Проект "Патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
проект по физкультуре по теме

Кузнецова Надежда Александровна

Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №31

Проект

«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры

с использованием игровых форм»

Выполнила

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ №31

Макарова Надежда Александровна

Нижний Новгород

2013


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

Историческая справка…………………………………………..

3

2.

Актуальность опыта …………………………………………..

3

3.

Технология опыта ……………………………………………...

5

4.

Описание средств достижения цели ………………………….

6

5.

Русские народные игры для детей……………………………

6

6.

Игры для детей с военной тематикой ………………………...

9

7.

Олимпийские игры …………………………………………….

11

8.

Результаты опыта ………………………………………………

12

9.

Выводы ………………………………………………………….

13

10.

Литература………………………………………………………

14

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


  1. Историческая справка.

Физическому и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке молодежи к защите своей Родины в Российском государстве всегда уделялось большое внимание. Н.М. Карамзин так писал о физическом и нравственном характере славян: "Славяне сверх их обыкновенной храбрости, имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением ... Они умели еще долгое время таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей...». В системе формирования патриотического сознания подрастающего поколения особое внимание уделялось воспитанию мужества и храбрости. Наравне с историческими преданиями былины выполняли функцию передачи исторических знаний о прошлом своей родины, воспитывали гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание. Высшим идеалом добра считались такие качества, как сила, храбрость, выдержка, самообладание. Требовалось, чтобы человек был закаленным, имел сильное тело и столь же стойкую психику. Таким образом, мотивы патриотизма, силы и величия русских воинов видны в произведениях древнерусской литературы - "Слове о погибели Русской земли", "Слове о полку Игореве", "Повести временных лет"  и др. Реформы Петра I способствовали развитию в России просвещения, науки и культуры, что дало толчок для развития и физической культуры. Петр I заложил основы для создания образовательной системы по подготовке кадрового офицерского состава из числа дворянских детей, а также обучения детей солдатских и матросских воинскому долгу.

  1. Актуальность опыта.

Ведущая роль в формировании гражданско-патриотического мировоззрения учащихся принадлежит образованию, конкретно, педагогу, который обязан помочь молодежи в формировании осознанной гражданской позиции. В современных, жестких социально-экономических условиях подготовка молодежи к жизни – это, прежде всего, формирование у нее целеустремленности, самостоятельности, уверенности в собственных силах. Общеизвестна формула: "Патриотами не рождаются – патриотами становятся". Становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут. Возрождение патриотических чувств можно добиться решением разных задач, в том числе и через физическое развитие молодежи и формирование потребности в здоровом образе жизни.

На мой взгляд, приоритетным направлением  при проведении уроков физической культуры является воспитание физически здоровой личности школьника. Именно на занятиях физической культурой ребенок многократно ставится в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации, ситуации в учебном и производственном коллективе. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь.

В условиях современной школы мы обнаруживаем следующие противоречия:

Противоречие первое – между, с одной стороны, резким возрастанием общественно-государственной потребности в выходе из начального звена общеобразовательной школы юных граждан, характеризующихся владением понятий «патриотизм», «гражданственность», «нравственность», и, с другой стороны, низким уровнем владения учителем теорией и методикой стимулирования духовно-нравственного и гражданско-патриотического становления личности младших школьников  

Противоречие второе – между, с одной стороны, органической необходимостью для начальной общеобразовательной школы использовать в подготовке своих учеников к самостоятельной жизни и к полноценному участию в общественно-историческом процессе все социально-педагогически значимые образовательно-воспитательные средства и, с другой стороны, неподготовленностью наставников начального звена общеобразовательной школы к планированию и реализации системы гражданско-патриотического воспитания детей с задействованием физической подготовки.

Таким образом, в отечественной педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своему составу, сути и назначению рациональные общеметодические приемы и организационно-педагогические условия, способствующие повышению продуктивности гражданско-патриотического мировоззрения в процессе воспитания младших школьников в условиях современной школы. Решение этой проблемы составляет цель моего опыта.

