КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: « ХОРОВОД – ОСНОВНОЙ ЖАНР РУССКОГО ТАНЦА»
план-конспект занятия на тему

Андреева Екатерина Сергеевна

Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры,бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_khorovod.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ:

« ХОРОВОД – ОСНОВНОЙ ЖАНР РУССКОГО ТАНЦА»

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНДРЕЕВА Е.С.

Тема занятия:

 «Хоровод-основной жанр русского танца».

Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры,бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей.

Цель:

Закрепление и расширение знаний обучающихся о народном фольклоре,

возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций.

Задачи:

Образовательная: закрепить и повторить основные фигуры хоровода как одного из видов жанра русского народного танца.

Воспитательная:  Воспитывать интерес и любовь к народному танцу, научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.

Развивающая: развивать и формировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие).

Ожидаемые результаты:

  • получат эмоциональный настрой на дальнейшие занятия  в творческом объединении;
  • дадут определение “хоровод”,смогут привести не менее четырех ассоциативных понятий;
  • смогут исполнить простейшие движения русского танца;
  • исполнят простейшие элементы русского танца сольно, в парах, коллективно;
  • исполнят простейшую композицию русского хоровода.

Оборудование и материалы:  платочки для танца.

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, диск с записями народных мелодий.

Методы обучения:  

по источнику передачи: словесные (беседа, объяснение);

наглядные (показ, демонстрация);

практические (упражнения);

методы стимулирования интереса к учению (создание эмоционально-нравственных ситуаций);

по степени самостоятельности: репродуктивные; проблемно-поисковый;

по степени управления: под руководством педагога; самостоятельная работа.

 

Мотивация:

  1. Ориентированная диагностика уровня освоения знаний, умений, навыков обучающихся;
  2. Готовность обучающихся восприятию новых знаний;
  3. Дальнейшее прослеживание эффективности обучения обучающихся.

Структура занятия.  

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительная часть. Повторение пройденного материала.
  3. Выполнение практической работы.
  4. Подведение итогов.

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие. Объявление темы занятия.

Педагог молча делает поклон.

 Поклон - простоя поясной на месте 4 такта И. п. ног – 1 свободное. Руки – в подготовительном, или в 1- сновном. 1 и 2 такты – корпус от талии сгибается вниз вперед плавно, без рывков. 3-4 такты – корпус выпрямляется.

Ребята делают ответный поклон.

Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!».  

Делают поклон.

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный,  яркий,  несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Поклон - простоя поясной на месте.

4 такта И. п. ног – 1 свободное.

Руки – в подготовительном, или в 1- основном.

1 и 2 такты – корпус от талии сгибается вниз вперед плавно, без рывков.

3-4 такты – корпус выпрямляется.

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу.

Русские хороводы, украшая собою нашу жизнь, представляются столько же древними, сколько древняя наша жизнь. Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными.

Некоторые  ученые связывают историю зарождения хоровода как танца с именем славянского бога - Хорса. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод,  хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние.

Подготовительная часть. Повторение пройденного материала.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, большинство хороводов являются круговыми. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, а эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью танца, например, а вот мы сейчас с вами и вспомним некоторые из них. Как только я называю фигуру, вы должны ее изобразить под музыку, и помним, что будь хоровод веселым, игровым, или лирическим, все движения выполняются плавно, без резких рывков, а шаг с носочка.

Итак: «круг», «круг в круге», «корзиночка», «змейка», «восьмерка», «два круга»,

«улица», «ручеек», «воротца» (См. приложение 1, фигуры хороводов).

Хорошо, вы справились с заданием.

Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Древние племена танцевали, чтобы привлечь волшебную силу. Это были обрядовые танцы: охотничьи, боевые, свадебные и другие. Мы не будем привлекать магическую силу сегодня, но постараемся, сделать наш танец ярче своими силами. Для этого необходимо иметь стремление, терпение, а главное необходимо, чтобы все движения были пластичными, грациозными. И в этом нам поможет только разминка и упражнения на тренировку гибкости и грации движений.  

