Спецкурс "Семейный лад"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Сыч Наталья Ивановна

Данная программа направлена на поэтапное освоение подрост­ками культурно-исторического наследия малой Родины, высоких духовно-нравственных качеств. Рассчитана на обучающихся 10-11 лет, состоит из 34 занятий.

Комплексная программа обеспечивает единство двух компонен­тов: образовательного и практико-деятельного.

Образовательный процесс отличает и его открытый характер, так как он предлагает связь с учреждениями культуры, общественны­ми организациями и объединениями.

Цель программы: воспитание детей на русских духовно-нравственных традициях, творческое развитие личности учащихся, приобщение к истинно русским народным промыслам, воспитание любви и интереса к своей малой Родине, её прошлому, к истории своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Спецкурс "Семейный лад" 5 класс32.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Утверждена

Директор школы

___________________Т.В. Толмачева

Приказ от «29» августа 2014 года

№149

                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Спецкурса «Семейный лад»

( 5 класс)

Срок реализации  2014-2015 учебный год

Составлена на основе авторской программы Н.П. Панченко (калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск 5/составитель С.В. Хохлова; под ред. С.В. Адаменко. – М. 2006)

Рабочую программу составила

Сыч Наталья Ивановна

учитель русского языка и литературы

1 категории

МКОУ СОШ №3

2014г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа направлена на поэтапное освоение подростками культурно-исторического наследия малой Родины, высоких духовно-нравственных качеств. Рассчитана на обучающихся 10-11 лет, состоит из 34 занятий.

Комплексная программа обеспечивает единство двух компонентов: образовательного и практико-деятельного.

Образовательный процесс отличает и его открытый характер, так как он предлагает связь с учреждениями культуры, общественными организациями и объединениями.

Цель программы: воспитание детей на русских духовно-нравственных традициях, творческое развитие личности учащихся, приобщение к истинно русским народным промыслам, воспитание любви и интереса к своей малой Родине, её прошлому, к истории своей семьи.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

Обучающие:

        - расширить и углубить знания по истории родного края;

Развивающие:

  • создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-психологического, творческого потенциала;
  • способствовать развитию детской инициативы и самоуправления;
  • формировать у детей положительный социальный опыт.

  Воспитывающие:

  • воспитание детей на русских духовно-нравственных традициях, творческое развитие личности учащихся, приобщение к истинно русским народным промыслам, воспитание любви и интереса к своей малой Родине, её прошлому, к истории своей семьи;
  • содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно-нравственных качеств.

Основные принципы построения программы:

Целостность — соблюдены единство обучения, воспитания, с одной стороны, и системность с другой.

Гуманизация — признания личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Интеграция — совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчиненных одной цели и связанных между собой.

Деятельностный  подход — любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.

Возрастной и индивидуальный подход — выбор форм, методов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

При реализации программы очень важным условием является сотрудничество с родителями.

Формы работы с семьей:

  • консультации по решению социально-психологических проблем
  • беседы;
  • родительские собрания;
  • совместная работа по подготовке и проведению организационно-массовых мероприятий, коллективных творческих дел:

Оценка эффективности программы.

Программой предусмотрено проведение психолого-педагогического диагностирования, позволяющего дать оценку результатам осуществляемой образовательной деятельности. Данная работа предполагает исследование социального благополучия детей, их психологического состояния, отслеживания степени усвоения знаний умений, навыков по основным дисциплинам, а также уровня воспитанности и развития психологических свойств личности.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

1

Семья – пристанище моей души

8

2

«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит»

7

3

По Заветам Отцов

10

4

Моя малая родина – мой дом родной

9

Итого

34

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Семья – пристанище моей души. (8 часов)

 Моё имя. Моя семья. «Родовое предание» (составление родового древа, сбор фотографий, изучение семейного архива, о роли старых вещей в доме). Профессия моих родителей. «Любовь к отеческим гробам». Изучение семейных традиций.

Раздел 2. «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит». (7 часов)

Сбор и разучивание старинных русских песен, пословиц, игр. Игрушки наших прабабушек. Игры наших прадедушек. Праздники, конкурсы, посиделки наших предков. Уроки послушания. Древние тайны Руси. Семейные встречи «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». «Уроки моей бабушки». Фронтовые дороги наших дедов.