Степень  новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению проблемы гражданско-патриотического  воспитания младших школьников на основе уроков физической культуры с использованием игровых форм.

  1. Технология опыта

Цель  опыта:

Создание педагогических условий, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста средствами уроков физической  культуры с использованием игровых форм.

Задачи

1. Выявить и педагогически представить актуальные противоречия процесса физического воспитания  при подготовке юных граждан Отечества в духе мира и взаимопонимания.

2. Установить образовательно-воспитательный потенциал игры, включаемой в процесс проведения уроков физической культуры.

3.Формировать эмоционально окрашенные  чувства причастности детей  к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями.

  1. Описание средств достижения цели.

Патриотизм является неотъемлемым атрибутом существования нации, народа, общества, государства, важнейшим условием их единства, целостности, динамичного и успешного развития; - взаимосвязь физического и патриотического воспитания младших школьников - многолетний педагогический процесс. Содержание и формы этого процесса определяются закономерностями возрастного развития воспитываемых. Особенности патриотического воспитания средствами физической культуры, отличающие его от других видов воспитания, заключаются, главным образом, в том, что это есть процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование патриотического сознания младших школьников, их физическое развитие, процесс, составной частью которого является организация целесообразной двигательной и нравственной деятельности и др. Базовой основой для взаимосвязи физического и патриотического воспитания является духовная культура, сложившийся социальный опыт, индивидуально-творческие, психофизиологические характеристики детей.

Опыт работы реализуется через  систему уроков с использованием игровых форм  со специфическими способами работы с ними.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

  1. Русские народные игры для детей

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.

Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. Поэтому использование народных игр или их элементов на уроке в сочетании с рассказом,  об истории ее возникновения,  что символизирует эта игра, персонажи или действия в ней, позволяет передать детям историко-культурные традиции русского народа.

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов, хотя это деление довольно-таки условное:

  • игры, отражающие отношения человека и Природы
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
  • игры по религиозно-культовым мотивам
  • игры на находчивость, быстроту и координацию
  • игры на силу и ловкость
  • военные игры

Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Игры, отражающие отношения человека и природы

 Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.

Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники – медведь, волк, лисица - главные действующие лица.

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:

Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственно некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Игры на находчивость, быстроту и координацию

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.

Игры на силу и ловкость

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.

В самом общем варианте игра в войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Содержание игр приведено в приложении 1.

  1. Игры для детей с венной тематикой.

В военные игры играют и взрослые и дети. Отличие заключается в том, что взрослые создают реальные военные ситуации – игровые или настоящие, а дети предпочитают играть в игры имитирующие военные действия или выполнять задания, которые выполняют солдаты на тренировках.

Игры с армейской или военной тематикой  помогают получить  детям знания об армии, сформировать первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. При проведении подобных игр можно уточнить и пополнить представления учащихся  о родах войск, о защитниках Отечества. На уроках с использованием военных игр  воспитывается чувство гордости за свою страну, армию, чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели формируется  желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Игры с армейской или военной тематикой можно разделить на две группы:

  • подвижные,
  • сюжетно-ролевые.

Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или маленьким числом участников, по различным правилам. Подвижные игры армейской тематики можно использовать как средство физического воспитания. Исторически сложившиеся компоненты подвижной игры (содержание, форма и методические особенности) позволяют использовать ее в качестве одного из эффективных средств физического воспитания. Содержание игр приведено в приложении 2.

Достаточно редки становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультипликационных сюжетов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты (человек-паук, черепашки-ниндзя, бригада, роботы и т. д.). Как правило, сюжетно-ролевые игры связаны с конкретными историческими событиями нашей страны, поэтому при проведении подобных игр важен подготовительный этап, который включает в себя расширение представление учащихся о реальном мире, об истории нашей Родины, о героических подвигах русских людей.

