Программа курса дополнительного образования "Юности честное зерцало"
рабочая программа (6 класс) на тему

Данилова Татьяна Владимировна

Программа курса дополнительного образования "Юности честное зерцало"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса дополнительного образования "Юности честное зерцало"

Автор программы: Данилова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 г.Струнино Владимирской области

                                      Пояснительная записка

Общие положения:

Считаем необходимым   начать преподавание в нашей  школе данного курса, потому что это обусловлено следующим:

1.    Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что нравственно-эстетическое деятельность в  начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации.

2.    Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высоко конкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью,  высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

3.    Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку, но в первую очередь – воспитание высоких нравственных качеств , патриотизма, чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны.

Цели и задачи:

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка нравственно- эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Школьник  учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Исходя из этого,   основными задачами курса являются:

•  развитие художественно-эстетических способностей;

•  развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

•  овладение навыками общения и коллективного творчества;

Основная цель заключается  в следующем:

формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

 Содержание программы:

Программа состоит из четырех  разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года  по 2 часа в неделю.

I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

2 раздел  «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

 3 раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

4 раздел  «Подготовка мероприятия»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей, проведение внеклассных мероприятий в различных формах.

 Программные задачи:

•        развивать интерес к сценическому искусству;

•        развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

•        активизировать познавательный интерес;

•        развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

•        воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

•        развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

•        развивать чувство ритма и координацию движения;

 •        развивать речевое дыхание и артикуляцию;

•        развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

•        пополнять словарный запас;

•        учить строить диалог, самостоятельно выбирая  партнера;

•        научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

•        знакомить детей с театральной терминологией;

•        знакомить детей с видами театрального искусства;

•        знакомить с устройством зрительного зала и сцены;

•        воспитывать культуру поведения в театре;

•        развивать чуткость к сценическому искусству;

•        воспитывать в ребенке готовность к творчеству;

•        развивать умение владеть своим телом;

•        развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

•        оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

•        развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

•        развивать воображение и веру  в сценический вымысел;

•        развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;

•         развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать  образ и выражение характера героя;

 дать возможность полноценно употребить свои способности и самовыразиться в сценических воплощениях;

•        привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

•        научить  осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет

К концу  занятий курса ребёнок

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр и чем отличается театр от других видов искусств

2.      Как создаётся сценарий внеклассного мероприятия.

3.      Что такое  средства создания художественного образа.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены и ее  оформлении.

2.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

3.      О правилах написания сценария внеклассного мероприятия.

УМЕЕТ:

1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу

2.      Образно мыслить

3.      Концентрировать внимание

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве

5.      Применять выразительные средства для выражения характера создаваемого образа .

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером ,одноклассниками, аудиторией

2.      Элементарного актёрского мастерства

3.      Образного восприятия окружающего мира

4.      Коллективного творчества

5.      Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

 А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Общие методические принципы работы педагога по программе курса «Юности честное зерцало»:

Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Процесс  занятий курса  строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие нравственно- эстетических способностей  детей.

 Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

В программе реализуются следующие формы работы:

 практические занятия

 индивидуальные занятия

 общественные мероприятия

 концерты

 групповые занятия

Ожидаемые результаты:

 

 воспитание ответственности на основе осознания роли человека в современном мире

 умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его

 приобретение учащимися прочных знаний, подкрепленных практическими навыками и умениями

 закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности

 развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие чувства  прекрасного.

                     

Литература:

 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве (изд. любое).

 Станиславский К. С. Работа актера над собой. Работа актера над ролью (изд. любое).

 Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о Щепкине. М., 1952.    

 Александрова 3. Люблю театр. М., 1971.

 Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1969.

 Гиацинтова С. Жизнь театра. М , 1963 (серия «В мире прекрасного»).

 Ершов П. Режиссура как практическая психология. М., 1976.

 Завадский Ю. Об искусстве театра. М., 1965.

 Ильинский И. Со зрителем наедине. Беседы о театральном искусстве. М., 1964.

 Кнебель М. Слово в творчестве актера. М., 1970; Она же. Поэзия педагогики. М.,  1976.

 Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. Хрестоматия. М.,  1973.

