Открытое занятие "Новогодний турнир менестрелей: встречаем Новый год!"
план-конспект занятия на тему

Карандеева Ирина Викторовна

Открытое занятие  "Новогодний турнир менестрелей: встречаем Новый год!" проводилось в группах 1 года обучения объединения юных гитаристов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_novogodniy_turnir_menestreley.doc969.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Департамент образования администрации г. Липецка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

(применения знаний, умений и навыков по теме: «Репертуар начинающего гитариста»)

 

объединение «Клуб любителей гитары «Орион»,

(1 год обучения, время занятия 90 мин, дата проведения 12.12.2014).

Тема занятия: «Турнир менестрелей: встречаем Новый год!»

Автор: педагог дополнительного образования

Карандеева Ирина Викторовна

Липецк, 2014

Цель: оценка возможности практического применений знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Репертуар начинающего гитариста» (авторская образовательная программа обучения игре на шестиструнной акустической гитаре «Камертон»), инициирование активности учебной деятельности обучающихся, повышения качества образовательного процесса, осуществляемого в объединении.

Задачи.

Обучающие:

                - изучение песен и инструментальных композиций по новогодней тематике;

                - выполнение заданий по теме занятия с использованием навыков и умений, полученных ранее;

                - повышение мотивации обучающихся к освоению образовательной программы.

Воспитательные:

        - воспитание навыков работы в коллективе, в нестандартной ситуации;

- выполнение творческих заданий по различным темам;

        - расширение кругозора обучающихся.

Развивающие:

        - развитие творческой деятельности воспитанников в процессе занятия;

        - развитие интереса к овладению теоретическими и практическими знаниями по игре на гитаре;

        - развитие критического мышления при анализе результатов своей деятельности, деятельности группы.

Материально-техническое обеспечение.

Гитары (у каждого воспитанника), чистая бумага, ватман, карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, разноцветные цветные журналы музыкального направления, ПК, колонки, карточки с заданиями (табулатура, аккорды, тест песен), новогоднее оформление кабинета, карточки для жеребьевки, таблицы для проведения рефлексии (каждому обучающемуся (формата А5) и общую (формата А2).

План открытого занятия.

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Тема занятия, цель и задачи. 10 мин.
  3. Практическая часть №1. 30 мин.
  4. Физкультминутка. 10 минут.
  5. Практическая часть №2. 25 минут
  6. Рефлексия (подведение итогов занятия). 10 мин.

№ п.п.

Название этапа занятия

Деятельность, слова педагога

Деятельность, слова воспитанников

Время этапа

Оборудование, реквизит

1

Организационный момент

Звучит новогодняя музыка.

Менестрель

Летел декабрь на встречу с январём
И запах ёлки, царствующей в доме,
Сливаясь с песней вьюги за окном,
Меня поверг в нечаянную дрёму.

В чудесном сне входила я на бал,
Где было много сказочных героев:
Кадриль Морозко с Гердой танцевал,
Шутили Леший с Бабою Ягою...

И много было юных гитаристов,

Они играли песню «Новый год»,

Звучала громко музыка под сводами,

И в зал сбежался королевства весь народ.

Смущенные, умолкли гитаристы,

Аплодисментов испугались шквала,

И снова музыка звучит

И каждая гитара не молчит.

Бежало время. И волшебник-паж
напомнил Доброй Феи наставленье:
"В двенадцать ровно конный экипаж
И все гитары исчезнут во мгновенье."

И снова будут менестрели жить в тот век,

Где телефоны, экология плохая,

Но побывать в волшебной сказке хоть на миг,

Вы согласитесь, мысль неплохая…


Звучит сигнал королевской трубы.

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим новогодний турнир менестрелей 2014 года! Этим турниром продолжается подготовка к самым добрым и веселым праздникам года: Новому году и Рождеству.

- Сейчас мы проверим, кого нет на нашем занятии…(проверка отсутствующих по списку).

Я хочу представить вам гостей нашего турнира… (представление родителей и обучающихся 2 года обучения - помощников).

- Наши гости будут помогать мне в проведении турнира и оценят вашу работу, определят победителя.

Участники занятия слушают Менестреля

Дети слушают педагога.

- Дети помогают педагогу определить отсутствующих товарищей, знакомятся с гостями турнира.

