Конспект внеклассного мероприятия "Коми серъяс - коми орнаменты"
элективный курс

Соколова Мария Андреевна

Человек всегда стремился к красоте. Люди украшали свое жилище, одежду, предметы домашнего обихода. На посуде, орудиях труда хорошо различимы узоры – точки, прямые и волнистые линии, треугольники, кружочки, растительные формы (цветы, ягодки, листочки и др.) В далекие вре-мена такие узоры служили не только украшением. Вязаные вещи, благодаря узорам, были не толь-ко нарядными, но и теплыми, т. к. вязка из нескольких цветных нитей получалась толще. Еще для людей узоры имели обрядовую, магическую силу. Определенные линии, рисунки имели свое значение. Например, с надеждой на хороший урожай, люди изображали дождь – вертикальными линиями, точками и галочками – семена и всходы растений. Для многих вещи с узорами служили оберегами от злых духов и нечистой силы. В наше время такие узоры служат «посланиями из прошлого».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие « Коми серъяс »

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения коми орнамента.

Задачи:1.  Вызывать интерес к искусству коми народа.

              2. Способствовать развитию воображения.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Звучит песня «Коми муой» (заходит учитель в коми национальной одежде)

- Видза оланныд челядь да дона гостьяс! Здравствуйте ребята и дороги гости!

2.  Вступительная беседа.

- Я, Коми Ань, хочу вам рассказать о жизни коми народа.

-  Скажите, как называется наша малая Родина? (Сыктывкар)

- С давних пор коми народ строили свои дома по берегам рек  Коми Республики. Слайд 1.

- Так же и образовался наш город, который ранее назывался Усть - Сысольск Слайд 2 

 - Ребята, почему коми народ строили свои дома по берегам рек? Чем они занимались? (ответы детей)

- Мужчины – папы ходили на рыбалку, охоту – они добывали еду. Женщины  - мамы – готовили еду, шили одежду всей семье, а дети пока были совсем маленькими – играли, когда подрастали – помогали взрослым.  Всю посуду тоже делали своими руками, а чтобы посуда, одежда, мебель были красивыми, люди придумывали узоры (орнамент). Слайд  3

- Сегодня, я хочу вас познакомить с коми орнаментом. Но вначале послушайте стихотворение: 

«А что такое орнамент?»

Оглядись, посмотри, как красиво –
Из орнаментов разных узор.
На одежде, рукавичках. Красный с белым,
На клеёнке штришками «забор»,

Разрисован и бабушкин фартук,
На платочках - квадратиков ряд,
И на мамином сереньком платье,
На кайме ярко стразы горят.

Кружева на салфетках, накидках,
Составляют цветочный набор,
А на стёкла зимою налипнет,
Из снежинок и льдинок узор.

- Ребята, скажите, что такое орнамент? (ответы детей)

3. Основная часть.

- Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными или животными элементами. Слайд 3.

- Орнамент служит не только украшением, но и заговором от злых  сил природы (объяснить), поэтому вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, на подоле, на манжетах, у воротника.

- Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Слайд 4

- Ребята, носят ли сейчас  такие пояса?  Где мы можем их увидеть?

- В орнаментах встречаются простые геометрические элементы. Слайд5.

- Так же было распространено узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента вкладываются в один другой. Слайд 6.

- Ребята, а для чего вывязывали узор?

- Вещь становилась теплее, и узор исполнял роль оберега.

- Орнамент можно разделить на несколько групп: Слайд 7.

* орнаменты,  связанные с орудиями труда; Слайд 8

* с растительным миром; ; Слайд 9

* с изображениями людей. ; Слайд 10

- Орудия труда и другие предметы.

Слайд 11

Перна – наиболее распространенный орнамент Коми. Перна имеет древнее происхождение, защищает от злых духов и нечистой силы, кроме того, служит символом вечных стремлений и счастья.

- Так же представители животного мира. У народа коми олень считается священным животным, потому что выручает в суровые зимние морозы не только в качестве транспорта, но и это ещё и одежда. Слайд 12

- Ребята, что шьют из шкуры оленя? (Показ пим, в качестве узора используют орнамент).

- Поэтому лучшим подарком для коми оленеводов будет, несомненно, олень – верный друг в беде и радости.  Слайд 13

- Так же изображали людей.

- Солнце (Слайд 14) – популярный коми орнамент. Солнце дарит тепло и защиту. Если в центр символического изображения солнца добавить точку, то толкование узора меняется, он символизирует росток будущей жизни. Именно такой орнамент вышивали девушки на одежду в качестве приданого (когда отдают девушку замуж, ей должны дать постель, одеяло, подушки…). Девочки и старушки такой узор не носили никогда.

