Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
статья по теме

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ивлюшкина Ю.А.

Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.

Теперь, когда мы умеем летать, как птицы,

плавать по воде, как рыбы,

                                                нам осталось одно – научиться жить на

земле, как люди.

Бернард Шоу

     В последние годы проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности, противодействия экстремизма в молодежной среде уделяется особенно пристальное внимание. В школах сложилась система работы, в основе которой - обучение учащихся практическому праву и гражданскому воспитанию, нацеленному на формирование нравственных качеств личности, таких как гуманность, доброжелательность, милосердие, взаимоуважение, на воспитание у учащихся основ толерантности, мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

    Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи, школы, социума. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что наши дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Толерантность - основа воспитания современного ребенка.Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Толерантность является сегодня одной из ключевых компетентностей современного человека, поскольку от его готовности и способности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

    Задача педагога – постоянно и целенаправленно работать над формированием таких качеств личности, как уважение, принятие и правильное понимание многообразия мира при сохранении своей индивидуальности. Эту работу надо проводить системно. Урок за уроком нести идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с

уважением относиться к ценностям других людей. Несомненно, уроки истории и обществознания способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:

- признавать разнообразие позиций и мнений;

- воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;

- способствовать осмыслению социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

- формировать готовность и способность вести диалог с другими

людьми, достигать в нем взаимопонимания;

- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения,

уважительно вести полемику.

     Таким образом, происходит понимание культурного многообразия

мира, уважение к культуре своего и других народов.

Основными особенностями формирования толерантности у учащихся являются следующие: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в России и мире; воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности;  создание условий для интеграции учащихся в культуру других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе мира; формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; воспитание уважения к истории и культуре других народов.

    Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного

сознания дает курсы отечественной истории и обществознания. Например, при изучении темы «Образование государства Киевская Русь», говоря о призвании варягов, указываем на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Для формирования толерантного сознания можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву.

    Другой пример, вопрос о «монголо-татарском иге», подводит учащихся к формированию толерантности по отношению к носителям

иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая

негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многое другое.

При изучении материала о войнах и конфликтах необходимо продолжить работу над формированием толерантного сознания. Для этого следует акцентировать внимание учащихся на фактах проявления

толерантности даже в условиях человеческого ожесточения.

Большая роль в формировании толерантности отводится при изучении национально-регионального компонента на уроках истории. Знакомство с историей Мордовского края, мордовского народа, его традициями и культурой ведет к воспитанию уважения, национальной значимости народов, терпимости.

     В каждой теме по обществознанию есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений. Например: тема «Что такое общество?»

раскрывает взаимосвязь человека и общества, учит терпимости и устойчивости, способности реализовать свои личностные позиции, поэтому у учащихся формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности. Тема «Человек как духовное существо» раскрывает духовную жизнь человека, дает представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывает, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие.Тема «Мораль. Религия» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль и религия считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.

     Таким образом, формирование толерантности на уроках истории и обществознания должно быть направлено на противодействие влиянию,

вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать развитию у современных школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Литература.

1. Иоффе А.И. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 1.

2. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

3. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетенции/ Педагогика.-2005. - № 3.

4. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

"Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе".

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда....

Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.

Доклад на IX Всероссийской научно-практической конференции  посвященной 140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи.Поликультурное образование : опыт и перспективы.Тема:Формирование  этнотолерантнос...

"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".

Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».      ...

Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".

Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......