Конспект занятия "В гости в город весёлых гласных звуков"
план-конспект занятия по теме

Шумова Светлана Викторовна

Закрепление с детьми пройденных гласных звуков в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «В гости в город весёлых гласных звуков»

Цель:  обобщать и систематизировать знания детей о гласных звуках и буквах.

ЗАДАЧИ

Образовательные:

- закреплять  знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.

- совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

Коррекционно-развивающие:

-  развивать умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях при помощи «масок» настроения;

-  развивать умение определять гласный звук в начале и середине слова  через игру   “Выбери картинку”;

- развивать  умение определять артикуляционный образ звуков через игру «Фотографии»»

- коррегировать направление  длительного выдоха посредством  игры «Заколдованные картинки»;

-  коррегировать и развивать умение придумать слово на заданный звук через игру «Звуковая карусель», «Назови словечко»;

- развивать общую и мелкую моторику рук путем выполнения пальчиковой гимнастики  «Звуковая дорожка», упражнения «Танец гласных»;

- развивать и коррегировать  произвольное  внимание  и пространственную  ориентировку  посредством игры «Собери картинку».

- развивать умение соотносить гласные звуки со зрительным символом с помощью игры «Новосёлы»;

- коррегировать и развивать  умение детей определять графический образ звука посредством игры «Почини букву».

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, инициативность, умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

 Красные ленты, предметные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками (по количеству детей); символы гласных звуков, картинки с изображением эмоционального состояния; “звуковые дорожки” — индивидуальные карточки с изображением чередующихся символов гласных звуков; письмо; предметные картинки по количеству детей,  игра “Почини букву” (“поломанные буквы”); игра “Фотографии”; игра “ Собери картинку”, игра “ Новосёлы”, игра «Выбери картинку», «Заколдованные картинки», «Звуковая карусель»; простые карандаши; магнитофон; аудиокассета с записью музыки;

Форма занятия: подгрупповое

Методы: наглядный, словесный, практический.

Литература:

1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – С-Пб., 1997.

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. С-Пб, 2008.

3. Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург, 1993.

4. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей   к обучению грамоте. – М., 2000.

Ход занятия

Организационный момент. 

(Используем  картинки с изображением  настроения).

 Логопед: Дети, давайте повяжем красные ленты, посмотрим друг на друга и удивимся.

Мы умеем удивляться! Дети удивленно поднимают брови.

Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады. Дети улыбаются.

К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.

Дети нахмуривают брови. А теперь повторим еще раз:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Сообщение темы

Логопед:  Ребята, сегодня мы отправимся в   гости в Город весёлых гласных звуков.

 Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали именно красный цвет?

Дети: Потому что мы отправимся в  Город  гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Акустико - артикуляционный образ звуков.

Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

Во время нашего путешествия нас ждут удивительные сюрпризы и веселые конкурсы.

1 – й конкурс приготовил для нас звук, который очень любит фотографировать.

Игра “Фотографии”

Что же там в конверте?

Логопед достает “фотографии” девочек.

Это “фотографии” девочка Маши, когда ее снимали, она что-то говорила. Давайте, по губам определим, какие звуки они произносят.

Дети по “фотографии” определяют произнесенные звуки.

2-й конкурс приготовили для нас звуки, которые любят загадывать загадки

Игра “Выбери картинку”

Найдите картинку цветов, в которых звук [А] был бы в начале, слова. (АСТРА)

звук [А] был бы на втором месте (МАК)

Найдите картинку цветов, в которых звук [О] был бы в на втором месте. (РОЗЫ)

Картинку с изображением животного, в котором звук [О] находится на втором месте (КОТ)

Найдите картинку с изображением домашней птицы, в которых звук [У] был бы в начале, слова. (УТКА)

звук [У] был бы на втором месте (ГУСЬ);

картинку с изображением дерева, в названии которой звук [У] на втором месте (ДУБ)

картинку с изображением насекомого, в названии которой звук [У] на втором месте (ЖУК)

Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой, звук [И] на первом месте (ИНДЮК)

Найдите картинку с изображением цветов, в названии которой звук [И] был бы в начале, слова. (ИРИС)

Формирование направленного длительного выдоха

Логопед:  Игра «Заколдованные картинки». Посмотрите, здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Вышли на полянку,
Сели все в кружок.

Угадай картинку,
Милый мой дружок!

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.

Логопед: Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки).  

Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук

Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь выберите символ звука, с которого начинается ваше слово. 

3 –й конкурс приготовили для нас звуки, которые любят разгадывать ребусы, и для вас они приготовили очень интересные ребусы  

Игра  «Звуковая карусель»

Назовите слово, которое спряталось в названии этих картинок. Нужно составить слово из первых звуков следующих предметов: эскимо, муравьи, утки (ЭМУ)

Назовите слово, которое спряталось в названии этих картинок. Нужно составить слово из последних звуков следующих предметов: гном, вилы, ландыш, бык, коза (МЫШКА).

Развитие мелкой моторики

На столах перед детьми звуковые дорожки.

Логопед: будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. Один ребенок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Сначала снизу вверх, а затем сверху вниз

Логопед: У каждого гласного звука не только своя песенка, но и свой танец. Исполним его.

«Танец гласных».

Дети образуют широкий круг, вытянув руки в стороны. Участники игры не должны касаться друг друга. Логопед , стоя в центре круга, произносит гласные. Дети выполняют на каждый звук определённые движения под музыку.

