценка получаемых результатов проводится регулярно в процессе учебного года и подразделяется на:

- текущую, проводимую по усмотрению педагога для определения качества усвоения материала, корректуры планируемых учебных занятий;

- промежуточную (за полугодие);

- итоговую, проводимую для оценки получаемых результатов по окончании учебного года.

Используемые формы оценки качества знаний:

  • тестирование;
  • контрольное занятие;
  • зачет;
  • соревнования.

Участие в соревнованиях в рамках данной программы, рассматривается как обязательная часть. Во время проведения матчей «Баскетбольного турнира среди коллективов дополнительного образования», занимающиеся регулярно принимают в них участие.

Учебно – тематический план

программы «Физическая подготовка детей и молодежи

посредством командно-спортивной игры баскетбол»

Наименование тем

Теоретические  занятия

Практические занятия

ВСЕГО

Самостоятельная работа

1. Общие основы по технике безопасности и правил поведения во время занятий.

1

1

-

2. Содержание физической подготовки с использованием средств баскетбола

1

1

-

2.1. Развитие координационных способностей посредством обучения основным техническим элементам баскетбола и их совершенствование

16

16

2

2.2. Воспитание быстроты и скоростно-силовых качеств посредством специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их совершенствование

16

16

2

2.3. Воспитание силовых качеств посредством специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их совершенствование

16

16

2

2.4. Развитие общей и специальной выносливости посредством специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их совершенствование

22

22

2

2.5. Развитие гибкости

10

10

2

3. Технико-тактическая подготовка

1

10

11

3

4. Формирование патриотических ценностей посредством включения в учебный процесс подвижных игр с элементами баскетбола

30

30

4

5. Формирование сплоченности коллектива посредством психолого-педагогических установок

1

1

1

6. Контрольное тестирование уровня физической подготовленности

12

12

7. Восстановительные  мероприятия

8

8

ИТОГО:

4

140

144

18

        Весь программный материал распределён по неделям с учётом последовательности, сложности и методики обучения.

Содержание изучаемого программного материала

  1. Общие основы по технике безопасности и правил поведения во время

занятий.

Техника безопасности,  самоконтроль. Правила поведения, в спортивном зале. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в группах общей физической подготовки. Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Основные причины травматизма. Признаки заболевания. Режим питания и питьевой режим.

  1. Содержание физической подготовки с использованием

средств баскетбола

Основные принципы подбора и проведение общеразвивающих и специальных упражнений по физической подготовке. Составление комплексных упражнений для развития отдельных общих и специальных физических качеств.

          Физическая подготовка как составляющая часть комплексного учебно-тренировочного занятия обучающихся по программе с элементами баскетбола формирующая военно-патриотические и гражданские ценности.

              Контроль уровня подготовленности в ходе образовательного процесса: тесты общей и специальной физической подготовленности, оценка уровня владения базовыми техническими приемами и индивидуальными тактическими действиями в нападении и обороне. Мероприятия по коррекции уровня подготовленности в физической, технической и тактической подготовки.

2.1. Развитие координационных способностей посредством обучения

основным техническим элементам баскетбола и их совершенствование

         Особенности подбора упражнений и проведение тренировочных занятий по технической подготовке, направленных на формирование и совершенствование сложных вариантов технических приемов: броска в прыжке, скрытые передачи,  ведения мяча с переводами и т.д.  Упражнения для тренировочных занятий баскетболистов различной квалификации.

В процессе проведения педагогом дополнительного образования учебно-тренировочного занятия, обучающиеся по его заданию, осуществляют показ и демонстрацию выполнения сложных вариантов технических  приемов, исправление ошибок по ходу выполнения этих приемов.

2.2. Воспитание быстроты и скоростно-силовых качеств посредством

специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их совершенствование

Подбор и выполнение комплексных общеподготовительных и специальных упражнений для развития быстроты и скоростных способностей с учетом индивидуальных особенностей  обучающихся и  игровых амплуа.

        Использование специальных методик способствующих эффективному воспитанию скоростных качеств,  методические рекомендации и особенности которые необходимо учитывать при развитии быстроты.

        Совершенствование уровня скоростных способностей с учетом индивидуальных особенностей и их реализации в игровом процессе через игровое амплуа.

2.3. Воспитание силовых качеств посредством специальных методик и

упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их

совершенствование

Подбор и выполнение комплексных общеподготовительных и специальных упражнений для развития силовых способностей с учетом индивидуальных особенностей  обучающихся и  игровых амплуа.