Существует ещё такой орнамент - берегиня - великая древнеславянская богиня, породившая все сущее, стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок, вышивалась чаще всего нитками красного цвета, что символизировало очистительный огонь и солнце, и было связано с охранной магией, очищением и лечением. ) Слайд 15

- Ребята, даже изображение коми орнамента можно встретить на гербах городов

Республики Коми (объяснить) Слайд 16

Сейчас я хочу вам показать, на каких предметах люди ещё делали орнаменты. ) Слайд 17- 19

4.  Практическая работа.

А теперь давайте поиграем

Разгадывание кроссворда. ) Слайд 23

1. Сшили их из черной кожи,

    В них теперь ходить мы можем.
   И по слякотной дороге
   Не промокнут наши ноги. (сапоги)

5. Внутри – голо, сверху – мохнато,
   Теплом богато.            (малица)

2. Я на плечиках держусь,
   Повернешься – я кружусь.   (сарафан)

6. Не ботинки, не сапожки,
   Но их тоже носят ножки.
   В них мы бегаем зимой:
   Утром – в школу, днем – домой. (валенки)

3. Две сестренки, две плетенки
   Из овечьей шерсти тонкой.
   Как гулять – так надевать,
   Чтоб не мерзли пять да пять. (носки)

 7. Есть у бабушки-старушки  Очень маленький секрет:  Платья, книжки и игрушки,

 Занавески, погремушки,  Кукол и велосипед –

 Всё она упрямо прячет,  Чтоб не смог добраться внук.  Есть у бабушки на даче

 Ветхий старенький…  (Сундук)

4. Дали братьям теплый дом,
   Что бы жили впятером.
   Брат большой не согласился
   И отдельно поселился. (рукавицы)

8. Один вход, два выхода.  (штаны)

Хорошо. Молодцы.

 - Скажите, пожалуйста, Все ли перечисленные атрибуты женского коми костюма одеты на мне? Чего не хватает?

- Сейчас, ребята, будете украшать передник, используя коми орнамент. (Работа детей) Звучит музыка.

- Мне все передники понравились.

- Сейчас, я у вас проверю, как вы запомнили орнаменты. ( На слайде письмо мальчика , нужно его расшифровать)

Слайд 32

5. Рефлексия. Итог занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коми серъяс Соколова Мария Андреевна Учитель коми языка МАОУ «СОШ № 12 имени Олега Кошевого»

Слайд 4

Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными, животными элементами. На слайде представлены работы мастера Туровой Светланы

Слайд 6

В орнаментах встречаются простые геометрические элементы (мотивы): точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются.

Слайд 7

Очень распространено было узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента разных цветов вкладываются один в другой.

Слайд 8

Орнаменты можно разделить на несколько основных групп: - связаны с орудиями труда - с животным миром - с растительным миром - с изображением фигур людей

Слайд 9

Орудия труда и другие предметы (зубья, пилы, крест, компас…) ЗУБЬЯ ПИЛЫ ВИНТ НАКОНЕЧНИК СТРЕЛЫ ЗУБЬЯ ГРАБЛЕЙ

Слайд 10

Представители животного мира РОГА КОРОВЫ ОЛЕНЬИ РОГА

Слайд 11

Изображения фигуры людей МУЖЧИНА ЖЕНЩИНА

Слайд 12

Перна — наиболее распространенный элемент национального орнамента коми-пермяков . Перна имеет древнее происхождение, играет роль оберега, является защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, перна служит символом вечности, высоких стремлений и счастья.

Слайд 13

Обереги

Слайд 14

Малица

Слайд 15

Символ Шонд i (Шонд i бан) - солнце дарящее тепло и защиту, традиционный орнамент.

Слайд 16

БЕРЕГИНЯ .

Слайд 17

Медведь - традиционный символ мощи, силы, уверенности

Слайд 20

Украшения

Слайд 21

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 22

1. с а п о г и 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 23

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 24

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 25

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. 6. 7. 8.

Слайд 26

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. м а л и ц а 6. 7. 8.

Слайд 27

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. м а л и ц а 6. в а л е н к и 7. 8.

Слайд 28

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. м а л и ц а 6. в а л е н к и 7. с у н д у к 8.

Слайд 29

1. с а п о г и 2. с а р а ф а н 3. н о с к и 4. р у к а в и ц ы 5. м а л и ц а 6. в а л е н к и 7. с у н д у к 8. ш т а н ы

Слайд 30

Письмо мальчика