Педагогическая мастерская Приемы развития творческого воображения
статья на тему

Педагогическая мастерская

Приемы развития творческого воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_razvitiya_tvorcheskogo_voobrazheniya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

Приемы развития творческого воображения

Гвиздок Любовь Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Коржинкольская СШ»

ОО акимата Федоровского района»

   Школа – не только учебное заведение, где дети получают знания: это и коллектив, в котором протекает важная для подрастающего человека часть жизни, где он может проявить свои творческие способности.

   Есть известная притча о трех работниках, которые везли тачку с камнями. Когда у них спросили, чем они занимаются, первый ответил: «Везу эту проклятую тачку». Второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий: «Строю прекрасный храм!» Все трое делали одно и то же, но думали о своей работе по-разному, оттого и выполняли ее по-разному.

   С каким настроением дети будут трудиться на уроке – как первый и второй работник или как вдохновенный третий, - будет зависеть от того, увлечет ли их учитель. Для этого существуют методы и приемы, которые позволяют воспитывать интеллектуально-творческую личность.

   Урок русского языка должен стать в первую очередь уроком речевого творчества. В основе такого занятия – интересный текст, который способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию ученика, соответствует его возрастным особенностям и, разумеется, достаточно насыщен изучаемым орфографическим и пунктуационным материалом. Использование связного текста дает толчок речевой, умственной и творческой деятельности учащихся.

   Читаем текст. Сюжет развивается, что-то происходит … и вдруг!.. Вот этим «вдруг!» я и пользуюсь как трамплином, обрываю текст на самом интересном месте: допиши, придумай, что будет дальше, или сочини нечто аналогичное по жанру.

   При изучении имени прилагательного в VI классе работаем над отрывком из сказки Аксакова «Аленький цветочек». Читаю предложения, ученики выписывают прилагательные:

   Жил-был богатый купец. Много у него было дорогого товару, хорошего, камней заморских драгоценных, золотых и серебряных монет.

   Были у того купца три красивые дочери. Любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше всего.

   Продолжение учащиеся пишут под диктовку и анализируют не только прилагательные, но и правописание слов с изученными ранее орфограммами.

   Дома  предлагаю от имени любой из дочерей объяснить, почему она выбрала именно этот подарок.

   Очень полезна для развития творческого воображения работа с ключевыми словами. Например, записываю на доске слова, которые надо использовать в сочинении-миниатюре «О дожде» (вариантов – три: «Летний дождь», «Осенний дождь», «Весенний дождь»):

   Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льет как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, сеет как из сита, прыгает, пляшет.

   Читая свои сочинения, учащиеся обосновывают выбор ключевых слов, создавая еще одно речевое произведение.

   Работая над темой «Возвратное местоимение себя», записываю фразеологизмы знать себе цену, быть самим собой, найти самого себя, выходить из себя, держать себя в руках и др. Ученики включают их в свой рассказ о характере, слушают несколько сочинений товарищей и только после этого получают задание обозначить падеж местоимений.

   Интересная форма работы, которая способствует развитию творческих способностей – назывной рассказ или стихотворение. При изучении назывного предложения я использую известное стихотворение А.Фета. Это пример «назывного» рассказа, созданного мастером. Предлагаю учащимся нарисовать какую-нибудь картину, описать ситуацию назывными предложениями. Один ученик называет какое-нибудь существительное, другие подбирают существительные, связанные с ним тематически, по смыслу. Слова не должны повторяться. Названные слова надо расположить таким образом, чтобы получился «рассказ». Он может быть как индивидуальным, так и коллективным.

   Конечно, писать творческие работы будут далеко не все. Кто-то участвует в этом постоянно, некоторые – в тех случаях, когда их увлекает тема. Есть такие, которые останутся равнодушными к творческим поискам. Это не страшно. Мой опыт показывает, что постепенно тех, кто пишет от души, нестандартно, по-своему, становится все больше. А те, кто не умеет так писать, находятся в атмосфере творческого поиска, которая действует на них вдохновляющее, и постоянно развиваются в речевом отношении.