Разминка под музыкальное сопровождение.

Нередко хоровод является обрядовым танцем и содержит в себе элементы драматического действа.

На слайде:

Рассмотрим фигуры  Хоровода.

Как видно из самого названия - это движение Солнца. Движение самой Жизни.

Звездочки - свастики, солярные символы. Они закручивались как по часовой, так и против часовой стрелки, образуя Солнце.

Круг - движение Солнца. Аналогично может быть как по, так и против часовой стрелки, открывая врата, соединяя их с Явью - миром срединным, миром человеческим.

Круг в круге - единение всех трех миров

Полукруг - Небо

Колонна (шествие) - движение в прошлое и в будущее, назад и вперед, безвременье

Улица - движение навстречу, единение 2 начал. Клин - подземный мир.

Восьмерка - бесконечность, объединение 2 кругов.

Ромб - Земля .

Есть еще интересная особенность, я бы даже сказала речевая игра слов, связанная с темой хоровода, просто для сведения.

Люди, которые водят хороводы — хороводоводы.

А люди, которые изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.

Так же еще есть любители хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.

И те, кто их боятся — хороводоводоведофилофобы.

Существуют два вида хоровода - орнаментальные и игровые.

Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев.

 Выполнение практической работы.

Разучивание новой фигуры хоровода – «Гребень».

Прослушивание музыкальной композиции.

Разучивание фигур нового танца.:

 

Но,  так или иначе, все в танце начинается с поклона и заканчивается им. И мы свами разучим простой – с продвижением (хороводный) поклон.

Простой - с продвижением (подходом вперед и отходом назад).

Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног – 1-е свободное.

Руки – в 1-ом основном положении.

1 и 2 такты – три шага вперед на каждую четверть, начиная с правой ноги, навторую четверть второго такта левая нога приставляется к правой в 1-е свободноеположение.

3 и 4 такты – полкон на месте.

5 и 6 такты – отход назад с правой ноги, три шага на каждую четверть, на вторую четверть шестого такта левая нога приставляется к правой. Руки за время шагов переводятся из 1 – основного положения через 2-е свободное в 3-е основное положение.

Кисти рук ни в коем случае не сближаются.

7 и 8 такты – поясной полон на месте.

1-8 такт – Выход цепочкой всех участников танца, в руках платок, левая рука

лежит на правом плече. Выстраиваются в фигуру «круг».8-9 такты – отход назад с правой ноги, руки через 2-е положение переходят в 3-е и

подготовительное.

10-11 такты – поворот через правое плечо «с припаданием».

Подведение итогов.

Заключительная часть занятия.

Спасибо за работу, наше занятие подходит к концу.

Назовите, пожалуйста фигуры хоровода, которые вы помните.

А занятие я хотела бы закончить следующими словами.

Очень печально, когда слышишь из уст молодежи или в сетях интернета такие слова: Народный танец - хоровод уже не в моде его могут смотреть те кому за 40, а сейчас 21 век и вряд ли кому из молодежи понравиться этот танец. Но вдвойне приятно, когда пишут с пониманием и уважением к той культуре, к которой принадлежат:

Да век 21, и ритмы не те. Но культуру, традиции надо как-то сохранять. Пусть это и нужно только небольшому количеству людей.

Очень хочется верить, что мы будем помнить и уважать культуру своего народа, своей страны, и передавать опыт будущим поколениям.

Всего доброго.

Педагог молча делает поклон.

Ребята делают ответный поклон.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хоровод – один из основных жанров русского народного танца»

Открытое занятие попредмету "Танец" (русский народный танец)...

Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописание НЕ с ...

конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописа...

Открытое занятие "Пляска - один из основных жанров казачьего танца"

Методическая разработка открытого занятия по народному танцу. Четвертый год обучения. На занятии дается краткая характеристика вида пляски и показ обучающимися. Так же  используется  показ в...

Конспект занятия «Дроби» и вращения в русском танце.

Конспект занятия «Дроби» и вращения в русском танце....

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...