Разработка урока по теме "Подготовка к сочинению в жанре киносценария по рассказу Шолом-Алейхема "Рябчик. Еврейская собака"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Методическая помощь учителю в составлении киносценария 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sholom_aleikhemabez_imeni_1.odt67.12 КБ

Предварительный просмотр:

  Подготовка к сочинению в жанре киносценария по рассказу Шолом-Алейхема «Рябчик. Еврейская собака»

    Тема:Подготовка к сочинению в жанре киносценария по рассказу Шолом-Алейхема «Рябчик. Еврейская собака»

Цели: расширить представления учащихся ожизни и творчестве еврейского писателя Шолом-Алейхема; познакомить с новым для ребят литературным жанром — киносценарием; сообщить сведения об источниках материала, на основе которого составляется киносценарий; формировать навыки самостоятельной работы над художественным текстом; воспитывать доброе и человеческое отношение к «братьям нашим меньшим».

                                                     Бессмертно имя Шолом-Алейхема, как                              

                                                       бессмертно его яркое, гуманистическое,

                                                       пронизанное любовью к человеку и животному

                                                       творчество.

                                                         

                                                                           Сергей Баруздин

!1. Вступительное слово учителя

  Шолом-Алейхем  - псевдоним Шолома Нохумовича Рабиновича, что родился в 1859 году на Украине. Нелегкими были детские и юношеские годы будущего писателя.Отец был не бедным человеком, но вскоре разорился. От холеры умерла мать. Появилась вздорная злая мачеха. Она не только не собиралась дать образование приемному сыну, но даже посылала его работать мальчишкой на побегушках в чужом доме.

         Впрочем, обо всем этом впоследствии писатель расскажет в своей замечательной книге «С ярмарки», которую вы, наверняка, прочтете, когда станете постарше.

   Маленький Шолом стремился к грамоте и знаниям. И он познал их сам и прежде всего изучил русскую литературу, открывшую перед ним богатый и сложный мир горя, страданий, радостей и счастья.

  1. Беседа с учащимися по творчеству Шолом-Алейхема.
  • Какие рассказы Шолом-Алейхема для детей вы прочитали?

(«Мальчик Мотл», «Скрипка», «Ножик», «Праздничный ужин», «Юла»,»Часы»)

  • Какими они вам показались?

(Очень  грустными и одновременно веселыми)

Они, как сама жизнь Шолом-Алейхема,- человека тяжелой судьбы, но неунывающего, веселого характера. Неслучайно и псевдоним себе писатель придумал добрый. Ведь Шолом-Алейхем в переводе с еврейского языка идиш значит «мир вам».

  Кстати, когда А.М.Горький прочитал рассказ «Мальчик Мотл», он написал автору:» Искренне уважаемый собрат! Книгу вашу получил, смеялся и плакал. Чудесная книга! Перевод сделан умело и с любовью к автору».

     Писатель отверг иврит — язык религиозного культа, а стал писать на идиш — языке народном, разговорном, красивом, богатом, сочном, языке масс простого народа.

      Шолом-Алейхема был художником-провидцем. Он всегда верил в светлое будущее еврейского народа, в счастливую судьбу своей родины.

  Жизнь не баловала его и часто поворачивалась к нему изнанкой . Сын разорившихся родителей, ученик уездного училища, учитель русского языка, неудавшиийся делец и признанный в мире писатель, автор, иногда не имевший гроша на пропитание, патриот, мечтающий закончить свой жизненный путь на родной Полтавщине, и эмигрант, похороненный на далеком   Нью-Йорском кладбище,- таковы парадоксы этой жизни. Трагические перипитииине могли изменить его светлую, радостную  и оптимистическую душу.

     Сам Шолом-Алейхема говорил, что жизненное море слез, пройдя сквозь его творескую призму, превратилось в смех.

       Слезы и смех сливаются у него воедино, как это часто бывает в жизни.

