Программа по бисероплетения
рабочая программа на тему

Фёдорова Ольга Михайловна

 

Содержание программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biser_dorabotana.docx77.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия им.А.С.Пушкина»

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом

совете гимназии

Протокол №___

от ________________201__г.

Зам.директора гимназии

_______________ФИО

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Гимназия №2»

______________ФИО

Приказ от_________201__г.

№_____

                                                                                       

Дополнительная

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по художественно-прикладному направлению

Бисероплетение. «Кладовая радости»

   Модифицированная:                  

возраст детей: 7-10 лет                  

Уровень начального образования

Срок реализации:2 года              

Разработчик:                                

учитель искусства

Фёдорова О.М

2013-2015г.

Пояснительная записка

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Устойчивой популярностью  у детей пользуются игрушки и украшения, т.к. через них они познают окружающий мир.

Забавные герои сказок. Рыбки, животные, птицы, машины, яркие украшения - всё это можно сделать из бисера. Создание игрушки - это очень действенный мотив для ребенка младшего школьного возраста. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям.  Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность Очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка

Они становятся участниками увлекательного трудового обучения, по созданию полезных и красивых изделий. В активном творческом труде дети учатся создавать красоту своими руками. Для этого и существует кружок «Кладовая радости» бисероплетения.

Знание основ бисероплетения осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре. Играет большую роль в решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей детей. Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стресса. На условиях строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Это подтверждает особо большой интерес к занятиям по данной программе детей именно 1 класса. Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.

Приобщает к старинному народному рукоделию, а так же обладает возможностями развивающего воздействия на нравственную сферу личности (воспитывает усидчивость, терпение, аккуратность, упорство, художественный вкус).

На занятиях кружка дети приобретают необходимые трудовые умения и навыки, которые затем используются в жизни.

Цель программы:

Развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Задачи программы:

обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром труда взрослых.

развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей. формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.

воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

 В данной программе, которая расчитана на 2 года обучения (144 уч.ч.), 144уч.ч . отводится обучению детей изготовлению поделок из бисера на проволоке; ведущая тема поделок - игрушка.  Выбор проволоки, как основного материала (для низания бисера), обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат, причём быстрый, а не на процесс. Работа с проволокой, в отличие от иголки с ниткой, позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, т.к. по тематике, технике выполнения, назначению поделок проволока очень разнообразна.

Механизм реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 7-10 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков. Курс обучения 2-х годичный. Данная программа рассчитана на два этапа обучения: I этап – 1-й год обучения,  II этап – 2-й год обучения.

Режим работы :

1-й год обучения – два раз в неделю 2 часа с десятиминутным перерывом на динамическую паузу , за год – 144ч. 2-й год обучения-два раза в неделю -2ч,за год-144ч.

Особенности программы.

Группы комплектуются с учетом возраста, индивидуальных способностей и уровня подготовки. Количество учащихся в группах первого года обучения составляет 10-15человек, а для второго года обучения 8-10 в связи с тем, что обучающиеся должны находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы и на II этапе усложняются изделия и доля индивидуального внимания учащимся увеличивается.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера. Методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.
  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Фронтальная и индивидуальная беседа.
  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.  
  • Игровые формы контроля.
  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
 Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Прогнозируемые результаты
К концу I этапа обучения:

учащиеся должны знать:

  • Различные виды материалов, инструментов.
  • Специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты,
  • Основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.).
  • Основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”.
  • Основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”);
  • Некоторые сведения из истории развития бисероплетения;
  • Правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

учащиеся должны уметь:

  • Подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения;
  • Самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку);
  • Применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.;
  • Применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.;
  • подготовить рабочее место.

у детей должно быть воспитано:

  • Аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
  • Желание делать подарки близким людям;
  • эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей;
  • Желание понимать правила и технику плетения.
К концу II этапа обучения учащиеся:

должны знать:

  • Основные положения теории цветоведения и композиции;
  • Основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (те, с которыми познакомились в течении первого года обучения, и новые – “станок”, “пяльца”);
  • Технологические этапы изготовления изделий из бисера.

должны уметь:

  • Изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус;
  • Применять более сложные технические приёмы низания: “сеточка ромбом”, “мозаичное”, “кирпичный стежок” , “коралловое” и др;
  • Творчески применять приёмы, изученные ранее; применять приемы:“вышивка”,“ткачество”;
  • Самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам;
  •  Составить рисунок и продумать композицию изделия.

должно быть воспитано:

  • Ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до конца;
  • Культура взаимоотношений с детьми и взрослыми;
  • Желание выполнять творческие задания;
  • Оказывать уважение к труду взрослых.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся

Учащиеся знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

учащиеся умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

Воспитательные.

  • понимание роли и значения традиций в жизни своего народа;
  • бережное отношение к культурному наследию;
  • уважительное, толерантное отношение к мнению других людей в процессе коллективного взаимодействия.

Образовательные.

  • получение знаний об истории, традициях, и видах народного  художественного творчества;
  • овладение различными техниками изготовления изделий декоративного прикладного искусства.  