 Плучек В. На сцене Маяковский. М., 1964.

 Ракитина Е. В зеркале сцены (о художнике в театре). М., 1975.

 Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М., 1974.

 Сац Н. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М., 1961.

 Слижикова Л.  На подступах к образности. М., 1969.

 Солодовников А. Три часа радости. О художественном театре. М., 1969. Спектакли и годы. М., 1969.

 Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1967.

             Тематическое планирование курса «Юности честное зерцало»

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

Дата по факту

1

Знакомство с коллективом.

Беседа о задачах и особенностях занятий в  коллективе. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с жанрами искусства.        

2

2.

Мир школьных праздников. Формы организации различных внеклассных мероприятий.  Овладение элементами сценической грамоты в процессе игр, упражнении, этюдов, импровизаций, работа над словом.        

2

3

Устный журнал как форма внеклассного мероприятия. Художественное слово. Музыкальное сопровождение  мероприятия.

2

4

Создание сценария устного журнала «Россия – Родина моя». Распределение ролей. Выразительное чтение текста.

2

5

Подготовка к проведению мероприятия.

2

6

Устный журнал «Россия – Родина моя». Выступление учащихся.

2

7

Этюд, интермедия, сценка. Обучение навыкам актерского мастерства при работе над инсценировкой «Ценные указания».

2

8

Подготовка  к проведению Дня согласия и примирения.

2

9

День согласия и примирения. Выступление учащихся.

4

10

Спектакль  как форма театрального искусства. Чтение пьесы  «Вовочка в тридевятом царстве». Распределение ролей.

2

11

Репетиционное занятие.

2

12

Репетиционное занятие.

2

13

Генеральная репетиция спектакля «Вовочка в тридевятом царстве».

2

14

Новогодний праздник. Показ спектакля  «Вовочка в тридевятом царстве».

4

15

Музыкально-литературная композиция. Особенности жанра.

Подготовка  выступления к  Дню снятия блокады Ленинграда.

2

16

Музыкально-литературная композиция «Вам, отстоявшим город на Неве…» Выступление учащихся.

2

17

Викторина, конкурс, интеллектуальная игра. Особенности организации мероприятия. Ролевая игра .

2

18

Подготовка  конкурса «Богатырские забавы»

2

19

Репетиционное занятие.

2

20

Организация и проведение конкурса «Богатырские забавы» (для учащихся 1-4 классов).

4

21

Фольклорный праздник. Жанры фольклора. «Русская масленица» (забавы, шутки, припевки)

2

22

В гостях у фольклорного ансамбля  (творческая встреча с участниками фольклорного коллектива ДДТ г. Струнино

2

23

Лекторий как форма организации внеурочной деятельности. Проектная деятельность.  Тематическая презентация. Систематизация материалов по теме «Космос. Вселенная. Человек»

2

24

Подготовка к празднику «День космонавтики»

2

25

Репетиционное занятие.

2

26

Тематическое внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Выступление учащихся.

4

27

Митинг как форма организации внеклассных мероприятий. Подбор и систематизация материалов к  Дню Победы.

2

28

«Строки, опаленные войной» (творческие выступления учащихся)

2

29

Военная песня. Знакомство с жанром, авторами  и композиторами произведений. Разучивание песни «Эх, дороги»

2

30

Итоговое занятие. День открытых дверей «Приходите в гости к нам»

2

31

Резерв                                                                        

1

32

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования "Удивительный мир камня"

Программа курса дополнительного образования для 5-7 классов в летнем оздоровительном лагере...

Программа курса дополнительного образования «История права России» 10 класс

Данная программа дополнительного образования «История права России» построена на материале курса истории России 6-9 классов и содержит интересные сведения о развитии отечественного права....

Программа курса дополнительного образования

Материал для курса дополнительного образования по словарю издательства  Pearson Longma...

Программа курса дополнительного образования "Этикет"

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в общ...

Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" 6 класс

Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" для 6 класса с пояснительной запиской, содержанием, КТП на 34 часа...

Рабочая программа курса дополнительного образования по информатике "Информатика для всех" для учащихся 1-х классов

Рабочая программа составлена на основе программы и учебника-тетради ”Информатика в играх и задачах” 1 класс,  А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и рассчитана на 1 час в неделю....