Организация работы творческой группы "Наглядная геометрия".
статья на тему

Нестеренко Евгения Валерьевна

Являюсь руководителем городской творческой группы "Преподавание курса "Наглядная геометрия"".
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoy_gruppy_naglyadnaya_geometriya.doc45 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ "НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ"

КАК АСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Нестеренко Евгения Валерьевна, учитель математики, ВКК, МОУ СОШ № 32

Анализ современной педагогической практики свидетельствует, что уровень профессионально необходимых знаний и умений учителя, его квалификации не удовлетворяет изменившимся целям и ценностям образования.  В условиях модернизации образования значительно актуализировалась проблема постоянного совершенствования учителем не только знаний и умений по преподаваемому предмету, но и подготовки его к инновационной исследовательской деятельности.

Готовность человека к любой деятельности, в том числе и готовность учителя к реализации инновационных педагогических идей, можно выразить формулой: "готовность = желание + знание + умение", или "готов = хочу + знаю + умею". Эта формула отражает три аспекта готовности: мотивационный или личностный, информационный и деятельностный.

Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Заметим, что современная «школьная» геометрия не отражает логику ее исторического становления как науки. В нынешнем систематическом курсе геометрии в школе представлен лишь евклидов этап истории геометрии, а доевклидов практически не рассматривается. Не отражено в нем и то время, когда ученые еще не владели методами строгих доказательств, но уже знали практически все, что входит в современную школьную геометрию. В связи с этим, упускается существенный этап в развитии геометрии как науки.

Поэтому, на мой взгляд, включение доевклидова этапа в качестве специального курса наглядно-практической геометрии для ознакомления со всеми объектами изучения перед систематическим курсом поможет восстановить логику развития науки и облегчит учащимся освоение систематического курса.

Изучая наглядную геометрию, мы отвлекаемся от реальных объектов действительности: среди всех свойств рассматриваем только размеры, форму и положение в пространстве.

Таким образом, пропедевтический курс наглядной геометрии решает следующие важные задачи:

формирование готовности к изучению систематического курса геометрии с 7 класса;

развитие геометрического мышления, расширение кругозора;

формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике.

Наглядная геометрия способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, рассуждения дает реальные предпосылки для дальнейшего развития геометрического мышления учеников.

Моя исследовательская деятельность построена на внедрение курса "Наглядная геометрия", а так же на создание для него методического сопровождения.

На первом этапе — поисковом — изучалось современное состояние выбранной проблемы, происходило теоретическое осмысление ее, изучалась психологическая и педагогическая литература. Результатом стало определение цели и задач исследования.

Цель: Создание методического сопровождения к урокам по курсу "Наглядная геометрия" 5-6 классы.

Задачи:

1. Разработать материал для развития логического, геометрического мышления и пространственного воображения.

2. Создать мультимедийные презентации для сопровождения уроков

3. Разработать практические , творческие и лабораторные работы.

4. Разработать календарно-тематическое планирование курса, основанного на курсе "Наглядная геометрия" И. Ф. Шарыгина.

5. Разработать рабочую тетрадь для учащихся.

6. Создать условия для его распространения, в виде книг, дисков и рабочих тетрадей.

Стало понятно, что такой большой труд невозможно проделать в одиночестве и тогда появилась идея о создании творческой группы.

Цель деятельности группы - всесторонне исследовать проблемы и разрабатывать рекомендации по ее наиболее эффективному практическому применению.

Задачи:

- изучение проблемы, ее теоретическое обоснование;

- анализ состояния педагогической практики, определение возможных направлений реализации научных исследований;

- определение путей решения проблемы с учетом условий учебно-педагогической базы школ;

- поиск неординарных подходов к решению проблемы.

Вторым этапом - опытно-экспериментальном - необходимо разработать общую стратегию исследования. Начать разработку методического сопровождения курса и его апробацию в школах. Найти издательства для публикации.

