Презентации на тему"Проблемы демографии в современном мире"
презентация к уроку на тему

Вматериалах раскрываются современные демографические проблемы России и мира. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д емографический К ризис В Мире. Жарова Виктория. Гр.13111

Слайд 2

Определение демография-наука о народонаселении, демографический кризис-это снижение количества населения, отрицательный его прирост (смертность выше рождаемости)

Слайд 5

Сравнительно недавно, менее 100 лет назад, рождаемость в большинстве стран Европы, а также России была достаточно высокой. Европейский континент отличался уровнем развития экономики от других стран. Все это базировалось на росте численности населения примерно на 2-3% в год. Но современные условия жизни, изменения мышления и другие обстоятельства привели к тому, что во всем мире начался демографический кризис.

Слайд 6

Это процесс, который требует решения на государственном уровне. Демографический кризис – это низкий прирост численности населения или его полное отсутствие. Это происходит в результате снижения показателя рождаемости и увеличения уровня смертности. Однако демографический кризис может означать не только снижение численности населения, но и его переизбыток. В современном мире в основном встречается проблема убыли населения .

Слайд 7

В случае, когда уровень рождаемости падает в течение определенного времени и не превышает уровень смертности, возникает тенденция старения населения. То есть не происходит его воспроизводство. Количество женщин, которые находятся в детородном возрасте, снижается. В этой ситуации должны приниматься меры по повышению показателя среднего количества детей на одну женщину, которая находится в детородном возрасте. С давних времен возникали споры по поводу необходимости прироста населения. Некоторые ученые придерживаются мнения, что это недопустимо. Вследствие этого процесса происходит сильная миграция населения.

Слайд 8

Последствия, которые имел демографический кризис, отразились на всем населении Европы и затронули бедных и богатых, развивающиеся и развитые страны. Причин для возникновения такой ситуации можно назвать несколько: Многие сходятся во мнении, что в этом виновата урбанизация населения. Общество с аграрным укладом превращается в более индустриальное. Люди, перебравшись в город, перестали рожать большое количество детей. Однако у этой теории есть и противники, которые приводят в пример Великобританию, Бразилию, Аргентину. Там, несмотря на более раннюю урбанизацию, прирост населения остался стабильным .

Слайд 9

Мировой демографический переход 1750-2100 г г

Слайд 10

С 1975 по 2005 г г

Слайд 11

Ни для кого не является секретом, что наша планета заселена не равномерно и более того, она уже перенаселена, в какой-то части планеты население превышает 16500 человек на км2 (к примеру, это Монако), а где—то совсем наоборот, население меньше, чем 8,31 человека на км2 (здесь ярким примером является Россия). Люди чаще селятся там, где преобладает теплый климат и подходящий рельеф местности для ведения хозяйства. Так было в древние времена, сейчас же обстановка изменилась. При помощи современных технологий люди стали заселять те уголки планеты, которые раньше для жизни были невозможны. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело не только в климате и рельефе, многое зависит от экономического положения государства.

Слайд 12

Существует у нас три типа государств (рассматриваем их по экономическому положению): это развитые, развивающиеся и государства с отсталой экономикой. Или еще их называют тремя эшелонами. Как распознать какое государство куда относится, сейчас поговорим. Начнем с развитого. Узнать его довольно просто. Самый верный признак – это маленькая рождаемость и большая смертность. То есть число умерших людей, превышает число рожденных. В таком государстве обычно высокий уровень ВВП на душу населения. ВВП – это валовой внутренний продукт, прошу не путать с ВНП (это валовой национальный продукт). ВВП – это экономический показатель, показывающий стоимость всех продуктов (товаров и услуг) произведенных внутри страны, т.е. заводы, фабрики, которые расположены именно на территории страны. А ВНП – это валовой национальный продукт, тоже показывает стоимость всех продуктов произведенных внутри страны, но еще учитываются заводы, фабрики, которые расположены за рубежом.

Слайд 14

Обычно считаются эти показатели за определенный промежуток времени, чаще это год. А как же рассчитывается ВВП на душу населения? Очень просто: берется уровень ВВП и делится на число людей, которые проживают в стране. Вот мы и получаем приблизительный показатель жизни населения. Здесь высокий уровень смертности не потому, что низко развита медицина, нет, здесь она на высоком уровне. А потому, что для людей семья вышла на второстепенные позиции, главное – это карьера, устроиться в обществе. Отсюда люди меньше заключают браков и вывод: получаем низкую рождаемость. Так же они характеризуются тем, что большинство людей занято в сфере услуг.