Использование сюжетно-ролевых игр как средства патриотического воспитания детей младшего школьного возраста  требует длительного подготовительного этапа, с привлечением родителей и педагогов, поэтому я считаю, что данные игры можно использовать во внеурочной работе.

  1. Олимпийские игры.

Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование школьников  дает возможность объединить  воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей школьного возраста  не только в системе физкультурно-оздоровительной работы школы, но и во всем учебно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения.  Я убеждена, что формирование представлений об олимпийских играх может стать частью не только физического, но и эстетического, нравственного и гражданско-патриотического воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость постановки вопроса  по олимпийскому образованию школьников, который должен опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Таким образом, Олимпийское движение – это важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.

В спортивной игре выделяется такое понятие как соревнование. Соревнование – это одна из форм повышения тренированности, выработки волевых качеств. Спортивные соревнования являются стимулом к систематическим занятиям спортивными играми, активизируют спортивно – массовую работу, пропагандируют развитие массовости, позволяют воздействовать на зрителей, решая задачи эстетического, патриотического и интернационального воспитания.

Задачи, которые должны реализовываться при ознакомлении детей с Олимпийскими играми: дать представления детям об истории зарождения Олимпийских игр, создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира; закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр; знакомить с россиянами – олимпийскими чемпионами; способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт.
Игры по олимпийской тематике приведены в приложении 3.

  1. Результаты опыта.

Используя адаптированную методику М. Рокича «Ценностные ориентации», основанную на прямом ранжировании ценностей, были выявлены различия в значимости ценностей для младших школьников (3 класс). Первый список теста включал в себя терминальные ценности, то есть ценности — цели (приложение 4, таблица 1). Второй список включал в себя инструментальные ценности или ценности — средства (приложение 4, таблица 2). Данная методика позволила выявить основные ценности младших школьников и их изменение в процессе экспериментальной работы. В начале работы ранжирование интересующих меня терминальных ценностей выглядело следующим образом: игра -  86,54%, развлечения -  71,15%,  Родина -  50,0%. Через год  приоритет ценностей сменился: спорт - 69,23%, Родина - 53,85%,  игра - 38,46%. Аналогичные изменения произошли и в выборе инструментальных ценностей у детей 9-10 лет. На начало работы выбор ребят в оказался следующим: справедливость —46,16%, сила —44,23% и честность - 40,39%. На конец эксперимента наиболее важными ценностями стали: справедливость — 53,85%, дисциплина - 34,62%, гордость - 42,31%. Данные показатели свидетельствуют об устойчивой направленности жизненных ориентации младших школьников на физкультурно-патриотическую деятельность и повышении уровня мотивационного компонента. Главной потребностью у детей 9-10 лет, как в начале, так и через год, остается потребность в игре, что совпадает с ведущим видом деятельности этого возраста. Прочное второе и третье места занимаю такие мотивы, как узнать новое о своей Родине (61,54%) и заниматься спортом (57,69%).

  1. Выводы.

Считая мотивационный компонент основным в структуре взаимосвязи физического и патриотического воспитания младших школьников, я акцентировала внимание на формирование познавательных потребностей, а затем на их основе и познавательных мотивов в физкультурно-патриотической деятельности. Формирование потребностей и интересов осуществлялось в соответствии с ведущим видом деятельности детей 7-10 лет, которым является игра (народные игры,  игры с военно-патриотической тематикой, знакомство с олимпийскими играми). В моей  работе педагогические воздействия на личность младших школьников осуществляются  через убеждения, разъяснения, направленные на стимуляцию внутренней убежденности в необходимости занятий физкультурно-патриотической деятельностью. Совокупность рассмотренных условий к формированию мотивационного компонента взаимосвязи физического и патриотического воспитания младших школьников активизировала данный процесс и повысила его эффективность.