Третий этап - заключительно-обобщающий - будет включать внедрение в практику научно-методических материалов, составленных на основе проведенного исследования, проведение семинаров и курсов по обучению учителей и распространение разработанных материалов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное методическое сопровождение к урокам по курсу "Наглядная геометрия" 5-6 классы может быть реализовано в общеобразовательных школах, любыми учителями.

Ведущая роль математики в том, что она учит детей логике. Наряду с логикой рассуждения есть еще логика открытия, эвристика, которая не имеет доказательной силы, но двигает творчество. Нельзя пропускать в обучении фазу поиска. «Математика – экспериментальная наука», - утверждает современный математик Владимир Арнольд. Важно, чтобы учащиеся получили знания самостоятельно с помощью эксперимента. При этом работа строится следующим образом: выполняется построение, изучается результат, выдвигается гипотеза, осуществляется проверка гипотезы для других случаев. Далеко не все ученики имеют способности и вкус к строгим теоретическим выкладкам, но практически все могут наблюдать, подмечать закономерности, проверять их.  Занимаясь математическим экспериментом, каждый ученик оказывается активным

участником исследования. Предлагаемые практические работы активизируют учебный процесс, облегчают восприятие геометрических понятий, обеспечивают доступность геометрических фактов, которые в дальнейшем будут доказаны в курсе геометрии. При необходимости перед практической работой ученики работают с дополнительной литературой, формулируют нужные определения, ищут исторические факты.

Приведу примеры исследовательской работы с математическими понятиями на уроках "Наглядной геометрии".

Как объяснить учащимся почему мы измеряем площадь квадратными единицами, а не другими. Провожу работу: раздаю всем одинаковые прямоугольники и 1 группа получает круги, 2 - правильные треугольники, а 3 - квадраты. Ученикам предлагается замостить прямоугольник данными фигурами, чтобы они покрыли как можно большую площадь. У кого получиться лучше, отсюда напрашивается вывод об единицах измерения площади.

А как  объяснить возникновение числа π. Провожу работу: 1 группа - строить окружность радиуса - 3 см, 2 - 4 см, 3 - 5 см. Далее раздаю нить и прошу выложить нить по окружности. далее измеряем диаметр окружности и длину нити, находим отношение. Делаем вывод и получаем число π.

Достаточно сказать, что исследовательская деятельность не только способствует профессиональному росту учителя, но  формирует (развивает) такие качества как трудолюбие, целеустремленность и  только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.

Список библиографических ссылок:

1.Маркова, В И. Развитие исследовательской культуры учителя как фактор инновационной деятельности [Текст] / В И Маркова // Реализация интегратавного подхода в системе формирования и развития профессиональных компетентностей педагогов средней общеобразовательной школы м-лы межрег. науч -практ. конф - Киров КИПК и ПРО, 2007 - С 39-44 (0,38 п л)

2. Афанасьева Е.А. Исследовательская деятельность: условие или показатель профессионализма педагога (размышления). Интернет-конференция.

3. http://www.eduhmao.ru/info/1/3692/23118/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нестеренко Евгения Валерьевна Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания: Комсомольский – на – Амуре государственный педагогический институт, 1992г . Специальность по диплому: математика Место работы, должность: г.Комсомольск-на-Амуре, МОУ СОШ №32, учитель математики Результаты аттестации : ВКК Стаж работы: 22 лет

Слайд 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ "НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ" КАК АСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Слайд 3

Формула готовность = желание + знание + умение готов = хочу + знаю + умею

Слайд 4

Периоды развития геометрии Три основных периода

Слайд 5

Задачи Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии с 7 класса Развитие геометрического мышления, расширение кругозора Формирование готовности к применению геометрических знаний на практике

Слайд 6

Первый этап изучалось современное состояние выбранной проблемы, происходило теоретическое осмысление ее, изучалась психологическая и педагогическая литература. Результатом стало определение цели и задач исследования. поисковый

Слайд 7

Первый этап Цель Создание методического сопровождения к урокам по курсу "Наглядная геометрия" 5-6 классы.