Слайд 15

Тип общества – постиндустриальный. На главные позиции выходят компьютерные, инновационные и иные технологии. Это основные признаки, которые отличают развитое государство, от всех остальных. Примером может послужить вся Европа (Франция, Великобритания, Германия и т.п.). Там везде наблюдается низкая рождаемость. Потом у нас идет страны с развивающейся экономикой. Они как бы догоняют развитые, «наступают им на пятки». Основные признаки – это аграрно-сырьевая направленность экономики, может быть колониальное или полуколониальное прошлое и низкое качество рабочей силы. Примером такого типа может быть – Россия (уровень ВВП - 15 100$). Дальше, следующий тип – страны с отсталой экономикой. Здесь уровень ВВП на душу населения очень низкий. К примеру, в Конго он составляет 300$, для сравнения уровень ВВП в развитых странах – в Лихтенштейне он равен 122 100$ (это по оценкам 2009 года). Разница просто колоссальная. Это нам говорит о том, что большинство людей живут за чертой бедности, отсюда делаем выводы, что медицина развито слабо, большинство людей безграмотны, уровень преступности велик, население голодает. Но для них семья является главной ценностью. Большинство традиций у них идет с древних времен (скажем, иметь много детей), отсюда перенаселенность многих регионов: это азиатский регион, многие регионы Африки.

Слайд 16

А если дома нет способов кормить свою семью, тогда приходится отправляться в другие страны на заработки. Отсюда мы получаем огромный поток иммигрантов (это те, кто въезжают в страну). А переезжать они будут, разумеется, в развитые страны, т.к. там низкая рождаемость (а многие иммигрируют семьями), то потом мы получим уменьшение смертности. Казалось бы, хорошо, но так происходит не в одном регионе, а в десятках регионах. Впоследствии, у нас увеличивается число населения в мире. Но ресурсы, же не «резиновые», они рано или поздно кончатся (имеются в виду не только нефть газ, а также пищевые), что может угрожать мировому кризису. К примеру – голод

Слайд 18

В итоге мы получаем высокоразвитую Европу, где население уменьшается. А беднейшие страны третьего мира (Азия, латинская Америка, Африка, Океания) – живут в нищете. При этом население в этих странах постоянно увеличивается. Некоторые страны стали принимать радикальные меры, к примеру, в Китае запрещено иметь больше, чем одного ребенка, но разве это правильная политика? При такой политике через десяток лет обстановка будет как в России. Или другой пример, в России, где численность населения постоянно уменьшается, ввели такую программу, что при рождении второго ребенка, семья получает 250.000 рублей. Но разве на всех денег хватит? На мой взгляд, нет. Ясно одно, что существующую обстановку нужно менять, в противном случае в скором времени будем есть насекомых.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы демографии в России Колонцовой Надежды гр 13111

Слайд 2

Демогра́фия — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Слайд 3

Термин «демография» впервые появился в 1855 в названии книги французского ученого А.Гийяра Элементы статистики человека, или Сравнительная демография. Официальное признание он получил после проведения Международного конгресса гигиены и демографии в Женеве в 1882.

Слайд 5

В русский язык термин вошел с 1870-х в связи с работами 8-й сессии Международного статистического конгресса (Петербург, 1872); первоначально употреблялся как синоним статистики населения.

Слайд 6

В дальнейшем демографией стали называть вид деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения; реже — просто данные о населении.

Слайд 7

Прилагательное «демографический» употребляется как «относящийся к изучению населения» (например, демографическая литература), а также как «относящийся к населению» (например, демографическая структура).

Слайд 9

Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой, получившей название «русский крест» ( Римашевская 1999; Вишневский, Андреев, Трейвиш 2003).

Слайд 10

С 1987 г. по 1993 г. рождаемость в стране сократилась с 2 до 1,3 ребенка на женщину (или с 17,2 до 9,4 родов на 1000 чел.).

Слайд 11

С 1986 по 1994 гг. смертность в России выросла с 10,4% (смертей на 1000 чел. в год) до катастрофического и аномального для сколь-нибудь развитых стран уровня 15%.

Слайд 12

В 1991-1992 гг. смертность сравнялась с рождаемостью, а вскоре и значительно превысила ее.