5 мин.

Гитары, список с участников занятия, на мольберте (доске) информация менестрелях, элемент костюма менестреля на старшем обучающемся (2 г.о.).

 

2

Объявление темы занятия, определение для детей цели и задач.

- Ребята, что такое турнир?

- Турнир менестрелей – это соревнование, в котором побеждает самый сильный и умелый гитарист. Но так как на наших занятиях мы чаще играем ансамблем, то и на турнире будет оцениваться работа в группе. Соревноваться сегодня будут не лидеры –одиночки, а гильдии мастеров-менестрелей.

- Гильдия – это сообщество, если вам нравиться современная речь – то это профсоюз мастеров одного дела. Каждая гильдия имеет свой герб, устав и Мастера гильдии.

- Для того, чтобы разделиться на гильдии, нужно вытянуть жребий. Таким образом, у нас сформируются 3 гильдии, между которыми пойдет соревнования не турнире.

- Садитесь удобно, сохраняйте правильную посадку, расположение правой и левой руки относительно гитары, спина должна быть прямая. Помните, что справа и слева от вас ваши товарищи,  вы должны быть осторожны и внимательны, чтобы не нанести ни себе, ни соседу травму.

Перед началом турнира нужно провести разминку.

Упражнение «Считаю: раз, два, три, четыре».

Педагог играет на гитаре, дети повторяют за ним. Задача обучающихся: как можно быстрее переставить  пальцы в новую позицию не нарушая ритма и сохраняя правильность аккорда. Педагог называет аккорды громко, каждый из них играется приемом «Игра боем» по схеме: «Вниз вверх глушение вверх» по 4 раза.

Параметры оценки работы обучающихся: если дети успевают переставить пальцы на счет  «Раз» - оценка «5», на счет «Два» - оценка «4», на счет «Три» - оценка «3», на счет «Четыре» - оценка «2». Если обучающийся не успел поставить аккорда за все предоставленное время – то это оценка «1» и аккорд считается невыученным.

Последовательность аккордов:

Am, Dm, G, С, E, Em, H7, А7, D, Hm, F, G – через прием баррэ.

Дети отвечают  на вопросы, слушают педагога.

Дети вытягивают жребий, пересаживаются согласно своему размещению в гильдиях.

Дети проверяют готовность к занятию, посадку, настройку инструмента.

Дети выполняют разминку, вспоминают и уточняют правильную постановку аккордов.

.

10 мин.

Гитара у каждого обучающегося

3

Практическая часть №1.

Звучат звуки фанфар.

Конкурс №1. «Представление гильдий»

- Первое задание все гильдиям – придумать свой герб, нарисовать или создать коллаж из материалов, которые перед вами. Когда работа будет закончена, нужно представить результат зрителям и другим гильдиям.

После 10-ми минутной работы идет представление гильдий.

- Спасибо всем участникам, теперь мы знаем, чем занимаются в вашей гильдии менестрелей, какой девиз для вас важен, какие песни вы любите петь.

- Первый конкурс завершим исполнением песни «Три белых коня».

Am
Остыли реки и земля остыла,
G7……………………C
И чуть нахохлились дома.
Dm
Это в городе тепло и сыро,
Am
Это в городе тепло и сыро,
H7…………………………….E
А над городом зима, зима, зима…

Припев:
….Am…………..Dm
И уносят меня и уносят меня,
G7………………………..C
В звенящую снежную даль.
Dm……………………Am
Три белых коня эх три белых коня,
H7………….E……….Am
Декабрь, Январь и Февраль.

Зима раскрыла снежные объятья,
И до весны все дремлет тут.
И только елки в треугольных платьях,
И только елки в треугольных платьях.
Мне навстречу все бегут, бегут, бегут…

Остыли реки, и земля остыла,

Но я мороза не боюсь,

Это в городе мне грустно было,

Это в городе мне грустно было,

А за городом смеюсь, смеюсь, смеюсь.

- Менестрель умел не только петь, но и рассказывать истории, шутить, загадывать загадки. Давайте потренируемся в этом умении, я задаю вам вопрос, вы хором отвечайте.

Шуток праздничный букет

Нужен вам? Конечно... (ДА.)

На работе мы всегда

Говорим безделью... (НЕТ.)