Слайд 8

Первый этап Задачи 1. Материал для развития логического, геометрического мышления и пространственного воображения. 2. Создать мультимедийные презентации для сопровождения уроков 3. Разработать практические , творческие и лабораторные работы. 4. Разработать календарно-тематическое планирование курса, основанного на курсе "Наглядная геометрия" И.Ф.Шарыгина. 5. Разработать рабочую тетрадь для учащихся. 6. Создать условия для его распространения, в виде книг, дисков и рабочих тетрадей.

Слайд 9

Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?

Слайд 10

Учащимся демонстрируется фигура, и даются части, из которых она состоит, они должны собрать ее

Слайд 11

Тень красавца-носорога Рисовал я по частям. Получилось слишком много! Обращаюсь с просьбой к вам: Силуэт в уме сложите, Части лишние найдите. Носорог

Слайд 12

Сколько кубиков понадобиться, чтобы собрать данные фигуры. Составь их

Слайд 13

Вырежи и собери геометрическую фигуру

Слайд 14

Придумай рисунок из геометрических фигур

Слайд 15

Собери фигуру из кубиков и укажи для нее вид спереди, вид слева и вид сверху: 1 3 2 4 5

Слайд 16

Собери фигуру из кубиков по виду спереди, слева и сверху:

Слайд 17

Вырежи круг. Разрежь его на части. Собери из частей круга данные фигуры. Затем от урока к уроку фигуры усложняются. «Волшебный круг»

Слайд 18

Танграм

Слайд 19

Куб и пирамида

Слайд 20

Цель творческой группы всесторонне исследовать проблемы и разрабатывать рекомендации по ее наиболее эффективному практическому применению

Слайд 21

Задачи творческой группы - изучение проблемы, ее теоретическое обоснование; - анализ состояния педагогической практики, определение возможных направлений реализации научных исследований; - определение путей решения проблемы с учетом условий учебно-педагогической базы школ; - поиск неординарных подходов к решению проблемы.

Слайд 22

Второй этап необходимо разработать общую стратегию исследования. Начать разработку методического сопровождения курса. Найти издательства для публикации. опытно-экспериментальный

Слайд 23

Третий этап заключительно-обобщающий будет включать внедрение в практику научно-методических материалов, составленных на основе проведенного исследования, проведение семинаров и курсов по обучению учителей и распространение разработанных материалов.

Слайд 24

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное методическое сопровождение к урокам по курсу "Наглядная геометрия" 5-6 классы может быть реализовано в общеобразовательных школах, любыми учителями.

Слайд 25

Площадь Что такое площадь? Что значит измерить площадь фигуры? Измерить площадь- это значит выбрать единицу измерения площади и затем откладывать эту мерку на измеряемой площади

Слайд 26

Площадь Измерить площадь- это значит выбрать единицу измерения площади и затем откладывать эту мерку на измеряемой площади

Слайд 27

Прямоугольник и круги

Слайд 28

Прямоугольник и треугольники

Слайд 29

Прямоугольник и квадраты

Слайд 30

Выводы исследовательская деятельность, бесспорно, способствует росту профессионализма педагога; только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы творческой группы педагогов

В статье рассказывается об организации работы районного профессиональого объединения учителей русского языка и литературы - творческой группы педагогов в течение трех лет. Проблемные творческие ...

Материалы творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий»

В состав творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий» входят преподавател...

Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов

Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс,  необходимо  приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...

Организация работы творческой группы в детском саду

На примере работы творческой группы в рамках эксперимента по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию дошкольников описываются основные этапы организации работы и предложены образцы необходи...

Статья "Организация работы творческой группы педагогов дополнительного образования с применением технологии SCRAM"

В статье представлен опыт работы по организации деятельности творческой группы педагогов дополнительного образования с применением технологии SCRUM»....

Творческая работа «Творческий уголок рукодельницы» к конкурсу для воспитателей и воспитанников интернатов общеобразовательных организаций «Я здесь живу» в номинации «Мое личное пространство», 2024г.

Моя комната – это уютное место, где я могу быть самой собой и наслаждаться жизнью. Когда я входила в нее в первый раз, то почувствовала, что это именно то место, где я хочу проводить большую час...