Слайд 14

Сокращение населения - не новость для нашей страны - на протяжении ХХ в. оно наблюдается уже в четвертый раз. Но в отличие от предыдущих периодов, когда такая убыль была обусловлена острейшими социальными потрясениями - первой мировой и гражданской войнами, голодом и репрессиями 30-х годов, второй мировой войной, в настоящее время она была вполне ожидаемой. Кризисные явления периода реформ лишь ускорили реализацию давних прогнозов. Только за 1992-1997 гг. население страны сократилось на 1,2 млн. человек, и сейчас нет никаких оснований ожидать появления положительного прироста или хотя бы стабилизации численности населения (см. рис.2).

Слайд 16

Главной причиной долговременного снижения естественного прироста населения стало падение рождаемости .

Слайд 17

Начиная с 1992 г. в России происходит абсолютная убыль населения. Можно добавить, что в РСФСР в 1988 г. на одну женщину приходилось еще 2 ребенка (в СССР в целом — 2,2 ребенка), а к концу 90-х годов фертильность женщин в стране снизилась до 1,24 ребенка, тогда как для устойчивого роста населения необходимо более двух

Слайд 18

Согласно имеющимся прогнозам, численность населения России будет продолжать уменьшаться и в первые десятилетия XXI в., когда в зрелый возраст вступит малочисленное поколение, рожденное в 90-е годы, а выходить из рабочего возраста будет самое многочисленное поколение, рожденное в 50-х годах. В результате к 2015 г. число жителей в России может уменьшиться до 138 млн чел.

Слайд 19

Смертность - второй компонент формирования естественного прироста населения. Известно, что смертность в России очень высока. Это, конечно, усугубляет общую неблагоприятную ситуацию, увеличивая превышение числа смертей над числом рождений, которое и образует величину отрицательного естественного прироста. Однако и здесь речь идет о давней и устойчивой тенденции, преодолеть которую в короткое время едва ли удастся.

Слайд 20

Возрастная структура населения - третий фактор, от которого зависит его естественный прирост. В России ее влияние долгое время маскировало депопуляционные тенденции и способствовало сохранению превышения числа рождений над числом смертей, когда возрастные интенсивности рождаемости и смертности уже не давали для этого оснований.

Слайд 21

В 70-е - 80-е годы ежегодное абсолютное число смертей в России были относительно небольшим и не превышало числа рождений не потому, что смертность была низкой или рождаемость высокой, а потому, что доля пожилых и престарелых людей, особенно мужчин, была не просто малой (благодаря относительно более высокой рождаемости в предшествующие годы), а ненормально малой.

Слайд 22

Огромная их часть погибла до срока, просто не дожила до возрастов «нормальной» смертности. В этом легко убедиться, если сравнить Россию с любой страной, не понесшей слишком больших людских потерь в ХХ столетии и имеющих не столь деформированную возрастную пирамиду

Слайд 23

. Если бы российские фактические возрастные коэффициенты рождаемости и смертности соответствующих лет относились, например, к населению с возрастной структурой Великобритании, то естественный прирост в таком населении уже в 1970 г. был бы равен нулю.

Слайд 24

Относительно благоприятные показатели динамики населения России в 70-е - 80-е годы были оплачены ценой массовой преждевременной гибели людей, особенно из поколений, родившихся до 1925 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Роль техники в современном мире"

Презентация к открытому занятию на тему "Роль техники в современном мире"...

Проблемы подростков в современном мире.

Тема урока: Проблемы подростков в современном мире.Учитель: Фомиль Галина Леонидовна.9-11 –й классы.Тип урока: урок рефлексии.Представление о результатах:Личностные: соблюдение морально-нрав...

«Проблемы подростков в современном мире»

Конспект урока английского языка в 7 классе  «Проблемы подростков в современном мире»...

Урок-проект « Форум по проблеме катастроф в современном мире»

Информатика и ИКТ, экология, ОБЖЦели:Образовательная: углубить знания о видах, классификации катастроф, о масштабах их распространения и тяжести последствий.Воспитательные: закрепить знания и умения, ...

3.06. ПК1. Обществознание. Проблемы молодёжи в современном мире

Задание1. Дайте определения понятиям: молодёжь, политическая социализация, молодёжный экстремизм, молодёжная субкультура, молодёжный нигилизм, инфантильность молодёжи, молодёжный максимализм, конформи...

Выступление по теме "Проблема безграмотности в современном мире"

В данном выступлении уделяется внимание  проблеме безграмотности, с которой мы встречаемся не только в школе, но и в дальнейшей жизни...