Развивающие.

  • развитие кругозора учащихся на основе полученных знаний, интереса к народному творчеству;
  • развитие творческих способностей учащихся, через различные виды  деятельности.  

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов через декоративно – прикладное  искусство;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты:

  • овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности;
  • сформированность основ художественной культуры на основе народной  культуры России, в том числе культуры своего края.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свою точку зрения.

Тематическое планирование
1 год обучения

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

практика

теория

1

Знакомство с искусством бисероплетения, понятием бисер, рубки, стеклярус. Ознакомление с правилами техники безопасности. Теория

2

1

1

2

Плетение на проволоке «Цветок»  «Бабочка»(петельное низание)

4

4

3

Плетение на проволоке «грибок» «пирамидка»(параллельное низание)

4

4

4

Плетение на проволоке игрушки рыбки "Радужная рыбка."."Бычок".

4

4

5

Плетение на проволоке насекомых"Божья коровка". « Стрекоза» «Оса»

8

8

6

Плетение на проволоке «Карзина с цветами»

2

2

7

Плетение на проволоке «Букет цветов»

8

8

8

Плетение на проволоке « Обитатели морей» "Морской конек"."Камбала".

8

8

9

Плетение на проволоке игрушки-сувенира «Снеговик»

2

2

10

Плетение на проволоке игрушки-сувенира «Снегурочка» «Ёлочки.»

4

4

11

Плетение на проволоке игрушки-сувенира «Дед Мороз» "Ангелочек".

4

4

12

Тематическая композиция «Край наш северный»

22

4

13

Плетение миниатюр к композиции (ель,человек )

8

14

Плетение на проволоке миниатюр к композиции(животные)

10

10

15

Бисерная азбука. Простые цепочки.(нить,игла)

14

1

1

16

Плетение «Цепочка с пупырышками»

4

17

Плетение цепочка «Цветы»

4

18

Плетение цепочка « Крестик»

4

19

Плетение на проволоке «подарок мамам»

4

4

20

Коллективная работа « Букет цветов»

8

2

21

Плетение цветов (ромашка,.васелёк, мак)

2

22

Плетение на проволоке цветов

2

23

Плетение на проволоке цветов

2

24

Плетение на проволоке « В гостях у сказки»

20

1

1

25

Плетение на проволоке игрушки из сказки "Дюймовочка"

4

26

Плетение на проволоке игрушки из сказки «Волк и семеро козлят»

4

27

Плетение на проволоке игрушки из сказки « Доктор Айболит»

4

28

Плетение на проволоке игрушки из сказки "Муха-Цокотуха"» « Кот е сапогах»

6

29

Плетение на проволоке . «Мы едим,едим ,едим.»(машинка,)

6

6

30

Плетение на проволоке «На кухне» (посуда)

6

6

31

Плетение на леске изделий объёмной формы.

6

6

32

«Украшение и природа» Создание авторских работ

8

8

33

Итоговое занятие. Анализ работ. Награждение.

2

2

Итого:

144

139

5

Тематическое планирование
2 год обучения

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

практика

теория

1

Вводное занятие. История бисера. Ознакомление с правилами по технике безопасности.

2

1

1

2

Плетение на проволоке изделий плоской формы. « Цветы ,бабочки. Стрекоза. Оса»

4

3

1

3

Плетение на проволоке.Низание дугами. «Цветы.»

2

2

4

Плетение на проволоке .Низание дугами. «Осенние листья.»

4

4

5

Плетение на проволоке  « Цветы»

8

6

Плетение на проволоке

2

7

Плетение на проволоке

2

8

Плетение на проволоке

2

9

Оформление работы на тему « Цветы»

2

10

Тематическая композиция «Осень» Плетение на проволоке

4

1

1

11

Плетение на проволоке  «Овощи и фрукты.»

2

12

Плетение на проволоке «Птицы»

4

4

13

Плетение на проволоке «Ящерка» «Крокодил»

4

4

14

Плетение на проволоке « Рак, лягушка»

4

4

15

Плетение на проволоке «Обитатели морей»

4

2

17

Плетение на проволоке рыбка «Бычок»

2

 18

Плетение на проволоке веточка ели

 2

 2

19

Плетение на проволоке снежинки

 2

 2

 

20

Комбинированное плетение «Сувениры к Новому Году»

8

  8

 

21

 Плетение на проволоке «Заяц, лиса,медведь»

6

6

22

Плетение на леске. Объёмные фигурки.

 8

 1

1

23

 Плетение на леске. «Акула»

 

 2

24

 Плетение на леске

 

 4

25

 Составление простых схем.  Ткачество на станке.

 10

 2

 1

26

  Ткачество на станке.  

 

2

27

Ткачество на станке.

2

28

Ткачество на станке

2

29

Мини гобилен.(имитация ткачества)

2

30

Плетение на станке. «Феничка с орнаментом»

4

4

31

Плетение на станке. «Закладка для книги»

4

4

32

Плетение  сувениров.(подвески,брелки)

6

2

1

33

Плетение сувениров.