Есть у нас один секрет.

Мы его раскроем? (ДА)

Угадали без труда…

Наступает осень? (НЕТ)

Зал улыбками согрет,

Значит, будет праздник?.. (ДА.)

Будем праздновать тогда,

Скажем скуке дружно... (НЕТ.)

Дед Мороз уйдет в буфет.

Станем ждать его мы?.. (ДА.)

Вот вернется он когда,

Отругаем его?   (НЕТ)

Очень правильный ответ

Любит дедушка нас?   (ДА)

Забывает иногда

Дед подарки дома?   (НЕТ)

- Для менестреля очень важно уметь работать самостоятельно c инструментальной музыкой. В начале декабря вы получили для работы несколько новых инструментальных пьес, разбирали и разучивали их.  Качество домашней работы, мастерство исполнения в каждой гильдии мы ейчас проверим.

Конкурс №2. «Играем инструментальную музыку»

Представители гильдий тянут жребий, получают конверт с заданием и готовятся в течение нескольких минут.

Задания:

№1. «Тихая ночь».

№2. «Колокольчики звенят».

№3. «Счастливого Рождества!».

№1 «Тихая ночь»

№2 «Колокольчики звенят»

№3 «Счастливого Рождества»

Дети выполняют задание – рисуют на листе ватмана герб своей гильдии, придумывают девиз, определяют Мастера гильдии.

Дети коллективно исполняю песню.

Дети хором отвечают на рифмованные загадки.

Дети тянут жребий, репетируют. Затем, каждая гильдия представляет отработанную мелодию. Исполнение записывается на видео для дальнейшего анализа и работы над ошибками.

30 минут

Цветные журналы, клей, ножницы, ручки и карандаши, фломастеры, маркеры).

Гитара у каждого обучающегося, текст песни

Гитара у каждого обучающегося, табулатура инструментального произведения

4

Физкультминутка

Фоном звучит расслабляющая музыка.

- Мы работали с напечатанным текстом, наши глаза немного устали, пора сделать гимнастику для глаз. Перед началом физкультминутки посмотрите на таблицу проверки зрения. Не нужно вглядываться в буквы, просто спокойно смотрите и запомните, какую строчку вы видите самой нижней.

А теперь вместе со мной выполняем упражнения.

1. Поморгайте часто в течение двух минут — это нормализует внутриглазное кровообращение.

2. Скосите глаза вправо, а затем переведите взгляд по прямой линии. Проделайте то же самое в противоположном направлении.

3. Делайте круговые вращения глазами: вправо-влево, вверх-вниз. Это активизирует кровообращение.

4. Зажмурьтесь на 3-5 секунд, затем откройте глаза. Повторить 8 раз. Упражнение расслабляет глазные мышцы и активизирует кровообращение

5. Встаньте около окна, сосредоточьтесь на предмете, расположенном в непосредственной близости (точка на стекле), а потом переведите взгляд на удаленный объект (дом или дерево). Повторите несколько раз.

- Последнее упражнение  - это Пальминг. Потрите  ладони до ощущения теплоты и закройте ими глаза, так, чтобы не было давления на глазные яблоки. Локти установите на колени. Глаза должны быть закрыты. Слушайте и представляйте то, что я вам говорю.

Вообразите, что вы находитесь в темной комнате.  Стены комнаты обиты черной мягкой тканью, вы трогаете ее рукой, она теплая и мягкая. Ваши глаза закрыты, вам не надо всматриваться, так как в комнате все знакомо и безопасно. Вы садитесь на стул, берете кисть и на ослепительно белом листе в книге  рисуете черную надпись – свое имя.  Вы закрываете книгу и снова полная темнота. Вы расслаблены и спокойны. Перед глазами темно, все световые точки и линии постепенно растворяются в темноте. Вам уютно, тепло, вы расслаблены.

- Не открывая глаз, уберите ладони от лица, сядьте прямо, несколько раз поверните голову вправо и влево, теперь, часто моргая, открывайте глаза. Можно снова посмотреть на таблицу проверки зрения. Возможно вы стали видеть чуть лучше, чем хуже у вас зрение, тем слабее результат.  Динамические упражнения для глаз и расслабление дают нам возможность лучше видеть. Пользуйтесь этими упражнениям, делайте вместе после просмотра телевизора или работы за компьютером, чтения текста.