        Использование специальных методик способствующих эффективному воспитанию силы,  методические рекомендации и особенности которые необходимо учитывать при развитии различных силовых проявлений.

        Совершенствование уровня силовых способностей с учетом индивидуальных особенностей и их реализации в игровом процессе через игровое амплуа.

2.4. Развитие общей и специальной выносливости посредством специальных методик и упражнений используемых в подготовке баскетболистов и их

совершенствование

Подбор и выполнение комплексных общеподготовительных и специальных упражнений для развития общей и специальной выносливости с учетом индивидуальных особенностей  обучающихся и  игровых амплуа.

        Использование специальных методик способствующих эффективному воспитанию различных видов выносливости,  методические рекомендации и особенности которые необходимо учитывать при развитии выносливости.

        Совершенствование  различных видов выносливости с учетом индивидуальных особенностей и их реализации в игровом процессе через игровое амплуа.

  1. Развитие гибкости

Подбор и выполнение комплексных общеподготовительных и специальных упражнений для развития гибкости с учетом индивидуальных особенностей  обучающихся и  игровых амплуа.

        Использование специальных методик способствующих эффективному воспитанию различных видов гибкости (активная и пассивная гибкость; упражнения для развития подвижности позвоночника; упражнения для развития подвижности тазобедренных и плечевых суставов),  методические рекомендации и особенности которые необходимо учитывать при развитии гибкости.

Совершенствование  гибкости с учетом индивидуальных особенностей и их реализации в игровом процессе через игровое амплуа

3. Технико-тактическая подготовка

Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, выбивание мяча. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении и броске. Борьба за мяч при отскоке от щита. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов.

Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.

Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.

Учебные игры.

4. Формирование патриотических ценностей посредством включения в учебный процесс подвижных игр с элементами баскетбола

Методика и особенности проведения подвижных игр в содержании которых присутствуют элементы военно-патриотической направленности. Роль и значение  подвижных игр военно-патриотической направленности с элементами баскетбола, в формировании патриотических и гражданских ценностей у занимающихся. В процессе обучения используются такие игры как: «Подъем», «Ладогабол», «Золотое кольцо», «Пакетбол», «Штурмбол», «Катюша», «Вокруг земли», «Щит и меч», «Богатыри», «Граница на замке», «Салютбол», «Космонавты», «Линейная эстафета», «Встречная эстафета», «Эстафета с преодолением препятствий», «Пограничники», «Переправа отряда».

5. Формирование сплоченности коллектива посредством психолого-педагогических установок

Цели и задачи психолого-педагогических установок. Содержание деятельности по формированию командной слоченности и «духа».Система контрольных заданий и упражнений формирующих внутрикомандную конкурентную среду, способствующую укреплению взаимосвязей и взаимопонимания между членами коллектива (команды).  

         Организация выхода и ухода с площадки как один из важнейших показателей сплоченности и единства коллектива.

Особенности формирования морально-волевых и специальных психологических качеств. Эмоции и волевые усилия в игровой деятельности. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. Лидерство и мотивации в команде. Методы психолого-педагогических воздействий. Особенности мобилизационной готовности баскетболистов к соревнованиям.

Аутогенная тренировка. Психоанализ, индивидуальная и коллективная психотерапия. Тренировочные упражнения с повышенной психологической нагрузкой.

6. Контрольное тестирование уровня физической подготовленности

Роль и значение контроля подготовленности обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе. Организация и методика проведения тестовых процедур оценки текущего состояния разносторонней подготовленности обучающихся. Способы определения адекватности результатов тестов к модельным характеристикам.

Изучение содержания тестовых заданий, нормативов контрольных испытаний, представленных в программе для каждого возраста и уровня подготовленности. Проведение тестирования, анализ и обсуждение полученных результатов с целью внесения корректирующих воздействий.

7. Восстановительные  мероприятия

Значение вопросов нагрузки и восстановления. Выбор вида и способов применения восстановительных средств в зависимости от этапов, условий занятий и соревнований, характера нагрузок, индивидуальных особенностей обучающихся и степени их утомления.

Средства восстановления обучающихся (с выделением занятий по физической, технико-тактической или игровой подготовке) и их дальнейший выбор в зависимости от индивидуальных особенностей, с учетом амплуа, морфофункциональных и нейродинамических особенностей обучающихся.

Педагогические средства восстановления. Перечень упражнений, используемых для переключения, использование в разминке приёмов, способствующих мышечному расслаблению в положении лёжа и сидя.

Дополнительные гигиенические средства восстановления: всевозможные водные процедуры, разновидности самомассажа и др. Распределение восстановительных средств в динамике дня.

Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной программы

Программой предусматривается теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов.

Материал распределен от простого к сложному. Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры и баскетбола в частности, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.

При подборе средств и методов практических занятий педагог дополнительного образования должен иметь ввиду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения и подвижные игры для развития различных физических способностей. Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей:

Подготовительная – упражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без мяча, с мячом, в парах и т.д.).

Основная часть – упражнения из разделов программы по воспитанию физических способностей, подвижные игры патриотической направленности с элементами баскетбола, технико-тактические упражнения и непосредственно сама игра баскетбол.

Заключительная – ходьба, бег в медленном темпе, спокойные игры, упражнения на дыхание, упражнения на гибкость.

Формы подведения итогов.

В ходе изучения программного материала проводятся  контрольными испытаниями. Контрольные нормативы составляются педагогом на основе норм физической подготовки для данной возрастной группы.

Нормативы по физической подготовке

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 20 м (с)

Бег 10 с (кол-во касаний)

Согласно возрастным и учебным нормативам по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура

Силовые

- Подтягивания из виса на высокой перекладине (кол-во раз) (м).

- Отжимания из упора лежа (кол-во раз) (д).

- Прыжок в верх с места (см).

- Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой (кол-во раз).

Скоростная выносливость

Бег 2 х 40 сек

Выносливость

Бег с ведением и атакой 12 мин (кол-во площадок)

Координация

- Штрафные броски 3,40 сек (кол-во).

- Обводка (с).

Материально-техническое обеспечение программы

«Физическая подготовка детей и молодежи посредством командно-спортивной игры баскетбол»:

Оборудование спортивное:

- основной комплект крепления учебного спортивного оборудования;

- комплект для занятий по общей физической подготовке;

- тренажеры и устройства для воспитания и развития физических качеств.

Оборудование для контроля и оценки действий:

- комплект для измерения показателей физической подготовленности;

- комплект для занятий баскетболом.

Вспомогательное оборудование:

- вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.

Мебель и оборудование для оснащения кабинета физической культуры:

- пособия печатные;

- видеоматериалы;

- мультимедийный компьютер;

Список литературы

  1. Баскетбол. Учебное пособие/Под редакцией С.В. Чернова. М.; Физическая культура, 2009. 
  2. Баскетбол. Теория и методика обучения / под общ. ред. Д.С. Нестеровского. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
  3. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 1996
  4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.  – 381 с.
  5. Ильин Е.П.  Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – (Серия «мастера психологии»)
  6. Катулин Н.А. Формирование игровых звеньев  и совершенствование тактики взаимодействий с учетом индивидуальных особенностей баскетболистов: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 1981.- 21с.
  7. Корнеев Р.А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии ее оценки / Р.А. Корнеев // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 3. – С. 48-50.

  1. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М.: Владос, 2003 г.
  2. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации НФП-2001. Воениздат. 2001.
  3.  Патриотизм – источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. – М., 2008.
  4.  Портнов Ю.М. и др.    Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. - М.: Советский спорт, 2004. -100с.
  5.  Сборник нормативно-правовых актов РФ и г. Москвы по вопросам патриотического воспитания. 2003.
  6.  Сингер Р. (США). Мотивация и уровень притязаний спортсменов. [Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов [Текст]: хрестоматия/Сост. и общая редакция И.П.Волкова,  Н.С. Цикуновой. – М.: Советский спорт,  2005.–286 с.
  7.  Смирнов А.Т. Основы подготовки к военной службе: методические материалы и документы, М., 2003.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей «Командарм»

Социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позицииподростков в процессеинтеллектуального, духовно-нравственного и физического развития....

«ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИИ»

Физическая активность выступает одним из главных факторов, которые влияют на состояние здоровья и работоспособность растущего детского организма. Потребность в движении ребенка естественна, ее удовлет...

Некоторые вопросы популяризации «Шотокан карат»э в целях воспитания детей и молодежи, реализуемой посредством Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы Шотокан каратэ» (часть 1).

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы Шотокан Каратэ» (часть 1). Ведение. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Новизна. Цель и задачи. Учебно - тематический...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности объединения «Продвинутая молодежь»

Дополнительная общеобразовательная программа   «Продвинутая молодежь» разработана на основе:- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образованииРФ»;- Прика...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей подготовительной группы «Хочу знать всё о Белгородчине».

В ходе обучения по данной дополнительной общеобразовательной программе старшие дошкольники смогут узнать много исторических фактов,разнообразия  природного и животного мира края, в котором они пр...