Литература:

  1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
  2. Горностаев П.В. Отечественный опыт военно-патриотического воспитания. // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2001. -С.192-194.
  3. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., Знание, 2000
  4. Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д. Неверковича.- М.: Физическая культура, 2006

Электронные ресурсы:

  1. http://5fan.ru/
  2. http://supercook.ru/det-prazdnik/
  3. http://designblogua.livejournal.com/
  4. http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/
  5. http://www.pandia.ru/

Приложение 1

Русские народные игры для детей.

Удар по веревочке.

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Большой мяч.

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Шаром в лунке.

Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.

Зайки.

Игра проводится на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

Прыганье со связанными ногами.

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

Растеряхи.

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами).

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки).  После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

Укротитель диких зверей.

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

В ногу.

Народная казацкая игра, получившая свое распространение в 19-м веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Гуси.

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Бой петухов.

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Перетяжка.

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Волки во рву.

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

12 палочек.

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

Удочка (Рыбка, Поймать рыбку).

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

Наседка и коршун.

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.

Горелки.

Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги!!!

Другой вариант:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

Мороз - Красный нос.

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз - Красный нос,

Всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и

«заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.

По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в

«замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает

тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Золотые ворота.

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Мышеловка.

Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

"Салки" ("Пятнашки", "Ловитки", "Ловишки", "Ляпки", "Лепки", "Клецки", "Сало" и др.)

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников - от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.

По жребию или по считалке выбирают одного водящего - "салку". Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: "Я - салка!" - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и

осалит (дотронется), тот становится "салкой" и объявляет, подняв руку вверх: "Я - салка!" Он начинает ловить играющих, а бывший "салка" убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности "Салок"

- "Салки с домом". Для убегающих чертится на площадке "дом", в котором они могут спасаться от "салки", но долго находиться там не имеют права.

- Салки "Ноги от земли". Спасаясь от "салки", играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают накакой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком

положении "салка" не имеет права их салить.

- Салки "Давай руку". В этой игре убегающий от "салки"кричит: "Дай руку!" Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.

- "Салки-пересекалки". Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим "салкой" и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, "Салка" должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, "салка"начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит "салка". Водящий ("салка") должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

Ястреб

Дети собираются, количеством до 16 и больше, во дворе, в саду или в просторной комнате и бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать.

Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свернутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой.

Кошки и мышки

Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь на открытом воздухе.

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых "ворот", при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти "ворота", мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новая мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.

При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.

Пятнашки

Игры в пятнашки происходят на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25-и более.

Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.

Пойманный задерживается таким образом и превращается в "пятнашку," при этом его имя произносится во всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться.

Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой интерес к ней и не почувствуют себя утомленными.

Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно однако разнообразить, вводя различные элементы, например метание мяча и тому подобное.

Зайчик

Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор.

Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.

Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, причем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.

Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.

Находящийся в кругу называется "водящий"; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины "водящего", т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.

Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.

В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.

В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, — оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.

Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.

Медведь

Число играющих может быть как угодно велико.

Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, — последние нетрудно смастерить, свертывая соответственным образом носовые платки.

На одной из сторон пространства, отведенного для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем медведь, не вооруженный жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. запятнать его.

Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры.

По мере увеличения числа помощников медведя, все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом игры является бег.

Волк в кругу

Количество участвующих может быть как угодно велико. Дети собираются на просторном дворе.

На полу или земле очерчивают круг и, выбрав по жребию из своей среды волка, помещают его внутри очерченного круга.

Участвующие в игре дети врываются в круг и стараются выбежать из него, не будучи запятнаны волком, который норовит изо всех сил запятнать их.

Потерпевший меняется ролями с волком и становится на его место в круг. Игра эта — не сложная, доставляющая детям большое развлечение. Главный элемент, входящий в нее — бег.

Кошка

Дети собираются в просторном месте. Удобнее всего приступить к этой игре, как только начинают надвигаться сумерки.