Логопед: «А…»

Дети. Исходное положение (и. п.) – руки вытянуты вперёд и  на уровне груди образуют круг. На звук а руки плавно разводятся в стороны; кисти остаются округлёнными .

Логопед: «О…»

Дети. И. п. – руки опущены по бокам, мизинцы прижаты к туловищу. На звук о руки плавно поднимаются вверх; кисти рук округлены. Руки над головой образуют овал.

Логопед: «У…»

     Дети. И.п. – руки согнуты в локтях , локти приподняты, пальцы одной ладони  соединены в кольцо (пальцы согнуты и соприкасаются с большими пальцами) , пальцы другой ладони плотно обхватывают «кольцо» - получается воображаемая труба. «Труба» приближена ко рту. На звук у руки медленно разгибаются в локтях ; пальцы остаются в исходном положении . «Труба» удаляется ото рта.

Логопед : «Ы…»

      Дети. И.п. – руки согнуты в локтях , локти приподняты, ладони расположены на уровне груди; ладонь одной руки находится на тыльной поверхности другой. На звук (ы) руки с напряжением медленно разгибаются в локтях и опускаются вниз; кисти остаются в И.п. . Руки как будто давят на «большую кнопку».

Логопед  : «Э…»

     Дети. И. п. – руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях и напряжены; ладони и пальцы рук, соприкасаясь друг с другом. Образуют «лодочку». На звук (э) руки плавно сгибаются в локтях; пальцы остаются в исходном положении , «Лодочка» приближается к груди.

Логопед  : «И…»

       Дети: И.п. -  руки согнуты в локтях, кисти рук приближены к плечам, указательные пальцы подняты верх и напряжены, остальные пальцы крепко сжаты в кулак. На звук (и) руки медленно разгибаются в локтях и плавно поднимаются вверх, пальцы остаются в  исходном положении. Дети встают на носочки тянутся вверх. («Танец гласных» выучен на предыдущих занятиях).

  Гласные звуки любят играть играть в игры. Давайте с ними поиграем в игру

  «Назови словечко» (проводится в кругу с мячом), в  которой нужно назвать слово на заданный звук.

Логопед: Игра «Новосёлы» В нашей Стране гласных звуков построили дом для лесных жителей. Давайте посмотрим для кого (картинки): рысь, волк, лис. Посчитаем сколько этажей в доме. Нужно каждого жителя заселить в свою квартиру, на свой этаж. Нам помогут гласные звуки, они горят огоньками на этажах.

Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить зверей в их квартиры, а то они так и жили бы на улице. Их мочил бы дождь, заметало снегом. А мы им помогли. Теперь вы понимаете, как важны гласные звуки?

 Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки

Логопед: Игра «Собери картинку». А теперь, ребята, посмотрите, у нас в стране гласных звуков повсюду расставлены картинки. Я предлагаю вам их собрать. Но собирать мы их будем не просто, а каждый со своим символом – гласным звуком. У вас на столах лежат эти символы звуков. Возьмите себе один из них, и отправляйтесь на поиски слова со своим звуком.

Молодцы. Все отыскали свои картинки. (Во время поисков звучит сказочная, волшебная музыка)

Логопед: Ребята, а скажите мне: - “Чем отличаются звуки, от буквы?”

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

Логопед. Сейчас, мы попадем на улицу Буквенную, где живут Буквы, обозначающие гласные звуки.

Звучит музыка. Завертелись, закружились, на улицу Буквенную приземлились

Игра “Почини букву”

Двигаясь под музыку, подходят к подносу с “поломанными буквами”

Логопед. Какие буквы странные,

Совсем как иностранные!

Ребята! Я догадалась, эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.

Дети “ремонтируют” буквы, и прикрепляют их на доску.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

А какая буква?

- И!

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла

И теперь овальная.

У – улитка на дорожке-

Смело выпустила рожки.

Уходите – ка с пути!

Не мешайте дом везти!

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны

Взял я лук и крикнул: - Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

- Э – Э – Э!

Итог занятия

Логопед: К сожалению, настала пора прощаться с Городом весёлых гласных звуков. Но мы будем сюда постоянно возвращаться. Ведь здесь нас ждут интересные и весёлые игры и конкурсы.

Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.

Оценка работы детей

 Звуки - хозяева города очень приветливы и добры, приготовили для вас угощенье (печенье «Алфавит»).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительному искусству "Весёлые клоуны"

Конспект занятия по изобразительному искусству "Весёлые клоуны". рассчитан на возраст обучающихся 7-8 лет....

Конспект занятия вокально-хорового кружка "Весёлые нотки" д/с №9"теремок" г. Конаково

Здесь описывается план музыкального занятия кружка "Весёлые нотки"....

Конспект занятия с детьми с ОНР "Автоматизация звука "С" в словах"

Цель: закрепить произношение звука С в словах  Задачи:-        Развитие фонематического анализа-        Обогащение и уто...

Конспект занятия с детьми с ОНР "Автоматизация звука "С" в предложениях"

Цель: закрепить произношение звука С в  предложенияхЗадачи:-        Развитие фонематического анализа-        Обогащение и уто...

Конспект занятия по РРС и ФП "Дифференциация звуков (Р - Л)"

Занятие расчитано на обучающихся 9 класса с целью закрепления звукопроизношения в разных позициях....

Конспект занятия по обучению грамоте "Глухой согласный звук (Щ*), буква Щ,щ

Данное занятие педагог предлагает провести с использованием интерактивного тренажера....

Конспект итогового занятия "Путешествие в город весёлых мячей"

Конспект для подготовительной к школе группе...