Психологические игры для детей
методическая разработка на тему

 

Данное занятие в игровой форме может проводиться как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательных учреждениях.

Цель занятия «Кто я, какой я?»: помочь ребенку лучше узнать самого себя, осознать свою индивидуальность, самоценность и ценность личности другого человека, увидеть взаимозависимость себя и общества, осознание и анализ сильных сторон своей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskie_igry_dlya_detey_kto_ya_kakoy_ya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Станция юных техников

города Каменск-Шахтинский

Методическая разработка

на тему «Психологические игры для детей»

«Кто я, какой я?»

Выполнила: методист,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД СЮТ

        Будайчиева Е.С.

2015 год

Данное занятие в игровой форме может проводиться как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательных учреждениях.

Дети очень зависимы от мнения окружающих и людей, особенно близких. Их самооценка по этой причине нестабильна, а часто у младших школьников и подростков занижена. Отсюда у этих детей наблюдаются страхи, тревожность, неуверенность в своих силах, еще большая ориентация на позицию других людей.

При этом 6-7 летки, вплоть до подросткового возраста, редко задумываются о себе, не осознают свои сильные и слабые стороны, не знают себя (и это при том, что находятся в возрасте критичности, все отлично подмечают в других), их оценка еще не сформировалась. Не уважая себя – нельзя воспитать уважение к другим людям, а вне общества человек не может существовать.

Цель занятия «Кто я, какой я?»: помочь ребенку лучше узнать самого себя, осознать свою индивидуальность, самоценность и ценность личности другого человека, увидеть взаимозависимость себя и общества, осознание и анализ сильных сторон своей личности.

Игра «Знакомство»

Все участники, называя свое имя, перечисляют 5 своих положительных качеств.

Инструкция: каждый поочередно называет свое имя и отвечает на вопрос «Какой я хороший?», называя при этом 5 позитивных качеств.

Обсуждение: необходимо всем вместе проанализировать, какие качества были названы, почему их можно назвать «хорошими», в каких ситуациях они смогут стать плохими. Почему при наличии одинаковых черт люди все же сиьно отличаются друг от друга (разный путь формирования личности: влияние семьи, социального окружения, условий жизни)?

Основные трудности: Дети часто испытывают затруднения в определении положительных свойств своего характера. Они часто называют те черты, что им не нравятся в себе. Педагогу стоит подчеркнуть, что у любого человека может быть множество отрицательных качеств, но при этом не меньше и положительных черт. Для того, чтобы облегчить задачу, можно использовать заранее подготовленный перечень различных позитивных характеристик, из которого дети могут выбрать те свойства, что, по их мнению, присущи им.

Игра «Магазин»

Дети обмениваются между собой своими положительными чертами, дополняя свою личность теми качествами, которые, по их мнению, им необходимы.

Цель: Осмысление ценности своей личности и ценности другого человека путем сравнительного анализа индивидуальных характеристик личности каждого участника.

Инструкция: «Представьте, что вы попали в магазин, в котором продаются ценные качества, положительные черты. Продавцы и покупатели – вы сами, со своим набором хороших характеристик, которые одновременно являются и товаром, и денежным средством. По очереди каждый из вас может купить какое-либо недостающее вам качество у свои друзей в обмен на то, которое выберет у вас ваш товарищ – продавец.» Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не испробует роль «продавца». По желанию детей круг можно повторить.

Обсуждение: Участники обсуждают значимость своих качеств, и тех, которые они приобретают. Важно проанализировать, почему каждый выбрал именно эти качества, почему решил, что данное свойство ему необходимо. Может кому-то пришлось добавить себе черту, которой нет ни у одного из участников. Также можно выделить качества, наиболее необходимые в современном обществе, обсудить, почему и для чего они нужны.

Игра «Волшебник»

Цель: осознание и анализ разных сторон своей личности, развитие способности принимать себя таким, какой ты есть.

Инструкция: Педагог говорит: «Нам на занятие волшебник подарил две корзины. В одну мы можем спрятать ненужные нам черты характера, и они больше никогда не появятся, а из другой какие-то взять, необходимые нам»

Вопросы для обсуждения: Какие качества были спрятаны в корзину для ненужных? Почему? Какие были позаимствованы из волшебной корзины? Зачем?

Игра «В одной лодке»

Дети отбирают личностные качества, из выше названных, самые необходимые в совместном плавании на одном корабле в открытом океане.

Цель: Дать возможность ребенку осознать необходимость опираться не только на свои сильные стороны, но и видеть положительное в других людях, а также понимать взаимосвязь, взаимозависимость и необходимость людей друг в друге.

Инструкция: «Ваш корабль потерпел крушение. Вы чудом спаслись, и все оказались в лодке посреди Тихого океана. Но ваша лодка перегружена. Ваша задача: оставить в лодке самые необходимые качества, из тех, что выбрали с собой на корабль, чтобы спастись с их помощью. Попробуйте прийти к общему решению Учтите: время для этого ограничено.»

Обсуждение: Рассмотреть вопрос о том, какие качества были оставлены. Проанализировать то, как дети понимают выражение «в одной лодке». Доплывет ли лодка до берега, если каждый в ней будет действовать на свое усмотрение или полагаться только на себя. Педагогу можно провести аналогию между символами «мы в лодке» - «мы в обществе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические игры для детей по развитию доброжелательности и толерантности

Эта разработка по актуальной сегодня проблеме нетерпимости (и не только по национальному признаку) будет полезна, в основном, педагогам-психологам, которые работают в детских садах и школах. Некоторые...

Коррекционно-психологические игры и упражнения для детей с агрессивным поведением.

Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая приятна и близка каждому ребенку. В игре легко выв...

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...

«Совместные психологические игры для детей и родителей»

Психологические игры для родителей и детей...

Семинар для педагогов "Психологический портрет современных детей и подростков, психологическая безопасность"

Цель:  Повышение уровня психологической и личностной компетентности педагогов в области профилактики суицидального поведения детей и подростков....

Психологические игры для детей

Сборник психологических игр для детских коллективов...