Участники выбирают из своей среды одного, отличающегося ловкостью и проворством, и поручают ему роль кошки. Кошка тщательно прячется за деревом или кустом, стараясь остаться незамеченной товарищами.

Последние по сигналу одного из старших бросаются во все стороны для разыскания кошки; кошка же от времени до времени мяукает, давая знать о своем присутствии, и быстро прячется, чтобы не быть открытой.

Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку и игру ведут до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.

Хромая лиса

Количество участвующих детей может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.

На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.

Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.

Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки.

Стрекоза

Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.

Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.

Жмурки

Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.

Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.

Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Трубочка

Трубочка напоминает собой жмурки, только она представляет для детей гораздо больший интерес.

Участвующих может быть какое угодно количество - дети собираются в большой комнате или в чистом дворе. Один из них получает прозвище "жмурки", ему набрасывают платок на глаза и завязывают, а в руки дают трубочку из свернутой бумаги. Жмурка становится посреди комнаты, а остальные участвующие берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого помещается жмурка. По данному сигналу, дети ходят 2-3 раза вокруг жмурки, после чего последний приближается к одному из них и обзывает его каким-нибудь словом или спрашивает: ты кто?

Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а жмурка, ударив в него трубочкой, должен назвать товарища. В случае удачи они обмениваются ролями. Главный элемент, входящий в игру — это ходьба, и если она на свежем воздухе, то польза от нее очевидна, так как ходьба служит лучшим гимнастическим упражнением для организма.


Приложение 2

Детские игры с военной тематикой

Игра разведчики

На поднос кладется 5-6 разных мелких предметов (игрушки, самолетики, машинки, кубики и т.д.). «Разведчики» смотрят на все это и запоминают как можно больше вещей. Затем поднос уносят и что-то меняют на нем: убирают один из предметов и (или) добавляют что-то еще. Теперь задача игроков — угадать, что вы спрятали, а что положили.

Конкурс «Маскировка»

Ведущий становится лицом к стене. Все участники выстраиваются за спиной у ведущего в одну линию и должны незаметно прокрасться к ведущему и дотронуться до его плеча. Ведущий, не поворачиваясь, должен остановить крадущегося, как только услышит какой-нибудь шорох с его стороны. В случае, если ведущий услышал крадущегося, он говорит: «Стоп!», игрок не может продолжать движение. Победит тот, кто ближе прокрался к ведущему.

Игра «Дартс».

Игра «Городки».

Игра «Вражеский самолет».

Цель: попасть «снарядами» (кеглями, подвешенными на веревках) в висящий самолёт.

Игра «Связисты»

Игра в парах. Одному ребенку завязывают глаза и в это время прячут на поляне киндер-сюрприз. Второй ребенок видит это. Им дают рации, и один ребенок должен объяснить другому, куда идти. Команды: вперед, назад, стоп, налево, направо.

Игра «Минеры». (проводится во дворе)

На поляне в траве - воткнутые горлышки от пластиковых бутылок и табличка

Задача: открутить крышки, не вынув бутылку из земли.

Вы уверены, что мин больше нет? Тогда на обратной стороне таблички минеры должны с гордостью написать: «ПРОВЕРЕНО, МИН НЕТ!»

Игра «Перевяжи раненного»

Из каски дети вытаскивают записки с названием частей тела, каждый получает бинт и перевязывает эту часть тела. После конкурса - фото на память.

Игра «Прочитай карту»

В начале игры дети мелом на полу рисуют разноцветные пересекающиеся линии - это тропинки по которым и предстоит передвигаться участникам игры. Но прежде необходимо выбрать способ перемещения: на корточках, подпрыгивая или задом наперед. Для этого из каски дети вытягивают свернутые листки бумаги - это жребий. Дальше - по команде начинают движение - кто первый придет к финишу.