   Чтобы побудить учеников к творчеству, я составляю текст на определенную тему, «прячу» в нем некоторые слова. Ученики получают лист, на котором вместо нескольких слов содержится лишь графический сигнал, подсказывающий, какой там должен быть член предложения.

- Какие бы вы хотели вставить слова на месте пропусков?

   Учащиеся читают свои тексты, и мы понимаем, как по-разному можно его «наполнить».

   Другое задание – подобрать текст и зашифровать его. Ученики понимают, что это не просто: надо подумать, какие слова можно «спрятать», как это сделать, чтобы другим было интересно найти их. Меня радует то, что ученик, который составляет текст, серьезно раздумывает, выбирая слово-загадку. И ему важно, что теперь над его текстом товарищи размышляют, делают свой выбор.

   Очень полезен для развития речевого творчества диктант-сочинение. Вначале ученики записывают текст под диктовку, а затем создают свой, тематически связанный с продиктованным. Его объем зависит от сложности задания и времени, которое отводится на эту работу.

   Текст диктанта-сочинения (по объему, насыщенности орфограммами и пунктограммами и т.п.) должен отвечать требованиям, предъявляемым к диктантам вообще. Кроме того, он должен быть таким, чтобы давал возможность написать его продолжение или ответить на вопросы, поставленные в тексте.

Тексты для диктантов-сочинений можно разделить на две группы:

  1. Тексты, которые обрываются, но так, что ясно, в каком направлении они могут быть продолжены. Они могут представлять собой:
  • Начало повествования, доведенные до такого момента, который подсказывает в общих чертах дальнейшее развитие действия;
  • Начало рассуждения, в котором сформулированы только тезис или тезис плюс одно-два из нескольких возможных доказательств; ученикам предстоит продолжить записанное рассуждение, то есть привести доказательство (одно или несколько) или сделать вывод;
  • Начало описания, в котором раскрыт его замысел, передается общее впечатление от описываемого предмета и раскрываются некоторые из его признаков.
  1. Тексты, представляющие собой законченные или относительно законченные по смыслу отрывки, отталкиваясь от которых можно организовать самостоятельные высказывания учащихся. Эти тексты либо заканчиваются вопросом (вопросами), либо позволяют поставить вопросы, на которые ученику предстоит ответить. Вопрос может требовать повествования, рассказа о каких-либо событиях, описания каких-либо объектов и, наконец, более или менее развернутых рассуждений.

 В VIII классе при изучении темы «Вводные слова» ученики пишут такой диктант-сочинение:

   Вероятно, ты нередко принимаешь какие-то решения. Посадить, например, дерево, навесить больного друга, прочитать книжку… Ты сам себе даешь слово что-то сделать. И если ты посадил дерево, навестил друга, прочитал книжку – значит, выполнил свой собственный приказ, у тебя будет спокойно и радостно на сердце. Из таких маленьких, на первый взгляд, но выполненных обещаний сложится твой характер.

   Если ты научишься быть верным своему слову в малом, ты, конечно, научишься держать свое слово всегда и во всем. И тогда родина сможет спокойно доверить тебе охрану своих границ, завод – сложный станок, а человек – судьбу.

   Вопрос: Всегда ли ты держишь слово? Другие возможные вопросы: Есть ли человек, слову которого ты безгранично веришь? Как научиться в большом и малом держать свое слово? И т.д.

   Любимое творческое задание ребят – создание фантограмм в виде рассказов, в которых действительность выступает в сверхъестественном (фантастическом) виде. На уроках я учу составлять фантограммы на разные темы. Это помогает мне поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учеников, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответы на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения. Обращаем внимание на то, соответствует ли сочинение теме, убедительно ли говорит автор, есть ли элементы фантазии.

   Творческие работы на темы: «Что было бы, если бы машина летала?», «Если бы ручка мне приказывала…», «Что было бы, если бы я был волшебником?» и т.д. – замечательный материал для анализа: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся, уровнем мыслительных процессов, следить, как изменяется подход к использованию лексических и грамматических средств. Интересно наблюдать, как текст, благодаря общей интонации и эмоциональной насыщенности приобретает индивидуальность и неповторимость. Такие упражнения помогают ученикам испытывать первые муки речевого творчества и радость маленьких побед.