        Задача нашего урока — подготовиться к написанию сочинения в жанре киноссценария по рассказу  Шолом-Алейхема «Рябчик.Еврейская собака». До этого я вам давала задание — сочинить сценарий новой серии любимого мультфильма. А сегодня работа посерьезнее.

  1. «Аукцион  кинопрофессий (Ученики называют наиболее известные им профессии. Покупатель, назвавший кинопрофессию последним, получает заслуженную награду.

Затем предлагается вниманию детей таблица

        Вот кто фильмы создает

  1. Сценарист
  2. Режиссер
  3. Актер
  4. Гример
  5. Художник по костюмам
  6. Композитор
  7. Дирижер
  8. Режиссер звукозаписи
  9. Звукооператор
  10. Звукоинженер
  11. Декоратор
  12. Реквизитор
  13. Светоустановщик
  14. Пиротехник
  15. Каскадер
  16. Рабочий постановочного цеха
  17. Оператор
  18. Ассистент оператора
  19. Ассистент режиссера
  20. Монтажер
  21. Дублер
  22. Консультант
  23. Директор картины

    5.Беседа о киносценарии как литературном жанре.

     Киносценарий включает в себя несколько составных частей, из них обязательны две: ремарка-описание (пейзажа, обстановки, поведения действующих лиц и т. п.)

  1. монолог, диалог или отдельные реплики действующих лиц.
  1. Коллективное составление ремарок и диалога по рассказу Шолом-Алейхема «Рябчик. Еврейская собака2
  2. Краткие советы учителя к написанию киносценария на основе содержания рассказа.

Основа сценария — тяжелая, невыносимая жизнь еврейской собаки, поэтому озаглавить его лучше по-другому, а как, по-вашему?

 Какую часть рассказа можно использовать в закадровом тексте?

Какие пояснительные надписи вы сделаете?

На основе каких глаголов из текста можно составить реплики и диалоги, какие именно?

    Я вас просила понаблюдать , обратить внимание на оформление настоящих кинофильмов:

а) название киностудий;

б)год и место создания фильма;

в)перечень действующих лиц и исполнителей;

г) название

  • Каким будет , по- вашему, начало фильма?
  • Что покажите общим планом?
  • А крупным планом?
  • Какие проблемы поднимает автор в своем рассказе?
  • Какой эпизлд кажется наиболее волнующим? Чем именно?
  • Что в произведении  вызвало наибольшее осуждение? Как вы это изобразите в кадре?
  • Мог ли быть другой конец в этом рассказе? Если да, то какой?

Вспомните фильмы, в которых поднимается та же проблема (проблема взаимоотношений человека и животного (Троепольский «Белый Бим, Черное Ухо», Чехов «Каштанка», Андреев «Кусака»)

   Последний кадр в вашем фильме?

     Сочинение-миниатюра  «Чему учит этот рассказ?»

Отрывки из сочинений учащихся

(Учиться боротьсяо злом. Такой финал заставляет нас бороться со злом более  энергично)

(Пусть страдания собаки служат укором для людей, пусть никогда не оттолкнут собаку, никогда не предадут, никогда не обидяти не откажут в помощи.

      Д/З: написать киносценарий по рассказу Шолом-Алейхема «Рябчик. Еврейская собака»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

Разработка урока на тему «Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства ».

познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства ; расширить знания учащихся о жанре натюрморта , об особенностях натюрморта в живописи; учить изображать различные ...

методическая разработка урока ИЗО по теме "Сказочно-былинный жанр" 7 класс

7 класс, 3 четверть: "Великие темы жизни", тема: "Сказочно-былинный жанр" по программе "Изобразительное искусство" под редакцией Б.М. Неменского.Разработка включает  в себя: конспект урокаНа урок...

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...

Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"....

Методическая разработка. Урок - открытие нового знания по теме: "Жанры фильмов".

Конспект урока, технологическая карта и презентация к уроку по теме "Жанры фильмов" для четвертых классов (третий год обучения)....

Разработка урока ИЗО 7 класс. "Сказочный былинный жанр"

Урок по изобразительному искусству разработан по ФГОС, на уроке использована технология кейс-метода....