Игра «Минное поле наоборот»

Играют две команды. Количество играющих - до 10 человек. Предметы подвешиваются на веревку и растягиваются на расстояние пробежки играющих от старта к финишу. На голову участников надеваются разноцветные маленькие бумажные пилотки, а в руках можно держать все что угодно, в зависимости от тематики мероприятия. Подвешивайте на веревку любые атрибуты, по теме игровой программы. Задача: змейкой пробежать от старта к финишу, при этом не зацепить ни одного висячего предмета и не уронить пилотку с головы.

Игра «Минеры и саперы»

Представители двух команд соревнуются в том, кто быстрее соберет, а затем расставит 5 кеглей. Кегли расставлены на расстоянии 2 метров друг от друга в один ряд. Первый участник собирает все кегли - следующий расставляет на прежние места. После завершения этапа все кегли должны стоять на своих местах.

Игра «Часовой»

 К столбу привязана веревка 3-4 метра. Вокруг столба, в этом же радиусе, разбросаны камушки или монетки - 20- 30 штук. Часовой одной рукой держит веревку, а другой осаливает играющих. Кого осалил - тот выбывает из игры. Задача часового не дать ворам украсть "богатство", но оставшиеся воры очень настырны, и пытаются завладеть всем - собирают камушки до последнего. Затем выбирают следующего участника.

Игра «Атака со всех сторон»

Ставим какой-либо предмет   на определенном расстоянии (12-30  шагов). И по хлопку соперники бегут, чтобы взять предмет. Кто  взял первым тот и победил. Можно повторить   соревнование несколько   раз.

 В игре может принимать до 4 человек.


Приложение 3

Игры с олимпийской тематикой.

Игра «Виды спорта»

Мы начинаем знакомить с каждым видом спорта, по отдельности  которые имеют большой интерес для детей: футбол. хоккей, биатлон, волейбол, теннис, баскетбол. Хоккей: сначала задаём детям вопрос, что такое хоккей? Ожидаем ответы от детей, затем начинаем им объяснять, что хоккей – это один из зимних видов спорта, в нём участвуют не только мужчины. Он относится к Олимпийским играм. После показываем детям картины спортсменов и говорим, что люди выигрывающие игру, получают медали и становятся победителями. После задаём вопрос о том, как называют людей, которые играют в хоккей? Объясняем, что их называют хоккеистами. Тоже самое мы проводим с баскетболом, футболом, волейболом, биатлоном, теннисом, и объясняем, что существуют не только эти виды спорта, но есть ещё и другие, такие как: велоспорт, двоеборье, кулачный бой, и др.

Игра «Олимпийцы»

Цель игры: формирование у ребёнка таких качеств, как настойчивость, мужественность, уважительное отношение к соперникам, достойно переносить поражения, оказывать помощь всем участникам игр. Игра начинается с построения команд, приветствия. Каждая команда представляет свою эмблему и девиз. Затем объясняются общие задания, которые ожидают детей, и то, что будут раздаваться жетоны командам, которые первые выполнят задание. В данной игре детям предлагаются путешествия по разным странам, где им предлагаются различные общеразвивающие упражнения, логические задания, эстафеты. В игре мы не только просим ребёнка выполнить то или иное задание, но и рассказываем о самих Олимпийских играх. На основе рассказов, детям предлагалось выполнять различные упражнения. Использование игр способствовало закреплению знаний детей об Олимпийских играх и видах спорта. После завершения игры, подводим итог и выявляем победителей. Победителям вручаем золотые медали, а проигравшим – серебряные. Подводим итог, что спортсмены, участвующие в Олимпийских играх, становятся мужественными, здоровыми, сильными, умными.


Спортивная «Эстафета олимпийского огня»

 для учащихся 3-4 классов.

(Спортивный праздник проводится на улице, на спортивной площадке, в спортивном зале).

В спортивной игре принимают участие от 2 и более команд.

Цель: 1. Дать силовую нагрузку.