Раздел 3. По Заветам Отцов. (10 часов) 

Знаменитые русские семьи (благочестие и святость семей). Духовная жизнь царей (Ярослав Мудрый, Александр Невский, Романовы).  «Слово жизни» (Заветы Владимира Мономаха, Александра Суворова, поучение Сильвестра к сыну Анфиму, наставления Ахира Премудрого, заветы моих родителей). Домострой – настольная книга. «Святое ремесло» (в мастерской  иконописца).  «Божественный глас колокола».

Раздел 4. Моя малая родина – мой дом родной. (9часов) 

Моя станица в прошлом. Очные и заочные путешествия по святым местам. «Царство природы» (святые птицы России). «Дерево на Руси». Улица, на которой я живу. «Волшебная кисточка» (выставка рисунков, поделок).

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Форма

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Семья – пристанище моей души (8 часов)

1

Моё имя

Встреча

1

8.09

2

Моя семья

Беседа

1

15.09

3

«Родовое предание» (составление родового древа, сбор фотографий, изучение семейного архива, о роли старых вещей в доме)

Исследование

3

22.09

29.09

6.10

4

Профессия моих родителей

Презентация

1

13.10

5

«Любовь к отеческим гробам».     Изучение семейных традиций

Исследование

2

20.10

27.10

Раздел 2. «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» (7 часов)

6

Сбор и разучивание старинных русских песен, пословиц, игр

Проект

1

10.11

7

Игрушки наших прабабушек

Презентация

1

17.11

8

Игры наших прадедушек. Праздники, конкурсы, посиделки наших предков

Посиделки

1

24.11

9

Уроки послушания

Нравственная беседа

1

1.12

10

Древние тайны Руси

Заочная экскурсия

1

8.12

11

Семейные встречи «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»

Встреча за круглым столом

1

15.12

12

Фронтовые дороги наших дедов

Устный журнал

1

22.12

Раздел 3. По Заветам Отцов (10 часов)

13

Знаменитые русские семьи (благочестие и святость семей)

Семейные чтения

1

12.01

14

Духовная жизнь царей (Ярослав Мудрый, Александр Невский, Романовы)

Виртуальная экскурсия

2

19.01

26.01

15

«Слово жизни» (Заветы Владимира Мономаха, Александра Суворова, поучение Сильвестра к сыну Анфиму, наставления Ахира Премудрого, заветы моих родителей)

Комбинированные

3

2.02

9.02

16.02

16

Домострой – настольная книга

Семейные чтения

1

2.03

17

«Святое ремесло» (посещение храма)  

Экскурсия в храм

2

9.03

16.03

18

Божественный глас колокола

Музыкальная страница

1

23.03

Раздел 4. Моя малая родина – мой дом родной (9часов)

19

Моя станица в прошлом

Презентация

1

30.03

20

Очные и заочные путешествия по святым местам

Экскурсия

2

6.04

13.04

21

«Царство природы» (святые птицы России)

Комбинированный

1

20.04

22

Дерево на Руси

Игра

1

27.04

23

Улица, на которой я живу

Устный журнал

2

4.05

11.05

24

Ставрополье – мой дом родной

Презентация

1

18.05

25

«Волшебная кисточка» (выставка рисунков, поделок)

Выставка

1

25.05

Итого

34

  1. Литература
  1. Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь.-М.1994.
  2. Гребенников С. Женихам – внукам от дедов наука. – М.: Фаворь,2003.
  3. Домострой. – М., 1999.
  4. Шугаев И. Брак, семья, дети… - Таллин: Талдом, 2003.
  5. Орехов Д. Святые источники и иконы России. – СПб., 1999. – (Серия «Исцеление души»).
  6. Купель. Детский православный журнал. – 1998. - №2,3,4.
  7. Священник Тимофей, педагог Берснева Т. Уроки здоровья и добродетели: Православный учебник для детей. – М., 1999.
  8. Воспитание детей// Отечник. - №2. – М., 1997.
  9. Воспитание школьников. – 2000. - №1; 2004. - №5; 2007.- №4.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей русского языка и литературы

от 27.08.2014 г. №1

Руководитель МО

_________________ Сыч Н.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ Глазкова О.М.

от «29» августа 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Протокол заседания

от «29» августа 2014 г. №1