ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
статья по теме

Ермакова Наталья Викторовна

Доклад о проблемах духовно-нравственного воспитания в школе в рамках VII муниципальных образовательных Рождественских чтений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnv_statya.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Микрорайон «В» д.26,г.о.Троицк ,г.Москва,142190

Тел./факс: (495)-851-06-74 тел 851-31-11 E-mail: http://2schkola.ru/

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков, юношества

от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности…

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…

В. А. Сухомлинский

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость, ведь детство, отрочество, юность – особое время в жизни человека, когда выстраивается его внутренний мир.

К сожалению, в современном обществе всё труднее воспитать духовно богатую личность, так как люди все больше нетерпимы друг к другу, они стали жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Мы забыли, что  «… добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…» (Евангелие от Луки).

Если же мы обратимся к истории Российского Государства, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

           В 2011 году тогдашний Президент России Д.А. Медведев чётко обозначил ценности российского общества: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Так появилась идея Концепции  духовно - нравственного развития  и  воспитания личности.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

•        характер современного национального воспитательного идеала;

•        цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

•        систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

•        основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

И всё же ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны отводится образованию.

Эту мысль ещё раз подчеркнул в 2013 году Президент РФ В. В. Путин в послании Федеральному Собранию, говоря о приоритетах в образовании: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».

         Бесспорно, ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, в разного рода коллективах, в сфере массовой информации, в сфере искусства, отдыха  ...  Но наиболее целенаправленно, системно, последовательно  духовно - нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всей атмосферой  школьной жизни. Поэтому новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

В связи с этим ей предстоит решать следующие задачи:

 - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки;

- реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности в единстве слова и действия.

То есть главная цель образования в школе –  развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это очень важно, т.к. позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.          

На мой взгляд, более всего способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для обучающихся.

«Через родное слово,- отмечал  К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа», а А.И. Куприн утверждал, что "изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной потребностью".

Такая потребность сегодня является очевидной. Рушатся языковые нормы, жаргон стал нормой общения. Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, идет вульгаризация языка, ненормативная лексика перестала быть чем-то из ряда вон выходящим. С сожалением приходится констатировать, что не только  учащиеся, но и взрослые люди зачастую не умеют правильно формулировать свои мысли, пользуясь небольшим объёмом словарного запаса языка. Вот почему на уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир огромных радостей, всю яркую палитру человеческих чувств и отношений. Размышления над словом помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.  

Изучая художественные, публицистические произведения, мемуары и дневники мастеров слова, мы помогаем подростку, юноше избирательно относиться к информации, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, мы учим молодых людей с юных лет выбирать информацию  ту, которая поднимает дух и облагораживает.

Работа с тестом на уроках русского языка, его анализ, правильное понимание идеи и проблематики произведения позволяют формировать у учащихся духовно-нравственные ориентиры.

Так на одном из занятий по подготовке к ЕГЭ в 11 классе мы работали с текстом Ю. Нечипоренко «Три ведра».

Детство у меня было замечательным. В детстве не было денег, не было жены и работы, но всё это - дело наживное. Зато в детстве были отец и мать. В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. В мальчишеских играх не было места матери. Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить - но это было так обыденно, что и незаметно… Нежности были не приняты в семье. Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

- Я тебя люблю…

Сказал ли я ей это хотя бы раз? Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил - и опять туда, где друзья, игры и страсти. На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их - как не чувствуем мы, что состоим на девяносто процентов из воды, и совсем не видим воздуха, которым дышим.

Мы с мамой жили рядом - но словно в разных мирах. Эти миры соприкоснулись лишь однажды - и случилась история, которая оказалась интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.

Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване - за чтением книг, - помню, плакала над "Бедными людьми" Достоевского. Но иногда вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам.

      Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. Она любила приговаривать: "Жили бедно - хватит!"

      Но бизнес её обычно ограничивался мечтами - и смехом. Она делилась с ближними своими планами - а те поднимали её на смех. И напрасно, потому что главное для автора проекта - уверенность в себе, и критика ближних способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

      И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. Речь шла о полёте на самолёте! Мне отводилась роль помощника: она покупала поутру на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт - и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

      Мы отправились в шесть утра на базар, купили вишни - и, помогая друг другу, перекладывая вёдра из руки в руку, дотащились до аэродрома. На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных "кукурузников".

      Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра - и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. Не поднимались мы выше облаков - но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. Зелёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка - шар на ниточке. Под нами бежали  поля и луга до тех пор, пока мы не увидели на горизонте трубы и дома большого города. Наконец мы пошли на посадку, сделали круг - и очутились на бетонном поле аэродрома. Со свистом в ушах и вёдрами вишен в трясущихся руках мы ступили на землю.

      Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут в ту же цену, что и на нашем базаре.

      Сейчас мне кажется, что это был самый удачный мамин проект, самое лучшее предприятие: и пусть вишни не принесли тогда выгоды - деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись на миг миры взрослых и детей. Благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю валяться на диване, вздыхать о былых временах и мечтать о великих делах - а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. Разве что вишнями не торгую...

      Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму - и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось - как воздух вокруг нас:

      - Спасибо, мама. Я тебя люблю.

      Теперь я мог сказать это только во сне - и поднимаясь вверх, как на "кукурузнике", - я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям… Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. На двоих у нас три ведра небесных вишен.

Текст я сознательно прочитала вслух сама. Когда закончила и подняла глаза к ребятам, многие плакали, а кто-то сказал: «Ничего себе. А как за душу берёт. Сильно!»

На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи урока через воспитательный момент, т.к. глубокое нравственное влияние содержания текста на учащихся и чёткое понимание его смысла позволили грамотно и правильно справиться с работой по анализу произведения (определить проблему, позицию автора по данной проблеме) и реализовать творческие способности учащихся через написание сочинения по прочитанному тексту с учётом требований к сочинению в ЕГЭ по русскому языку.

 Велика роль и литературы. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре и могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.

Бездуховность  – бедствие современного общества. А литература создает ценности, необходимые душе, поэтому благодатна для воспитания духовных ценностей.

Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру.

Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания, и на каждом отдельном уроке звучат его составляющие: дружба, любовь, совесть, сострадание, ответственность, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Например, добро всегда побеждает зло в русских сказках («Царевна-Лягушка», «Ховрошечка» - 5 класс) и былинах («Илья Муромец и Соловей Разбойник» - 7 класс).

А «Поучение Владимира Мономаха»  и «Домострой»! Это произведения, способствовавшие формированию русской нации. Они учили  хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням, но главное – учили, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.

А бессмертная русская классика! Она является неисчерпаемым кладезем духовности и нравственности!

Огромное внимание в произведениях русских писателей  уделяется семейному воспитанию.

Роман  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  показывает,  насколько разное воспитание у Онегина: «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил» и Татьяны « русской душою», в которой сильны  русские национальные традиции, понятие о чести, верности, принятые в семье Лариных.

« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина, и девятиклассники правильно объясняют, почему Татьяна не приняла любовь Онегина после замужества.

М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» изображает  героем удалого купца Степана Парамоновича, защитившего  честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни.

Тема семьи и семейных отношений ярко раскрывается в романе Толстого «Война и мир» на примере фамилий Ростовых, Болконских и Курагиных. В ходе уроков по данной теме учащиеся через анализ взаимоотношений в каждом из трёх домов сами приходят к выводу о ложных и истинных семейных ценностях.

Семейные отношения исследуют в своём  творчестве  Тургенев, Гончаров, Достоевский, Шолохов и не только. Мастера слова пытаются донести до своего читателя мысль о том, что семья, где нет духовности,  распадается. А в современном обществе, к сожалению, - пропаганда свободных отношений.

А сила характера русского человека и непоколебимость русского духа у Лескова в «Очарованном страннике», у А. Толстого в «Русском характере», у М. Шолохова в «Судьбе человека», у Б. Васильева в «А зори здесь тихие…» пробуждают неподдельное чувство гордости и патриотизма у юных читателей.

 « Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!»

Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только правильно подать их  детям.

Весьма ценны литературные дискуссии,   уроки-исследования, беседы, семинары. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить истинное и ложное, хорошие и плохие поступки. Такие занятия позволяют в непринужденном диалоге рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

В связи со всем вышеизложенным хочется привести весьма актуальные слова главного редактора журнала " Роман газета 21 век" В. Ганичева: «Без воспитания любви к русскому языку, к великой отечественной литературе не возродится русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей».

Сейчас много разговоров о необходимости качественного образования:  это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, с самим собой. Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Закончить хочется словами  В. А. Сухомлинского: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Наталья Викторовна Ермакова, учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание и развитие в современной школе"

Презентация к педсовету "Духовно-нравственное воспитание и развитие в современной школе"...

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в  общеобразовательном учебном  учреждении: опыт, проблемы, перспективы...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в  общеобразовательном учебном  учреждении: опыт, проблемы, перспективы...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах

Предлагаемая авторская программа отвечает поставленным целям. Автор предусмотрел в полном объеме все важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания и развития образования в школах. Программа разра...

Городская научно-практическая конференция «Экологическое воспитание – опыт, проблемы, перспективы» Положение

Городская научно-практическая конференция «Экологическое воспитание – опыт, проблемы, перспективы». Положение о конференции для педагогических работников образовательных уч...