2. Воспитать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, силы воли ради победы своей  команды.

3.

     Подготовительная работа:

Создать жюри в составе 3 человек (учащиеся 10-11 класса).

Подготовить спортивный инвентарь.

Подготовить болельщикам лозунги, призывы.

Оформить спортивную площадку символикой олимпийских игр.

Оборудование:

Обручи – 6 штук (по 2 обруча на команду).

Скакалки – 3 штуки.

Эстафетные палочки – 3 штуки.

Стойки – 6 штук.

Мячи баскетбольные – 3 штуки.

Картонные  (фанерные) листы – 6 штук.

  1. Организационная часть.

Вступительное слово ведущего перед участниками. Дорогие ребята! Я вас поздравляю с большим праздником, праздником сильного тела и здорового духа. Сегодня на весёлую, но очень серьёзную олимпийскую эстафету из каждого класса вы выбрали по 10 достойных представителей. Они должны пройти серьезные испытания, чтобы доставить олимпийский огонь к чаше. Команда-победитель получит право зажечь чашу с олимпийским огнем. Каждая команда приготовила название команды, девиз, эмблему.  Ваши друзья – одноклассники тоже могут принести своей команде дополнительные очки за активную поддержку товарищей. Пожалуйста! Слово первой команде.

Каждая команда под руководством капитана сообщает название, девиз, приветствие.

Болельщики показывают подготовленную информацию для поддержки своей команды.

Жюри оценивает в балах:

Название, девиз, эмблема оцениваются от 1 до 3 балов.

Активность болельщиков оценивается  от 1 до 3 балов.

II. Спортивные эстафеты.

Команды получают символический олимпийский факел, который должны доставить к олимпийской чаше.  Пробуем свои командные силы в первой эстафете.

1.«Бег с эстафетными палочками».    

На нашем пути появился узкий тёмный туннель. Наша задача пройти через него, не потеряться, не разрушить его, чтобы не рассердить тёмные силы. Мы отправляемся в туннель ( Дети с эстафетными палочками по очереди бегут до обруча, оббегают его и возвращаются к команде, передают следующему игроку эстафетную палочку)

2.«Бег через туннель».

Дети по очереди  бегут до стойки, проходят через 2 обруча, стоящие на пути через 10 шагов друг от друга. Оббегают стойку и возвращаются тем же путём. Ладонью хлопают по ладони следующего игрока, передавая эстафету.

Мы все благополучно выбрались из туннеля. Но наши трудности и испытания на этом не закончились. На нашем пути оказалось топкое болото. Наша задача не утонуть в нём. Сейчас мы побежим по кочкам.

3. «Бег по кочкам».

На болоте растут кочки – это крепкое возвышение над болотом, которое может удержать человека, его не затянет в болото. Мальчики, вы сейчас будете прыгать с кочки на кочку. Кочками нам послужат картонные  листы. Встав на один лист одной ногой,  не касаясь земли второй ногой,  или двумя ногами, второй лист переносите на шаг вперёд и наступаете на него и т. д. Добегаете до стойки и пускаетесь в обратный путь с фанерками в руках. А девочки прыгать с кочки на кочку будут на скакалках.

4.«Переправа в обруче».

   Молодцы! Мы удачно перебрались через болото, но впереди нас ждёт переправа через бурную реку. А у нас есть плот, который вмещает только 2 человека. Следующая эстафета

По сигналу обруч надевают на два первых игрока, они быстро бегут на противоположную сторону площадки. Первый номер остаётся за чертой, а второй, не снимая обруча, быстро возвращается назад и повторяет задание с

 третьим номером. Затем он сам остаётся за стойкой на противоположной стороне и т. д.

5.«Бег в одной связке с другом».

   Хорошо! Мы все перебрались на другую сторону реки. А дальше – высокая гора. Мы все должны взобраться на неё, не потерять ни одного человека. Если хочешь проверить надёжность своего друга, бери его в горы, становись  с ним в одну связку и убедись, что он надёжный верный друг. Нас ждёт эстафета.