   Довольно часто я практикую прием «увеличение – уменьшение». Вручаю ученику «волшебную палочку», которая может увеличивать или уменьшать всё, что захочется. Он решает увеличить эскимо до размера дерева. Фантазируем вместе. Расправиться с таким мороженым можно, только нарастив руки. С такими длинными-предлинными руками можно легко сорвать эдельвейс. А что будет, если удлинить нос? Можно, не выходя из дома, определить, что вкусненького готовят у соседей, напроситься к ним в гости, притащив с собой коробку из-под телевизора, в которой те обнаружат огромный торт, с прелестными кремовыми цветами. Другой ученик уменьшает всё: крошечные машинки снуют по тесным улочкам маленького города, крохотный мир живет по своим лилипутским законам. В конце волшебная палочка, повинуясь велениям учеников, возвращает всё на свои места, и мы приходим к выводу, что всему есть своя мера. Так мы повторяем правописание суффиксов, приставок имен существительных и прилагательных.

   Изучая антонимы, учащиеся сочиняют сказки с помощью приема «наоборот»: положительные герои становятся отрицательными и наоборот.

(лев – трусливым, лисица – простоватой, ежик – пушистым). Используя пословицы и поговорки, ученики составляют целую серию сказок, иллюстрируют их.

   На уроке по теме «Одушевленные имена существительные» ученики превращают объекты неживой природы в живые существа, наделив их способностью двигаться, думать, чувствовать. На уроке по теме «Наклонение глагола» они всматриваются в зеркало времени и пытаются представить, какими были родители, когда им было столько же лет, сколько ученикам сейчас, а затем – какими сами они станут через полвека.

   В старших классах конструируем сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия, предварительно поучаствовав в игре «Я изобретательный оптимист»:

- Гулять хорошо потому, что…

- Становишься крепким и здоровым.

- Становиться крепким и здоровым хорошо потому, что…

- Можно успеть многое сделать.

- Успеть многое сделать хорошо потому,  что…

- Можно принести много пользы.

- Принести много пользы – это хорошо потому, что…

- Люди будут благодарны.

- Люди будут благодарны – это хорошо потому, что…

- Они будут чувствовать себя счастливыми.

- Чувствовать себя счастливым хорошо потому, что…

- Потому что быть счастливым – это смысл жизни.

Так игра приходит к логическому концу. Освоив её, ученики соревнуются, кто за меньшее количество шагов приведет игру к счастливому завершению.

   На уроках русской словесности я стараюсь предложить такую систему заданий, чтобы помочь ученику примерить идею текста к жизненной ситуации, вызвать у него отклик, поставить его в такие условия, при которых он выступил бы одновременно как заинтересованный наблюдатель, читатель-интерпретатор, соавтор, а затем и автор (сочинитель). Исходя  из этого я формулирую вопросы: Хотелось бы тебе дружить с этим героем? Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте? Как ты думаешь, почему герой вел себя так и почему он поступил именно так, а не иначе? Что тебе нравится или, наоборот, не нравится в герое? Сталкивался ли ты с такими ситуациями в жизни? Зачем автор написал это произведение. Такие вопросы помогают формировать культуру чтения, углубляют восприятие художественного текста. Затем предлагаю творческую работу:

  1. «Дикие лебеди» Андерсена. Всегда ли торжествует правда?
  2. «Соловей и роза» О.Уайльда. Почему расцвела красная роза?
  3. «Синяя звезда» А.Куприна. Что красиво на самом деле?
  4. «Волшебное кольцо» А.Платонова. А каким должно быть настоящее добро? Что это такое?
  5. «Умные вещи» С.Маршака. Если бы у меня были волшебные вещи…
  6. «Кавказский пленник» Л.Толстого. Почему я не хочу дружить с Костылиным? Почему я хочу дружить с Жилиным?
  7. «Песня о Серке» П.Васильева. Почему Серке отказывается от своей любви?
  8. «Телеграмма» К.Паустовского. Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую имел в виду автор и почему?
  9. «Гроза» А.Островского. Почему Катерина публично признается в любви к Борису?
  10. «Записки охотника» И.Тургенева. Прочитайте один из рассказов «Записок охотника» глазами царского цензора и выявите те детали, которые, по его мнению, могли бы содействовать потрясению основ самодержавно-крепостнического строя России.
  11. «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова. Какой знак вы бы поставили в названии поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: вопросительный, многоточие или точку – и почему?
  12.  «Дописать» произведения с печальным концом: «Юшка» А.Платонова, «Кусака» Л.Андреева, «Волк и Ягненок» И.Крылова, «Муму» И.Тургенева и др.
  13.  «Детство» Л.Толстого. Самохарактеристика «Я».
  14. Представляя своему отцу Е.В.Базарова, Аркадий говорил: «Папаша …позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем Базаровым, о котором я тебе так часто писал». Так часто писал…Но в романе нет ни одного письма. Написать за Аркадия, но рукою Тургенева, хотя бы одно письмо.
  15.  А.Ахматова «Реквием»

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество.

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Ни царском саду у заветного пня.

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Каким вы представляете себе памятник А.Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?

16. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте создать словесный проект памятника. Место установки, материал, из которого будет он создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Все свои предложения обоснуйте.

   После изучения рассказа А.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» я предложила ребятам дома заглянуть в семейные фотоальбомы, расспросить родителей, бабушек, дедушек о том, кто запечатлен на фотографиях, какие события нашли отражение на этих, как раньше говорили, карточках. Ребята приносят фотографии, подготавливают рассказ о ней, используя вопросы:

  1. Когда была сделана фотография?
  2. Кто на ней изображен? Какое событие запечатлено?
  3. Как выглядят люди на фотоснимке (поза, одежда, выражение лица). Как они расположены по отношению друг к другу или к каким-либо предметам? Что предшествовало моменту съемки?
  4. Какие чувства и мысли вызвал у вас снимок?

В уроки развития речи необходимо ввести уроки осмысления проделанной работы. Все замечания, касающиеся логики, формы, содержания лучше записать в тетрадь учащегося, однако на самом уроке вслух зачитывается только позитивная развернутая рецензия. Оценочные замечания: «Ты сегодня очень постарался»; «А ты приятно удивил меня» и т.п. – становятся для учеников важным дополнением к обычным оценкам. У них появляется желание вновь услышать подобные замечания и на следующем занятии. Таким образом, результаты одного учебного занятия становятся стимулом к успешному выполнению следующего.

Меня радуют живые работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность. Не все станут журналистами, писателями. Но пусть они будут просто талантливыми людьми, добрыми, кормящими птиц зимой, умеющими замирать перед картинами Шишкина, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу. Пусть не проходит с годами детское умение видеть цветок в пыли у дороги. А мне хочется, чтобы то, что ребята будут говорить и делать потом, в большой жизни, было таким же чистым и искренним, как содержание их школьных сочинений.

   Все названные выше виды работы на уроке направлены на то, чтобы пробудить  у школьников интерес к собственному творчеству, развить те задатки, которые заложены в каждом. Это особенно важно сегодня, когда телевидение, компьютерные игры, развлекая детей, не создают мотивов для реализации их способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

программа развития творческого воображения "Путь к мастеру"

Программа "Путь к мастеру"- результат работы учителя по развитию творческого потенциала учащихся. ...

Кружковое занятие: развитие творческого воображения. Изготовление стилизованной бумажной матрешки — игрушки-колпачка.

Бумажные матрешки несут в себе положительный заряд эмоций. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для любой деятельности, тем более для художественной, вызывающей эстетические ч...

Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника

Небольшая, но вполне ёмкая статья о том, что такое творческое воображение и как его развивать посредством игры в младшем школьном возрасте....

Развитие творческого воображения (по Кандинскому)

Предложен алгоритм восприятия абстрактного искусства на примере композиций В.Кандинского...

Приемы педагогической техники для развития творческого потенциала обучающегося

В документе представлены приемы педагогической техники, способствующие развитию творческого потенциала обучающихся....