Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник рисования
рабочая программа на тему

Ощепкова Олеся Сергеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

                                                                 

                                                                  УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете №1

                                                                                 от «29»  августа  2014г

Рабочая программа

Тема «Развитие мелкой моторики рук

средствами нетрадиционных техник рисования»

на 2014-2015 учебный год

(для детей старшего дошкольного возраста)

О.С.Агафонова, воспитатель

Заринск 2014

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Рабочая программа

Тема «Развитие мелкой моторики рук

средствами нетрадиционных техник рисования»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Разработчик: Агафонова О.С.

    Воспитатель МБДОУ № 7

 «Сказочная полянка»

Барнаул 2014


Содержание

I раздел целевой

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи.
  3. Принципы и подходы к  формированию рабочей программы.
  4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

II раздел содержательный

1.Календарно-тематический план.

2. Способы и направления поддержки детской инициативы.

3. Особенность взаимодействия с семьями воспитанников.

IIIраздел организационный

  1. Описание материально - технического обеспечения программы.
  2. Место программы в режиме дня.
  3. Особенность предметно - пространственной среды.

I Раздел целевой

Пояснительная записка

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

Одной из задач пред школьной подготовки является развитие мелкой моторики. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположенные очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

 Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении  быстрее других. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. 

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  • Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
  • Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
  • Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель: создать условия для развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

 2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

 3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.

 4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

 5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

6.Поощрять желания детей использовать  нетрадиционные техники в разнообразной деятельности.

7.Обеспечить родителей информацией о формах нетрадиционных техник рисования с детьми.

Принципы и подходы к  формированию рабочей программы

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка, его активность, инициативность и самостоятельность.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
  3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования. Используется интеграция содержания образовательных областей, видов детской деятельности и деятельности всех специалистов ДОУ
  4. Принцип индивидуализации построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  6. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  7. Принцип игровой формы подачи материала;
  8. Принцип сотрудничества организации с семьей;
  9. Принцип приобщения детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Планируемые результаты освоения рабочей программы:

После реализации  рабочей программы в группе:

- создан островок творчества, в котором имеется  все необходимое для нетрадиционной техники рисования  

-оформлены  альбомы в нетрадиционной технике рисования

- создан журнал образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем».

После реализации  рабочей программы  дети готовы и способны:

-Самостоятельно изготовить праздничную открытку

- Рисовать, используя нетрадиционную технику.

-Рассказать о нетрадиционных техниках рисования.

II раздел содержательный

Календарно – тематический план на 2014 – 2015 учебный год.

№п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

«Летний луг»

Восковые мелки, печать по трафарету.

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Бумага (А3),  восковые мелки, акварель.Трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролон, тампоны, кисти.

2.

«Бабочки, которых я видел летом»

Монотипия, обведение ладошки и кулака.

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» ( ладошка с сомкнутыми пальцами –большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией ( на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

3.

«Ёжики»

Тычок жёсткой кистью, оттиск смятой бумагой.

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Иллюстрации с изображением ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, гуашь, кисть, сухие листья, клей.

4.

 «Красивая ваза»

Печать поролоном с трафаретом. 

Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Трафареты с изображением ваз разной формы, прикрепленные скрепками к плотной белой бумаге формата А4. Поролоновые губки, гуашь в тарелках, кисть. Образцы готовых работ. Разрезные картинки с изображением ваз.

Октябрь

5.

«Осенние листья»

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение из них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения, гуашь, кисти.

6.

«Астры в вазе

 (с натуры)»

Восковые мелки

Учить анализировать натуру, выделяя её особенности. Закрепить приёмы рисования восковыми мелками. Развивать чувство композиции.

Букет осенних цветов, лист бумаги тёмного цвета, восковые мелки.

7.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Печатание листьями, печать по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.

Листы формата (А3) чёрного цвета. Опавшие листья, гуашь, кисти, поролон, трафареты.

8.

«Мой любимый свитер, платье»

Оттиск печатками, рисование пальчиками.

Закрепит умение украшать свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по ворсу – мелкий узор в полосе.

Свитер, платье вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь, рисунки одежды, одежда кукол.

Ноябрь

9.

«Моё любимое дерево осенью»

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия.

Учить отражать особенности изображаемого предмета. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Уголь, печатки, трафарет, жёсткая кисть, бумага (А4) голубого цвета, кисти, гуашь, эскизы пейзажей осени.

10.

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон.

Совершенствовать умение детей в различных изображаемых техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Белая бумага, жёсткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон.

11.

«Первый снег»

Монотипия, рисование пальчиками.

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата (А4) тёмно-голубого цвета, чёрная гуашь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.

12.

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры)

Восковые мелки

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.

Овощи, бумага тёмного цвета, восковые мелки, репродукции натюрморта.

Декабрь

13.

«Животные, которых я придумал(а) сам(а)»

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

Чёрная тушь, бумага 20х20, гуашь, простой карандаш, восковые мелки.

14.

«Мои любимые снежинки» «Снегопад»

Набрызг

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках. Упражнять в изображении состоянии погоды в рисунке (снегопад); развивать чувство композиции, колорита.

Репродукции картин, бумага  голубого и темно-серого цвета, мисочки под белую гуашь, жесткие кисти, кусочки картона для набрызга.

