Формирование познавательных учебных действий учащихся через технологию проблемного обучения
статья на тему

Нестеренко Евгения Валерьевна

Выступление на Городских методических чтениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных учебных действий учащихся через технологию проблемного обучения

Нестеренко Евгения Валерьевна, учитель математики, ВКК, МОУ СОШ № 32

Когда-то немецкий поэт и мыслитель Иоганн Гете сказал: «Думать легко, действовать труднее, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Реалии сегодняшнего дня убеждают в правоте философа, который образно и в то же время четко представил формулу творческого подхода к решению задачи: наблюдение – умозаключение – действие. Сегодня человеку важно не столько иметь сумму знаний, сколько обладать  навыками, которые позволят ему понять задачу, сформулировать пути  и методы ее решения, выбрать оптимальные  и реализовать их для достижения цели.

На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят  "…новые стандарты ", которые утвердили  деятельностно -целевой подход к образованию, поскольку главным в современных условиях  является вопрос: какими умениями и навыками необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи?

Ответ очевиден: важны универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы быть готовым к решению  в определённых жизненных ситуациях разных задач.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком — совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.  

Указанные действия позволят, на мой взгляд, решить важнейшую учебную задачу: подготовить учащихся к пониманию проблемы, к определению ее сути, к поиску ее оптимального решения.

Познавательный интерес учащихся выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.

В процессе формирования познавательных УУД, пожалуй, самое важное — научить учащихся делать пусть маленькие, но собственные открытия.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий школьников возможно использование на уроках проблемного обучения, которое мотивирует учащихся на самостоятельный поиск информации и активизирует мышление, а значит, делает знание не отвлеченным, а личностно - значимым.

На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать задания, имеющие несколько путей решения. На этом этапе ученик должен иметь возможность выбора: что решать, как решать, как удобнее решать. Ему надо найти свою проблему, определить свое видение.

Примеры:

Изучение темы "Порядок действий" начинаю с демонстрации выражений:

57 + 24 · 89 – 63 = 2130

57 + 24 · 89 – 63 = 681

57 + 24 · 89 – 63 = 2106

У детей возникает вопрос: Почему одинаковые выражения имеют разное значение?

После обсуждения они приходят к выводу, что в выражениях разный порядок действий. Вспоминаем порядок действий и что может изменить порядок действий.

Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это и есть условие развития его мыслительных способностей, а значит формируются общеучебные умения: строить высказывания, формулировать проблему, находить нужную информацию.

На этапе совместного поиска путей решения задачи, анализа имеющихся знаний, отбора возможных путей решения, проверяются уже имеющиеся знания, оценивают  их, определяют, хватит ли их для решения проблемы. Очень важно, на данном этапе понять ученику, что ему не хватает имеющихся знаний. С этого и начинается поиск путей решения проблемы.

Примеры:

Предлагаю детям выполнить задания. С первыми двумя  они справляются легко, а вот третье у них вызывает затруднение.

И начинаем диалог по решению проблемы.

- Что по вашему мнению надо сделать предварительно, для выполнения действия? (Привести дроби к общему знаменателю).

-А мы умеем это делать? (Нет).

- Сформулируйте пожалуйста тему урока. (Приведение дробей к общему знаменателю)

- А какие цели мы можем себе поставить на урок?  (...)

- Познакомиться с правилом приведения дробей к общему знаменателю и научиться его применять.

- А для чего необходимо уметь приводить дроби к общему знаменателю? (Чтобы выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей)

Таким образом формируются регулятивные универсальные учебные действия (целеполагания, планирования) и познавательные (логические).

На этапе поиска, и открытия, и приобретение новых знаний, причем добытых своим трудом.  

При изучении темы "Неравенство треугольника" провожу мини исследование. На основании, которого дети выдвигают гипотезы и формулируют правила.

Измерьте углы и стороны треугольника:

                                                Вывод:

Таким образом формируются познавательные универсальные учебные действия, а именно установление причинно-следственных связей.

Использование технологии проблемного обучения требует от учителя значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. достаточно сложно сформулировать проблемный вопрос,  продумывать каждое задание, так  чтобы они вызвали затруднение у учащихся , но в то же время не отбили желание его  преодолеть. Иногда для решения проблемы требуется больше  времени, чем на получение знаний в готовом виде, но это наиболее полезно для развития мыслительной деятельности ученика.

Проблемное обучение позволяет мне добиться хороших результатов в обучении школьников. Продуктивность моей методической системы работы подтверждается 100% - ной успеваемостью учащихся, высокими показателями качества знаний и среднего балла по предмету, которые выше городских и краевых показателей.

Проблемное обучение  развивает творческое мышление, способность решать нестандартные задачи, создает благоприятные условия  для  достижения высоких результатов в олимпиадах и конкурсах.

Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.  Ещё в 18 веке французский мыслитель Жан Жак Руссо говорил об ученике: «Пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть не заучивает науку, а постигает её сам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образовани...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"

Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...

Развитие универсальных учебных действий школьников через технологию проблемного обучения на уроках географии

За последние годы четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования. Стратегия модернизации образования в Российской федерации предполагает, что...

Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"

Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...

Мастер-класс «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся через технологию проблемного диалога»

    Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить учени...