Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в рамках внедрения ФГОС
статья на тему

Данный материал можно использовать как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legina_i.n._statya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

 

             

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся
в системе работы с одаренными детьми в рамках внедрения ФГОС

Современная школа должна создавать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя – предметника. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.

Размышляя над этими вопросами, автором была выбрана тема работы «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в системе работы с одаренными детьми».

Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:

-  необходимость развития познавательных и творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время;

-  выявление одаренных детей, мотивированных на высокий результат;

-  коллектив единомышленников - учитель и ученик, работающие творчески, помогающие друг другу.

Тему «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в системе работы с одаренными детьми» автор считает актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения.  

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Одной из ключевых задач развития системы российского образования является организация работы по поддержке талантливых детей. Как важно в жизни чувствовать себя успешным и иметь возможность принимать участие в творческой деятельности.

Творческие способности проявляются тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Развитию творческих и познавательных способностей учащихся способствуют формы уроков: КВНы, уроки-путешествия, уроки-эксперименты, экскурсии, викторины, разнообразные виды самостоятельной работы на уроках, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная.

Ведущая педагогическая идея опыта –  создание на уроках и во внеурочное  время условий для сознательного, активного участия  школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.

Развитие творческих и познавательных способностей учащихся – это одно из направлений  в работе системы с одаренными детьми, мотивированными на высокий результат. Основные этапы системы работы с талантливыми детьми:

  1. Выявление одаренных детей, мотивированных на высокий результат.
  2. Заполнение электронной базы «Одаренные дети».
  3. Создание информационного стенда «Это интересно», в котором отражаются мероприятия, в которых можно принимать участие в течение учебного года.
  4. Подготовка учащихся к научно-практической конференции школьников.
  5. Организация участия учащихся в различных творческих конкурсах, викторинах, олимпиадах.
  6. Организация экскурсий по краю и за его пределы.

Конечно же, проявление творческих и познавательных способностей учащихся, в первую очередь, происходит во время урока.  

География – это предмет, который имеет практическую направленность. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности, проявлению его творческих способностей. Формы выполнения практических работ   различны: ребята работают  в контурных картах,  в специальных тетрадях для практических работ. Одной из форм выполнение практических работ является групповая работа.

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся  имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка. Но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников. Позволяет почувствовать собственную значимость.

Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Помимо урока, учащиеся могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в домашних заданиях исследовательского характера.

Одно из направлений в системе работы с одаренными детьми - проектная деятельность, направленная на развитие творческого потенциала учащихся, их познавательного интереса. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 6 классе (сейчас уже в 5 классе так как наша школа работает по ФГОС) и выполняют  школьные проекты и в 11 классе. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются творческие проекты. Именно с них мы и начали знакомство с методом проектов в 5- классе. Например, творческое задание для учащихся 5 классов – изготовление макета Земли; краткосрочный проект – «Школа будущего». В 6 классе на одном из уроков в начале года  предлагаю учащимся сделать творческий проект, например, написать сказку «Как я провел лето» о летнем отдыхе, о поездках всем классом; изготовить стенгазеты и т.д. И как один из способов оформления проекта предлагается электронная презентация.

 В процессе изучение курса «Страноведение» (7 класс) уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками. Например, проекты «Гипотетический материк», «Имена на карте мира» ребята выполняют с огромным удовольствием. В 8 классе при изучении темы «Население» я предлагаю поработать над проектом «Моя семья – моё богатство!» В 9 классе интересны для ребят проекты с экологической направленностью.  

Однако наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы учащихся, развития их творческих и познавательных способностей  предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: школьное НОУ, олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны и т.д.

 В начале каждого учебного года учащимся предлагается перечень всех мероприятий, в которых они могут принимать участие в течение года. Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету очень часто происходит и в результате участия учащихся в дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах.

С особым интересом ребята принимают участие в научно-практической конференции школьников, выступаю с работами, которые для них познавательны, интересны и важны.  

Одной из форм организации внеурочной деятельности является экскурсия.  Регулярно мы с детьми совершаем поездки по краю, которые тоже являются неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Такие путешествия создают условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений на территории нашего края. Систематическое осуществление краеведческого принципа способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к своей малой Родине. По итогам этих экскурсий ребятам предлагается выполнить еще одно творческое задание «Мое путешествие с классом».

Ежегодно вместе с учащимися организую выставку творческих работ.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научно-исследовательской работы огромен.
Результативностью и эффективностью методической системы автора являются повышение интереса к предмету, рост качества знаний учащихся, их активное участие в конкурсах, олимпиадах по географии, научно-практической  конференции.

Литература

  1. География: уроки с использованием информационных технологий / авт. – сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.- с. 26.

  2. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей  и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2010. – с.35.
  3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.
  4. Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011. – с. 47