Дети вместе с педагогом выполняют упражнения и расслабление для глаз.

10 минут

Таблица проверки остроты зрения Сивцева, тихая расслабляющая музыка.

5

Практическая часть №2.

Конкурс №3. «Потерянные аккорды»

Представитель гильдии получает задание – написать несколько аккордовых схем предложенной цепочки аккордов.

Аккордовая последовательность:

№1 – D

№2 - G

№3 - Em

№4 – A7

№5 – Hm

№6 – A

Нарисованные неподписанные аккордовые схемы передаются гильдиям. Ребята коллективно выполняют вторую часть задания: распознать аккорды и вписать их вместо цифр в предложенную  педагогом песню.

Почему медведь зимой спит.

            1         2         1

Раз морозною зимой
               3         4      1

Вдоль опушки лесной
            1        2         1      

Шёл медведь к себе домой  

                  3          4     1
В тёплой шубе меховой.

                 5             6        5
Шёл он, шёл к своей берлоге

               5        6         5        
По просёлочной дороге

           1        2          1
И, шагая через мост,

                4                   1
Наступил лисе на хвост.

После выполнения гильдиями задания, его правильность проверяют приглашенные старше обучающиеся и родители, используя правильный использования аккордов в песне.

Почему медведь зимой спит.

            D         G     D

Раз морозною зимой
               Em         A7   D

Вдоль опушки лесной
            D          G         D      

Шёл медведь к себе домой  

                  Em          A7     D
В тёплой шубе меховой.

                 Hm             A    Hm
Шёл он, шёл к своей берлоге

               Hm    A        Hm        
По просёлочной дороге

           D        G      D
И, шагая через мост,

            A7                   D
Наступил лисе на хвост.

После оглашения результатов задания, педагог раздает полный вариант песни. Все играют и поют песню.

Звучит веселая новогодняя музыка.

Конкурс №4. «Чуткие пальчики»

Для участия в конкурсе вызывается представитель от каждой гильдии.  Конкурсант надевает рабочую перчатку или рукавицу на правую руку, за короткое  время собирает белые пуговицы из коробки с пуговицами разных цветов (белые пуговицы олицетворяют снежинки). Каждая пуговица другого цвета приносит штрафной балл. Побеждает тот, кто смог достать наибольшее количество пуговиц белого цвета и переложить их в отдельную емкость.

Подвести результаты конкурса помогают гости турнира – пересчитывают пуговицы, оглашают результат.

Конкурс №5. «Соревнование блок-флейтистов».

  Согласно жеребьевке в каждой гильдии должны оказаться по одному (не меньше) исполнителю на блок-флейте, по очереди ребята исполняют подготовленные дома композиции.

Варианты инструментальных композиций:

- «Колокольчики звенят»

- «Титаник».

- «Зеленые рукава»

- «Лапландия» и др.

Конкурс №6. «Играем с листа».

Согласно жеребьевке каждая гильдия получает новую инструментальную пьесу, после краткой репетиции ребята играют по очереди готовый вариант.

Задание №1. «Happy Birthday to you».

Задание №2. «Во поле береза стояла».

Задание №3. «В лесу родилась елочка»

Дети выбирают представителя гильдии (обучающийся с хорошими знаниями). Представитель гильдии самостоятельно выполняет первую часть задания – рисует аккордовые схемы в заданной последовательности.

Лист со схемами передается гильдии, выполнение второй части задания – коллективное. Дети определяют названия аккордов и вписывают их в песню

Дети играют и поют песню.

По одному представителю гильдии участвуют в конкурсе.

Дети слушают выступления блок-флейтистов. Исполнение записывается на видео с целью дальнейшего анализа и работы над ошибками.

Дети тянут жребий, репетирую новую мелодию в гильдиях, коллективно исполняют.

25 минут

Листы с пустыми аккордовыми схемами, напечатанные аккордовые последовательности, текст песни с цифрами вместо аккордов, ручки

Гитара у каждого обучающегося, текст песни.

Рабочие перчатки, цветные пуговицы, коробочки 6 шт.

Блок-флейты у исполнителей, гитара для аккомпаниатора.