15.

 «Зимний вечер»

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

16.

«По замыслу»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Всё имеющееся в наличии.

Январь

17.

«Обои в моей комнате»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиком

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры.

Бумага А3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев.

18.

«Филин»

Тычок полусухой жёсткой кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Бумага А3, уголь, жёсткая  и мягкая кисти, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.

19.

«Сказочные цветы»

Закрепить умение и навыки рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы восковыми мелками. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Восковые мелки, бумага разных цветов А4, А3, иллюстрации.

Февраль

20.

«Я в подводном мире»

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рака, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

Голубой лист А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации.

21.

«Путешествие в страну» «Кляксония»

Кляксография

Закреплять умение рисовать в технике "кляксография" и "диатипия"(техника, которая по своим изобразительным возможностям напоминает монотопию) .

Листы бумаги формата А4, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля,

пластмассовые ложечки, кисть для рисования, бумажные салфетки.

22.

«Семёновские матрёшки»

Рисование пальчиками

Знакомство с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

Семёновские матрёшки, гуашь, акварель, салфетки.

23.

«Ветка с первыми листьями»

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать печатками, передавать цвет листвы.

Лист А3, гуашь, кисти, печатки, зелёная гуашь в мисочках, веточки с полураспустившимися зелёными листьями в вазе, эскизы.

Март

24.

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному.

Лист А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зелёная гуашь в банке, кисти. Трафареты цветов, поролон, салфетки, иллюстрации, открытки.

25.

«Моя мама»

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции.

Листы бумаги А4, А3, сангина, репродукции женских портретов.

26.

«Подснежники для моей мамы»

Акварель + восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую голову подснежника. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага А4, акварель восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

27.

«Фрукты на блюде»

Акварель + восковые мелки

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели.

Фрукты (муляжи), тарелка, бумага А4, восковые мелки, кисти, акварель, эскизы.

Апрель

28.

«Моя воспитательница»

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами для создания выразительнымими образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной.

Бумага различного формата, сангина, эскизы.

29.

«Расцвели чудесные цветы» (жостовский поднос)

Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Чёрная бумага А4, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы.

30.

«Звёздное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага А3, кисти, гуашь, трафареты, поролон, жёсткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

31.

«Чудесный букет»

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Бумага А4, А3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки.

Май

32.

«Как я люблю одуванчики»

Восковые мелки + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать в данных техниках умения. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Белая бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки, зелёная бумага, синтепон, клей.

33.

«Берёзовая роща»

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой, акварелью. Учить создавать образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции.

Бумага А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей.

34.

«Вишня в цвету» (с натуры)

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

Цветущая вишня, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага А3 голубого цвета, эскизы.

35.

Итоговая выставка рисунков за год.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

-Групповая и индивидуальная работа с детьми;

 -Выставки совместных творческих работ детей;

 -Тематические развлечения;

-Оформление предметно-окружающей среды;

- Организация мини - музея «Моя открытка»;

-Украшение группы работами детей в нетрадиционных техниках рисования;

-Участие детей в КВНах по ИЗО;

- Детские выставки в детском саду и за его пределами;

- участие детей в муниципальных конкурсах рисунков.

Особенность взаимодействия с семьями воспитанников.

-Индивидуальные консультации;

-Беседы;

- Папки-передвижки;

- Информационные стенды;

-Мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования;

- Выставки совместного творчества (родители, дети);  

- Анкетирование по во У;

-Консультации для родителей;

 -Родительские собрания с использованием ИКТ;

-Мастер-классы с родителями.

III раздел организационный

Описание материально - технического обеспечения программы:

-ИКТ

-музыкальный центр

-фотоаппарат

-видеокамера и др.

- наборов разно фактурной бумаги.

- дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- художественно-изобразительного материала.

-  нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;

-  демонстрационного наглядного материала.

Место программы в режиме дня.

Содержание программы реализуется через кружковую деятельность во вторую половину дня.

Особенности развивающей  предметно - пространственной среды.

Уголок изобразительной деятельности:

•Книжки-раскраски; картотека нетрадиционных техник рисования; альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; альбомы с разными изображениями травы, деревьев, солнца, домов и т.д., дидактические игры для развития творческих способностей, воображения;

•Гуашь, акварельные краски, восковые карандаши, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, маркеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, уголь, сангина, свечки, коктейльные трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и т.д.; глина, пластилин, тесто, материалы для декора; бумага различной фактуры и размера, картон, клей ПВА;

•Инструменты: кисти нейлоновые или  с натуральным ворсом от № 2 до № 10 (в зависимости от возраста и задач в рисовании) и щетина № 7, 8, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеенчатые скатерти, банки двойные, подставки под кист.

Таким образом, художественная развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.

                                         

    Список литературы:

1. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи        дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999.

2. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.

3. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 1997.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт–Петербург, 1999.

5. Кольцова М. Ребёнок учится говорить. М., 1998.

9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

10. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи.

Моторика – это совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика) .Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависим...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...

Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».

Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала

Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики.Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все сп...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных технологий

Данная презентация раскрывает опыт работы по развитию мелкой моторики с использование нетрадиционных предметов. Обучение детей пальчиковым играм с необычными предметами способствуют развитию речи, явл...