     Дети становятся парами спина к спине и захватывают друг друга локтями. Созданной парой они бегут к стойке. На пути оббегают вокруг обруча, вокруг стойки и возвращаются назад тем же путём. На бегу нельзя расцепляться и падать. Если упали, встать и продолжить бег с того же места.

6.«Кто быстрее спустит груз?»

    Команды наши стали крепче, дружнее, а путешествие продолжается. Чтобы легче нам спускаться с высокой горы, мы сначала избавимся от тяжёлого груза и спустим его первым вниз.

Команды стоят в колонну по одному, широко расставив ноги врозь. Передавая мяч промеж ног, можно катить по полу. «Последний» игрок бежит с мячом и встаёт «первым» и т. д. Эстафета заканчивается,  когда «первый» номер окажется опять «первым».

6.  Эстафета «Помоги капитану».

Итак, мы приближаемся к цели. Мы спустились в прекрасную горную долину, где зеленеет лужок, цветут цветы, слышатся звонкие птичьи трели.   На этой полянке нас ждёт сюрприз, и получит его та команда, которая окажется самая дружная  и ловкая, а капитан команды  - самый сильный

Капитан с мячом на контрольной метке стоит перед командой. Команда стоит перед капитаном в колонне по одному. Капитан кидает мяч игрокам команды по очереди. Каждый игрок после приёма мяча, возвращает мяч капитану и приседает. После передачи мяча последним игроком, команда встаёт.

Каждое соревнование оценивается от 1 до 3 баллов:

победитель получает 3 балла,

второе место – 2 балла,

третье место – 1 балл.

Подведение итогов соревнований.

Мы с вами прошли длинный и непростой путь к достижению цели. У вас была возможность проверить свои силы, выносливость, а ваши товарищи не раз смогли почувствовать ваше крепкое плечо.   Вы все себя проявили на высоком уровне. Но право зажечь олимпийский огонь достанется самой сильной команде. А кто был самым сильным,  решат наши судьи. Внимание! Слово судьям.

    Судьи подсчитывают общее количество балов и сообщают участникам соревнований.

Награждение.

Награждаются команды за 1, 2, 3 место грамотами или дипломами. Победившей команде достается символический олимпийский факел


Приложение 4

Адаптированный тест для исследования ценностей Рокича.

Таблица 1

 Терминальные ценности:

 1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

 2) игра;

 3) здоровье (физическое и психическое);

 4) спорт;

 5) красота природы и искусства;

 6) любовь  к окружающим;

 7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

 8) хорошие и верные друзья;

 9) уважение друзей и взрослых;

 10) знания (возможность расширения своего образования);

 11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

 12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

 13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

 14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

 15) Родина (гордость за свою страну);

 16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,

 человечества в целом);

 17) творчество (возможность творческой деятельности);

 18) уверенность в себе (отсутствие сомнений).

Таблица 2

Инструментальные ценности:

 1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

 2) воспитанность (хорошие манеры);

 3) гордость;

 4) жизнерадостность (чувство юмора);

 5) исполнительность (дисциплинированность);

 6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

 7) непримиримость к недостаткам в себе и других;

 8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

 9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

 10) сила (физическая и душевная);

 11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

 12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

 13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

 14) справедливость;

 15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

 16) честность (правдивость, искренность);

 17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

 18) чуткость (заботливость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры

В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...

Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...

Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках английского языка с использованием игрового материала (в рамках реализации ФГОС).

ФГОС НОО выдвигает определенные требования. к формированию у школьников метапредметных результатов УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные). Для всестороннего развития школьнико...

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО И КРУГОВОГО МЕТОДОВ

Одной из актуальных проблем совершенствования системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту является методическая проблема улучшения качества учебного процесса. Основа многокомпонент...