3

34

Плетение объемных игрушек на проволоке « Зоопарк»

12

1

1

35

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

36

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

37

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

38

Плетение объемных игрушек на проволоке "Собака»

2

39

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

40

Плетение объемных игрушек на проволоке « Птицы»

12

41

Плетение объемных игрушек на проволоке "Попугай какаду".

4

42

Плетение объемных игрушек на проволоке "Колибри".

4

43

Плетение объемных игрушек на проволоке "Орел".

4

44

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

45

Плетение объемных игрушек на леске «Животные»

12

4

46

Плетение объемных игрушек на леске

4

47

Плетение объемных игрушек на леске

4

48

Плетение объемных игрушек на леске « Насекомые»

6

2

49

Плетение объемных игрушек на леске

2

50

 Плетение объемных игрушек на леске

2

51

Коллективная работа «Весенняя капель»

6

1

1

52

Создание сувениров

2

53

Создание сувениров

2

54

Коллективная работа « здравствуй лето!»

6

3

1

55

Плетение  на проволоке

2

56

Итоговое занятие.Подведение итогов.Награждение.

2

57

Итого:

144

133

11

Содержание программы
I год обучения

1. Вводное занятие

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Тверской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

 2. Плетение на проволоке

  2.1. Цветы из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

2.2. Плоские фигурки животных и птиц

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.  

2.3. Игрушки по мотивам сказок , сувениры  и украшения

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.  

3. Итоговое занятие 

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Результаты.

По окончании 1 года обучения учащиеся знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести по схемам. Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

II год обучения

1. Вводное занятие .

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2. Плетение на проволоке

 2.1. Плоские игрушки из бисера  

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.  

2.2. Объемные игрушки из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.3. Цветы из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

 3. Плетение на леске.

 3.1. Плоские игрушки

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

3.2. Украшения

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

4. Итоговое занятие

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Результаты.

По окончании 2 года обучения учащиеся знают:

  • название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила планирования и организации труда.

По окончании 2 года обучения учащиеся умеют:

  • самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
  • работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,
  • читать простейший чертеж.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

Методическое обеспечение программы

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному, учёт возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные фантазии”, “Придумай необычную игрушку”, “Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы” и т.д.

Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.

Организация воспитательного процесса.

Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в фестивалях, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя.  В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности.

 Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.

Подведение итогов.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.

Условия реализации программы.

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м...Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).

Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:
  • Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
  • Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
  • Коллекция образцов;
  • Библиотека литературы по бисероплетению;

Технологическое оснащение кабинета:
  • Мебель по количеству и росту детей;
  • Учебная доска, мел;
  • Ножницы 5 шт., подставки для бисера 25 шт.
  • Шаблоны для составления схем низания.
  • Смешанный бисер
  • Проволка,леска.
  • Образцы работ
  • Станки
  • Коврики-15 шт

Список литературы
  • Аполозова Л.Г. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2000.
  • Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  • Белова В. “Игрушки и колье в технике “кирпичный стежок” журнал “Чудесные мгновения”, “Бисер”, №1, 2007.
  • Ляукина М.В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, фенечки. – М.: Издательский дом МСП, 2003.
  • Чиотти Д. Бисер. – М.:Ниола-Пресс, 2008.
  • Артамонова Е. Украшения из бисера. – М.:Изд-во Эксмо,2006.
  • Найденова А. Бисер. – Ростов н / Д : Издательский Дом «Владис», 2007.
  • Насырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера.–М.: «Издательство Астрель», 2002.
  • Ляукина.М. В. « Подарки из бисера» украшения, сувениры, офисные фенечки. - М. Издательский дом. МСП. 2003г.
  •  Лындина. Ю. с. Фигурки из бисера. - Культура и традиции. 2001г. 2003г.


Информационные источники  «Бисероплетение»:

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

5. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

7. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

8. Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

9. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”

1.    Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2.    Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3.    Игольчатая техника плетения бисером

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

4.    Инструментыиматериалыдлябисероплетения

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5.    Бисерная цепочка «пупырышки»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6.    Цепочка «зигзаг»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7.    Цепочка «змейка».

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8.    Цепочка с цветами из шести лепестков

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

9.    Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

10.   История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

11.    Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html

12.    Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html

13.    Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

14.    Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

15.    Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бисероплетению

Программа по бисероплетению "Жемчужина"...

Программа кружка "Бисероплетение"

Программа "Бисероплетение", разработчиком которой я являюсь. Методические разработки занятий кружка. Доклад "Занятость  в дополнительном образовании как профилактика самовольных уходов несов...

Программа кружка " Бисероплетение"

Программа кружка «Бисероплетение» охватывает различные направления работы с бисером — плетение иглой на нити, плетение объемных изделий, цветов, игрушек на тонкой обмоточной проволке.Програма обучения...

Программа кружка "Бисероплетение"

Программа кружка "Бисероплетение".Срок реализации – 2 года....

программа по бисероплетению

программа по бисероплетению для на 3 года обучения...

Программа по бисероплетению

Программа по бисероплетению...

Программа по бисероплетению

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.Бисер – ...