Табулатура инструментальных произведений, гитара у каждого обучающегося.

6

Рефлексия (подведение  итогов занятия).

- Наше занятие подходит к концу. Мы все чему-то научились, поиграли, хорошо провели время в дружной компании, выучили и повторили новогодние песни и инструментальные пьесы. Я бы хотела, чтобы вы заполнили  таблицу итогов занятия. Наш опрос не анонимный, подпишите свои листы. После занятия я просмотрю их очень внимательно и увижу с кем и как мне продолжить работать, какие сложные места подробнее разобрать, на что обратить внимание.

Лучшим завершением нашей встречи будет песня.

Снежинка
C                           Am
Когда приходит год молодой,
Dm                          GС
А старый уходит вдаль.
C                                 Am
Снежинку хрупкую спрячь в ладонь,
Dm             GC
Желание загадай
C                                    Am
Смотри с надеждой в ночную синь
Dm                     GC
И крепко ладонь сжимай.
C                    Am      
И всё о чём мечталось – проси,

Dm                  GC

Загадывай и желай.

ПРИПЕВ.

C                                            Dm
Новый год, что вот-вот настанет
G                                           C
Исполнит вмиг мечту твою.
A7                              Dm
Если снежинка не растает,
G                      C
В твоей ладони не растает,
F           G                C
Пока часы 12 бьют,
F          G              C
Пока часы 12 бьют!

Когда приходит год молодой,
А старый уходит прочь.
Дано свершится мечте любой,
Такая уж эта ночь.
Затихнет всё и замрет вокруг,
В преддверии новых дней.
И обернётся снежинка вдруг
Жар-птицей в руке твоей.

Пока дети исполняют песню, гости просматривают таблицы итогов занятия, делают выписки и заполняют сводную таблицу итогов занятия, где показателем являются количество обучающихся в том или ином параметре. Педагог комментирует результаты, объявляет результаты турнира.

- Пусть Новый год со счастьем новым,
Под сказку сна к вам в дом войдет.
И вместе с запахом еловым
Здоровья, счастья принесет!

Наш турнир завершен, До новых встреч!

Дети заполняют таблицу (ставят знак «+» под подходящее им утверждение).

Дети поют песню.

Дети смотрят на результат с сводной таблице, слушают педагога.

Дети прощаются, уходят

10 мин.

Листы-опросники (формата А5).

Гитара у каждого обучаюещгося.

Лист результатов опроса по итогам занятия (формат А2)

Литература:

  1. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. М.: Советский композитор. – 1985. – 112 с.
  2. Кирьянов В. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств Тоника, 1991 г. 1, 2 (1 и 2 тетради), 3 части.
  3. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: Музыка, 1988. – 272 с.

Интернет ресурсы:

http://www.play-guitar.ru/index/lessons/samouch_bare.shtml - портал для гитаристов «Play-Guitar.Ru»;

http://www.guitar-man.ru/barre.php - сайт для начинающих гитаристов «Guitar-Man.Ru»;

http://akkord-gitar.com/poleznoe/vse_progs/GuitarPro_5.2.htm - сайт «Akkord-gitar - тексты, аккорды, табы к популярным песням, видеоуроки»;

http://gtptabs.com/ru/ - сайт табулатуры для GuitarPro;

http://www.otsema.ru/pesni/pod_gitaru/novogodnie.php - сайт песен под гитару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Новогодние приключения"

Занятие "Новогодние приключения" расчичано на детей в возрасте 6-7 лет. Занятие проводится с родителями, которые являются не только зрителями, но помощниками на занятии....

Конспект открытого занятия «Новогодняя открытка - ёлочка»

Конспект занятия по бисероплетению в технике "параллельное плетение"...

Конспект открытого занятия "Богатырский турнир"

Обобщающее занятие для детей логопатов с поставленными звуками....

Вводное открытое занятие по теме: «Ознакомление с новым видами деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)»

Занятие, направленное на ознакомление с новыми видами деятельности. Активизация эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования педагогических технологий, р...

Открытое занятие с использованием ЭОР "Встречаем гостей"

Основная цель занятия - научить детей накрывать стол для чаепития с гостями. Детям необходимо прививать навыки по социально-бытовому ориентированию: готовить блюда, пользоваться бытовыми приборами, на...